Устойчивое развитие в дошкольных учреждениях
методическая разработка (старшая группа)
Приложение к основной образовательной программе "Устойчивое развитие в старшей группе"
Устойчивое развитие - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.
1. Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.
С именами этими и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.
2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
3. Мировой опыт. В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известна программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Ярким представителем данного направления является Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и не совсем удачно переведенное методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская программа школы Мулле. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.
4. Современная школьная экология. В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. При этом информация недостаточно адаптировалась, а слабое понимание самим воспитателем экологии приводило к тому, что он старался строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для дошкольников. Такой подход вел к потере интереса детей к занятиям и перегрузке излишней информацией. К счастью, такой подход уходит из дошкольного образования, однако некоторые его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому хочу подчеркнуть, что содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.
Экологическое образование и «устойчивое развитие»
Основная идея «устойчивого развития» — сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Для этого всем людям, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими видами. Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных ресурсов, территорий, которые используем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены его ценностных ориентиров. Что меняют эти идеи в нашей с вами жизни? Мы должны соблюдать законы природы, изменить свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности. То есть, с одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать для себя приемлемые условия существования, с другой — человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Чтобы реализовать эти принципы на практике, в повседневной жизни, нужны люди с новым мышлением. Именно поэтому во всем мире в последнее время все больше внимания уделяется образованию в области окружающей среды.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
- пониманию самоценности природы;
- осознанию ребенком себя как части природы;
- воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
- пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
- усвоению азов экологической безопасности;
- усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;
- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Цели и задачи экологического образования дошкольников
В качестве целей и задач экологического образования теоретики и практики дошкольного образования чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Принципы отбора экологического образования дошкольников
- научность;
- доступность;
- гуманистичность;
- прогностичность;
- деятельностность;
- принцип деятельностности;
- интеграция;
- целостность;
- конструктивизм;
- регионализм;
- системность;
- преемственность.
Какими должны быть принципы отбора содержания экологического образования дошкольников. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
Месяц | Тема | Формы работы | Цель занятия |
Сентябрь | Полиэтилен | МИМИО «Сохрани планету» Самоделки «Эко-сумки» | Продолжать формировать устойчивое развитие детей, понимать необходимость сохранения планеты |
Акция «Крышечки ДоброТЫ» - старт акции | Театрализация сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» Сюжетно-ролевая игра «Сортировка мусора» Приобщение родителей к сбору крышечек на базе группы | Продолжать учить детей правильно разделять мусор по контейнерам, воспитывать менталитет с пониманием устойчивого развития | |
День осеннего Солнышка | Дидактические игры «Части суток», «Когда это бывает» Опытно-экспериментальная деятельность «Влияние солнечного света на предметы», «Испарение воды на солнце», «На ярком фоне», «Солнца луч золотой» | Продолжать формировать представления о частях суток, природных проявлениях | |
Знакомство с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Температура». Занятие 1 | Знакомить детей с понятием температура, влиянием температуры на окружающие объекты | |
Октябрь | Электричество | Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Что такое электричество» Викторина для ребят «Что я знаю об электричестве» Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с янтарем», «Трение», «Электромагнетизм» Самоделки Мотивационные постеры своими руками, видеосюжет «Бережливость – это не экономия, а разумное потребление» Оригами «Дом» | Знакомить детей с электричеством, формировать понимание о том, откуда оно берется и как попадает в дом человека |
Акция «Батарейки, сдавайтесь!» | Создание коллажа из фотографий и рисунков | Продолжать формировать устойчивое развитие детей | |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Температура». Занятие 2 | Знакомить детей со способами измерения температуры, с понятием градус | |
Ноябрь | Осенние заботы о птицах | Создание видеорепортажа «Как мы помогали птицам» | Воспитывать бережное и заботливое отношение к ближним |
Акция «Батарейки, сдавайтесь!» | Приобщение родителей к сбору батареек на базе пункта приема | Продолжать формировать устойчивое развитие детей и семей | |
Воздух | Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Где живет воздух» Викторина для ребят «Что умеет воздух» Самоделки «Облака – белогривые лошадки» Опытно-экспериментальная деятельность «Ветер в комнате» опыт со свечой, «Упрямый воздух» опыт со шприцом, «Воздух толкает предметы» | Формировать представления детей о воздухе, его свойствах, необходимости избегания загрязнения воздуха | |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Температура». Занятие 3 | Закрепит знания детей о температуре | |
