Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии «Богатства нашей планеты Земля»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по экологии
«Богатства нашей планеты Земля»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_bogatstva_nashey_planety_zemlya.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» п. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области
(филиал с. Гагарино)
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе по экологии
«Богатства нашей планеты Земля»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
обучающие: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и воды, расширению представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека, животных, растений;
развивающие: закреплять способности детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
воспитательные: формировать ответственное, бережное отношение к окружающей среде; воспитывать умение работать в парах.
Предварительная работа: беседа о космосе, индивидуальное общение на тему «Значение воды в жизни человека», чтение отрывков из книг Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине» и Н. Носова «Незнайка на Луне», просмотр мультфильма «Планеты», рисование на тему «Загадочный космос».
Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, вопросы к детям, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование: магнитная доска, красный и синий фломастеры; видеофильм «Космос»; воздушный шарик; , капельки воды из бумаги; ёмкость с горячей водой и крышка.
Раздаточный материал для детей: камни, лупы, трубочки для коктейля, воронки, стаканчики с водой и салфетки на каждого ребенка, фильтр для очистки воды, колпачки от фломастеров, целлофановые пакеты по количеству детей.
Ход ОД:
I вводная часть.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель. Теперь присаживайтесь на стульчики.
Звучит космическая музыка, появляется Космонавт.
Космонавт. Здравствуйте! Моя космическая ракета приземлилась недалеко от вашего детского сада. Я только вернулась из долгого полёта. Хотите, я покажу вам, что я видела в космосе?
Дети смотрят короткий (2 мин) видеофильм о космосе и нашей планете. На экране остаётся изображение Земли.
Космонавт. Вы знаете, как называется эта планета? (Земля) Какого она цвета? Что обозначают эти цвета? И леса, и моря, и океаны - это всё богатство нашей планеты. Как вы думаете, если люди не будут заботиться о своей планете, вырубят леса, загрязнят водоёмы… Как будет выглядеть из космосе наша планета?
Космонавт делает вывод: люди должны заботиться о своём доме –планете Земля и беречь всё богатство нашей планеты.
Космонавт. Но кроме этого, есть ещё одно богатство – то, что необходимо для жизни и человеку, и растениям, и животным! То, без чего не может жить ни одно живое существо на нашей планете. Как вы думаете, что это? (Воздух) Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Попробуйте закрыть нос ладонью и не дышать.
Космонавт. Давайте мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов. У вас есть такое помещение? Как оно называется? (Лаборатория) В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Расскажите, какие? (Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно) Давайте отправимся в вашу лабораторию проводить опыты.
II основная часть.
Космонавт. Да, у вас здесь как в самой настоящей научной лаборатории. Постарайтесь все понять,
Много нужно здесь узнать!
Итак, начнем наши опыты:
Эксперимент № 1 «Воздух – это газ»
С камнем.
Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь? (Твёрдый, жёсткий, крепкий) Значит, камень это - твёрдое тело. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать? (Ответы детей) А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (Нет нельзя)
Дети делают вывод: воздух не твёрдое тело.
С водой.
Космонавт. Возьмём стакан с водой. Вспомните, что умеет делать вода?
(Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую) Значит, вода – это жидкость. Назовите другие жидкие вещества.
(Ответы детей) А можно ли переливать воздух? (Нет, нельзя)
Дети делают вывод: Воздух не жидкость.
Космонавт. Так что же такое воздух? Воздух, ребята, это газ.
Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах? Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
Эксперимент № 2 «Как поймать воздух? »
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? (ответы детей). А может быть, воздух такой маленький, что его нельзя увидеть? Давайте посмотрим на него через увеличительное стекло. Видите что-нибудь? Значит, воздух какой…(Невидимка) Понюхайте воздух. Чувствуете ли вы запах? Воздух не имеет запаха.
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, колпачки от фломастера или из-под баночек – можно услышать воздух. Возьмите по колпачку и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. На улице мы тоже можем услышать воздух. Когда?
А у меня на столе есть шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
А теперь предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Эксперимент № 4. Возьмите стакан с водой и трубочки из-под сока. Опустите их в стакан с водой и потихоньку дуньте в трубочку. (Объяснить, что пузырьки это и есть воздух, и мы его видим.) Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.
