статья "Использование современных технологий изучения семьи в ДОУ"
статья
Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматриваются современные формы взаимодествия с родителями в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.docx | 40.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумилова Е.А.,
старший воспитатель
МКДОУ «д/с № 26»
г. Еманжелинск
Использование современных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье рассмотрены понятия «современные технологии изучения семьи» в дошкольной образовательной организации, «проективные методики», «мини-сочинения» и освещено применение некоторых технологий на практике. Представлена таблица с описанием преимуществ и рисков реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО, в помощь воспитателю для грамотного осуществления отбора диагностических методик.
Ключевые слова: изучение семьи, современные технологии, проективные методики, мини-сочинения, преимущества и риски реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО.
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи как воспитательного института и со стороны педагогики, психологии и других наук. Проблемами изучения семьи в отечественной практике дошкольного образования занимались такие учёные, как Г. Т. Хоментаускас, О.Л.Зверева, Овчарова, З.И.Теплова, А.И.Остроухова и др.
Однако, возможности не только ученых, но и практиков в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны взаимоотношений и ценностей. Кроме этого, педагоги дошкольных образовательных организаций затрудняются в реализации различных диагностических методик изучения семьи, используя в основном анкеты и экспресс - диагностики, которые не дают объективных данных о семье. Отсюда и возникают сложности в организации диагностической работы.
Актуальность выдвинутой темы подтверждается и современными нормативно-правовыми документами. В частности в законе «Об образовании в Российской Федерации»[2] говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (ст.44). В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на изучение ДОУ родителей с целью создания единого образовательного пространства «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства. А ведение ФГОС дошкольного образования [1] определяет приоритетное место взаимодействию с родителями как равноправными участниками образовательного процесса.
Поэтому важность и значимость данной темы в практике педагога определила следующие задачи: рассмотреть процесс изучение семьи как педагогическую проблему; исследовать современные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации; апробировать проективные технологии изучения семьи в дошкольной образовательной организации.
Современные технологии изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью. Среди методов изучения семьи достаточно распространённым в дошкольной образовательной организации являются: социологические методы: анкетирование; опросы; экспресс - диагностики, преимущества и риски которых представлены в таблице.
Таблица 1
Преимущества и риски реализации современных технологий изучения семьи в условиях ДОО
Методика | Преимущества | Риски |
Анкета | -Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени. -Возможность осуществления компьютерной обработки информации. -При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний. -Позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов | -Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки. -Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов. -«Поверхностный» слой мнений |
Интервью | -Повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок -Маневренно и легко приспособляемо | -Метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование -Дает возможность исследовать глубинные мотивы -Требуются квалифицированные специалисты, для проведения глубинных интервью -Сложностью поиска интервьюеров -Сложность обработки и интерпретации, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов |
Индивидуальные беседы с родителями | -Больше свободы в отличие от интервью, не нужно придерживаться конкретных вопросов. -Возможность наблюдать собеседника, видеть живую реакцию | -Невозможность использования технических приёмов. -При первичном опросе эксперт может задавать нечётко сформулированные вопросы -Возможно снижение объективности |
Наблюдения | -Позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. -Дает возможность одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. -Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. -Оно позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения. | -Эффект первого впечатления -Усталость наблюдателя и наблюдаемого -Необходимость классифицировать результаты наблюдения. -Необходимость больших ресурсных затрат |
Посещения семьи | -Родители могут быть более открыты для общения -Можно лучше узнать условия, в которых живёт ребёнок -Дает возможность увидеть педагогические просчеты семейного воспитания, обсудить конкретные ситуации | -Происходит вторжение в личную жизнь семьи, возникают трудности установления необходимых контактов |
Психоло-педагогические тренинги | -Они позволяют судить о психологии человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем -Есть возможность узнать много нового о своём ребёнке | -Не всегда участники идут на контакт и говорят о своей проблеме другим людям |
Тестирование рисунков | -Воспринимается участником как игра, не осознается цель | -Валидность проблематична, не существует стандартов -Субъективность интерпретации, требуют широкой теоретической подготовки -Трудоемки |
Мини-сочинения | -Свобода раскрытия темы, никаких ограничений | Требуется оценка узкого специалиста |
Игровые методики | -Вызывают живой интерес -Игра детей спонтанный и естественный процесс | -Трудоёмки в обработке полученных данных -Затраты на подготовку |
Проективные методики | -Они валидны и относительно надежны при высоком уровне профессиональной подготовки пользователя. Эта методика менее субъективна и мало подвержена случайным, ситуативным влияниям. Возможность проекции - перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств | -Трудоемкость и значительные временные затраты |
Такой анализ позволит педагогу грамотно осуществлять отбор диагностических методик в соответствии с особенностями современной семьи.