Декабрь | Воздух | Опытно-экспериментальная деятельность «5 способов обнаружить воздух», «Чем больше воздуха в мяче, тем выше он скачет», «Как образуются барханы», «Масло и вода не смешиваются» ЭкоКрокоДил – Логическая игра Самоделки «Воздушный змей», «Вертушка» Образовательный диалог «Ёлка. Что лучше - живая или искусственная. Способы утилизации ёлки» | Продолжать исследовать свойства воздуха. Формировать представление детей о правильной переработки деревьев с пользой для экологии |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Свет». Занятие 1 | Формировать представления детей о том, от чего зависит освещенность, может ли свет проникать сквозь предметы | |
Январь | Вода | Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Вода» Опытно-экспериментальная деятельность «Вторая жизнь воды», «Вода умеет окрашивать на расстоянии», «Декор посуды с помощью воды и лака», «Сила выталкивания соленой воды» опыт с яйцом Викторина для ребят «Что я знаю о воде» | Формировать представления детей о воде и ее свойствах. Исследовать свойства воды через экспериментальную деятельность |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Свет». Занятие 2 | Формировать представления детей о свете: влияет ли плохая освещенность на здоровье человека | |
Февраль | Вода | Виртуальная экскурсия в Музей воды Опытно-экспериментальная деятельность «Состояния воды», «Вода и давление», «Соленый лед и нитка», Опыт-фокус «Волшебное окрашивание воды в банке», «Как простой лист бумаги может заменить крышку для банки с водой» Мастер-класс «Сделай сам. Экологичное чистящее средство» Образовательная беседа с демонстрацией презентации об экопотреблении «Чем дольше будут служить тебе вещи, тем меньше будет потребление невидимой воды» | Продолжать формировать представления детей о воде и ее свойствах. Исследовать свойства воды через экспериментальную деятельность. Знакомить детей с понятием экопотребление, учить понимать его смысл. |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Свет». Занятие 3 | Продолжать знакомить детей с понятиями: свет, фотоны, «скорость света», «освещенность» | |
Март | Вода | Презентация «Экономная система полива цветов» Самоделки «Моя личная история о воде» «Система полива комнатных цветов» (стр 79) Опытно-экспериментальная деятельность «Ледяная линза», «Домашнее облако», «В почве есть воздух», «В почве есть влага» Видеосюжет «Как мы воду охраняли» | Продолжать формировать устойчивое развитие детей и семей |
Земля | Исследовательская работа с детским научным журналом «Детям обо всем на свете». Выпуск «Земные тайны. Почва» | Знакомить детей со свойствами почвы | |
Мотивационное интегрированное занятие | «Сохранение популяции нерпы» | Формировать бережное отношение детей к природе | |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Электричество». Занятие 1 | Формировать представления детей об электричестве: смогут ли работать без него телевизор, компьютер, холодильник | |
Апрель | Земля | Викторина для ребят «Тайны почвоведа» Опытно-экспериментальная деятельность «Исследования юного почвоведа», «Как образуются лужи на земле», «Потребности растений», «Фараонова змея», «Лава-лампа» Образовательная беседа с демонстрацией презентации «Жители тайного подземелья» Разгадывание ребусов, игры с лабиринтами Самоделки Оригами «Мышка» Виртуальная экскурсия в Музей почвоведения (подземное царство) | Продолжать изучать свойства почвы, познакомить ребят с профессией почвовед |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Электричество». Занятие 2 | Рассмотреть вопрос: как знаки плюс и минус связаны с электричеством, как получить электричество в домашних условиях | |
Май | Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Кислотность». Занятие 1 | Знакомить детей с понятием кислотность, можно ли ее измерить приборами, всегда ли кислота живет там, где кисло |
Работа с цифровой лабораторией «Наураша» | Интерактивное занятие «Кислотность». Занятие 2 | Продолжать формировать представление детей о кислотности. Способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам | |
Животные | МИМИО «Красная книга России» Самоделки «Красная книга своими руками» Опытно-экспериментальная деятельность «Слайм», «Зубная паста для слона», «Вулкан», «Как привлечь бабочек» КВН «Жизнь забавных животных» Экологический квест | Продолжать воспитывать бережное отношение детей к природе – к животным. Формировать понимание о том, что некоторые виды вымирают из-за вреда человека. Продолжать формировать устойчивое развитие детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Рекомендации позволяют грамотно осуществлять прием детей с ЗПР в коррекционную группу...

Выпускная курсовая работа «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями в развитии в дошкольном учреждении».
Работа в образовательном учреждении комбинированного вида сопряжена для педагога-психолога с определенными трудностями. Необходимо быть компетентным в решении очень многих вопросов, связанных с особен...

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком , ЗПР поддается коррекции практически полностью....
Уровень обр. орг., Педагогический совет «Экологическое образование для устойчивого развития детей дошкольного возраста», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 29.11.2018г.
laquo;Экология и здоровье», доклад...

Статья "Проектирование образовательного процесса через реализацию целей устойчивого развития в дошкольной образовательной организации"
В современных условиях возникает необходимость пересмотра стратегии проектирования образовательного процесса в ДОУ в экологическом образовании для устойчивого развития (ОУР), целью которого является ф...

Современные педагогические технологии в экологическом образовании для устойчивого развития в дошкольном образовательном учреждении
Для повышения качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса в области экологического образования педагогам доступны в использовании современные педагогические технологии. Зная основ...

Преемственность устойчивого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы преемственности в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие активной, самостоятельной, мотивированной к непре...