Расскажите мне всё, что узнали про воздух (воздух – это газ; он бесцветный, невидимый, у него нет запаха, воздух можно услышать)
Давайте немного отдохнем. И здесь нам тоже пригодится воздух, потому что я предлагаю вам полетать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
В космос мы летим опять.
(соединить руки над головой)
Отрываемся от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаем до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Ребята, для того, чтобы узнать, о чем дальше пойдёт речь, отгадайте кроссворд:
1 | 2 | 3 | 4 |
В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «воздух» и стоит на первом месте; во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «облако» и стоит в нём на первом месте; в третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дом»; и в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «ракета».
Космонавт. Правильно, это вода. Что вы знаете о воде?
Дети читают стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
Космонавт. Давайте с вами пройдем по группе, посмотрим и капельками отметим, какую пользу в группе приносит вода.
Дети идут по группе и делают остановки.
1-уголок природы - возле растений.
Дети рассказывают, что цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
Космонавт вместе с детьми приклеивает капельку около уголка природы
2 - капельку один из детей приклеивает на дверь туалетной комнаты.
Дети говорят, что капельку нужно приклеить здесь, чтобы они могли мыть руки, лицо.
3-У стола, где стоит чайник с водой (приклеивают капельку).
4-мойка в подсобном помещении
Дети рассказывают, что вода нужна младшему воспитателю Татьяне Михайловне, и много: мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеивают капельку).
5 –игровой уголок.
Дети говорят: вода нужна, чтобы мыть игрушки, стирать кукольную одежду (приклеивают капельку).
Космонавт: Вот ребята, сколько в вашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят вам большую пользу. А как вода попадает к нам в дом?
Вода течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? (Дети повторяют.) А нам пора возвращаться в лабораторию.
Эксперимент 4 «Волшебные превращения воды».
Космонавт. Перед вами два стакана с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Одна чистая, другая – грязная) А как вы думаете, можно ли очистить грязную воду? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается? (Вода становится чистой) А что стало с нашей бумагой? (Грязная стала) Прежде чем попасть к нам, вода проходит через специальную очистку. Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? (В чистой) Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.
А почему вода в речке не кончается? Посмотрите, у меня здесь горячая вода. Сейчас я накрою её крышкой и немного подожду. Что вы видите на поверхности крышки? Да, капельки воды. Откуда они взялись? А теперь представьте, что это река, озеро, пруд или другой водоём. Вода нагревается под солнцем, вода превращается в пар и поднимается … Куда? Образуются облака. А там, вверху, прохладно, и пар превращается опять в капельки воды. Получаются уже не облака, а дождевые тучи. И малышки-капельки опять возвращаются на землю и в свой родной водоём.
Дети делают вывод: вода может превращаться в пар.
Вспомните, пожалуйста, в каком ещё состоянии может быть вода.
1-й опыт - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?
Вывод: вода не имеет запаха и вкуса.
2-й опыт - прозрачность. Опустить в стакан с водой камешек.
Вывод: вода прозрачна.
3-опыт - опустить кусочек сахара в воду. Он растаял, растворился.
Космонавт. Где в жизни мы можем наблюдать это? (когда кладем сахар в чай)
Каким он становится? (Сладкий)
3-й опыт – опустить в воду рисунок, написанный красками.
Почему вода окрасилась?
Вывод: вода растворяет некоторые вещества.
Космонавт. Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами (назовите их):
-прозрачность
-нет запаха
-без вкуса
- растворяет некоторые вещества.
-может быть в жидком, газообразном и твёрдом виде.
И воздух, и вода – это богатства нашей планеты, и их надо беречь: не загрязнять, не тратить зря.
III часть.
Космонавт. Молодцы, ребята! Хорошо поработали. Надеюсь, когда вы вырастите, вы будете настоящими заботливыми, бережливыми хозяевами на своей планете. Чтобы вы об этом не забывали, я хочу подарить вам модель Земли – вот этот глобус. А мне уже пора возвращаться, меня ждут мои товарищи – космонавты. Было приятно с вами поработать! До свидания!
Космонавт прощается с детьми и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля»
это открытое занятие, я проводила на аттестацию. комиссия была восхещена....
Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом)
Конспект НОД для детей с ТНР в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперименты с воздухом). ...
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом).
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом). Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к иссл...
конспект открытого занятия в старшей группе по экологии "Богатство нашей планеты Земля"(эксперимент с воздухом)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом)
Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей....
«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».
Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....