Практическая реализация использования проективных технологий изучения семьи в дошкольной образовательной организации осуществлялась на базе МКДОУ «д/с №26» города Еманжелинска. Анализ работы в данном направлении, позволил выявить ряд проблем в организации диагностической работы по изучению семьи: в основном педагоги используют заочные методы изучения семьи, которые не дают педагогу возможности определить уровень детско-родительских отношений, т.к. это, в основном, социологический инструментарий. Поэтому необходимо использование более информативных диагностических технологий с целью изучения микромира семьи.
Совершенствуя диагностическую работу по изучению семьи, были апробировали следующие современные технологии [4]. Например, метод «мини-сочинения» (автор-В.В. Столин, адаптация-А.И. Тащевой). В сочинениях родители написали о характере ребенка, его интересах, способностях. Анализ осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. При анализе родительских сочинений, появилась возможность узнать о наличии или отсутствии у них компетентностного опыта, знаний и умений в воспитании ребенка, наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю. Это позволило определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии.
Проективные методики – диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Принято говорить о следующих отличительных признаках проективных методик: испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа, тактики поведения через рисунок или текст; деятельность тестируемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора [3]. В процессе апробации проективных технологий возникли проблемы недостаточного инструментального обеспечения для проведения диагностических исследований, поэтому возникла необходимость в разработке или модификации имеющегося диагностического материала. Ведь очень важно, чтобы диагностический инструментарий был адекватен возрастным особенностям ребёнка, отражал современный социокультурный аспект, имел простую квалиметрическую обработку. Так появились тематические блоки с вариантами вопросов для проведения проективной беседы.
Тематический банк был составлен с учётом возрастных особенностей детей средней группы, основных психических новообразований этого возраста, задач программы, запросов родителей. Примеры приведены в таблице.
Тематический банк для проективной беседы
Таблица 2
Название | Возрастные особенности | Цель | Процедура проведения | Содержание |
«Формирование эмпатии» | У детей 4-5 лет, формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. | Диагностирование отношения ребенка к проблемным ситуациям, а также на выявление ценностей, конфликтов и значимых переживаний ребёнка. | Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. | Если у меня забрали игрушку, то я… Иногда я плачу потому что… Если меня обзывают другие ребята, я…... Бывает, надо мною смеются друзья, и я….. Я люблю, когда меня хвалят, за то, что…. Я расстраиваюсь, когда…… У меня портится настроение, если…. |
«Формирование ответственности» | Ребенок 5-6 лет способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Проявляет ответственность за начатое дело. | Выявление уровня ответственности у ребенка. | Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. | Давай, поиграем с тобой? Ты готов? Мама попросила тебя помочь накрыть на стол, ты… Обычно, когда папа просит убрать меня в своей комнате, то я….. Моя мама часто поручает мне делать…. Если мне дома говорят, что очень поздно и пора спать, я…… Если меня предупредили родители не подходить к открытому окну, то я… |
Имея в наличие готовые тематические блоки для беседы, педагог сможет использовать их в своей диагностической работе, опираясь на запротоколированные ответы детей, сделать выводы и адресно работать с каждым ребенком и его семьей, что обеспечивает в целом результативность взаимодействия.
Таким образом, проективные методики естественным образом вписываются в образовательный процесс не только как беседа-диалог, но и как игра, как ситуативный разговор, как проблемная ситуация социального характера. А так же их можно разнообразно и вариативно использовать в течение всего дня, что создаёт педагогу дополнительные возможности для сбора информации.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с
- https://docplayer.ru/41459889-Ispolzovanie-proektivnyh-metodik-v-rabote-pedagoga-psihologa.html
- Петрайтене М.В. Возможности использования проективных методов в изучении личности дошкольников. Дисс. <...> канд. псих. наук. ВГПУ. Воронеж, 2002. 278 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»
Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...
Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....
Современные подходы к изучению семьи
Может ли исследователь быть более настойчив в отношении семьи, чтобы собрать о ней интересующие его данные? Нет, потому что он должен помнить о допустимых границах «вторжения» в семью. У э...
«Применение современных технологий с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС»
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, через современные формы взаимодействия.Задачи:Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном...
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ СТРАНЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Изучение истории открывает перед детьми новые горизонты, формирует нравственные ценности, которые становятся фундаментом р...
Современные подходы к изучению семьи
Современные подходы к изучению семьи...
Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"
В современном образовательном процессе дошкольных учреждений акцент все больше смещается от традиционных методик обучения к инновационным подходам. Одним из важных аспектов, на который обращается вним...