«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
материал (младшая группа)

Балашова Наталья Юрьевна

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования». (2 слайд) На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. (3 слайд) Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Наблюдая за деятельностью детей в своей группе в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность.Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме. (4 слайд) Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера. ( 5 слайд) Цельработы:Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования. Способствовать развитию творческих способностей детей, раскрытию творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства. Повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Задачи:  Развить и укрепить мелкую моторику.  Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.  Обучить приёмам нетрадиционных техник рисования.  Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.  Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.  Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы. (6 слайд )Ожидаемые результаты: • Динамика развития мелкой моторики. • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. • Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. (7 слайд) Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: • игра, которая является основным видом деятельности детей; • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; • музыкальное сопровождение; • яркая, хорошо продуманная наглядность и др. В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному». ( 8 слайд ) Какого же значение нетрадиционного рисования: 1. Имеет огромное значение в формировании личности ребенка. 2. Развитие мышления ребенка. 3. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. 4. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша). 5. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. 6. Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования. (9 слайд) Нетрадиционные способы рисования (перечислены на экране). Известно более 30 техник нетрадиционного рисования. Эти техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными.Я же хочу показать и рассказать более подробно о способах которые использовала на занятиях с детьми своей группы. (10,11,12 слайд) Пальчиковая живопись. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. (13,14 слайд)Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5 ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. ( 15,16 слайд)Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. (17,18 слайд) Техника «Рисование поролоновой губкой». Большой плюс этого метода рисования в том, что поролоновые губки есть у каждого дома. Это техника рисования легка и интересна. Попробуйте и вам понравится. Для развития воображения и художественного творчества важно, чтобы ребёнок был знаком с разнообразными изобразительными материалами средствами. Поролоновая губка - прекрасное средство для детского рисования. Губка найдётся у любой хозяйки. Рисование поролоновой губкой доступно даже малышам, так как позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко реализуется при использовании поролона. Дети раннего и младшего дошкольного возраста могут рисовать с использованием трафарета. (19, 20 слайд ) Рисование вилкой.Особый интерес у детей вызывает нетрадиционная техника рисования вилкой. Когда ребенок рисует вилкой, он забывает, что нужно рисовать ровно. Тогда маленький художник выходит за рамки, за шаблоны, не копирует, а придумывает что-то новое… Нетрадиционная техника рисования вилкой развивает эстетическое восприятие окружающего мира, развивает мелкую моторику пальцев рук, речь, мышление. При создании рисунка нетрадиционным методом у детей развивается творческое мышление и воображение, воспитывается аккуратность, самостоятельность и внимательность при работе с гуашью и вилкой. (21,22 слайд) Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Для малышей – это промежуточная стадия знакомства с изобразительными средствами (между пальчиком и кистью), для старших художников – оригинальная техника создания рисунков. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов. (23,24 слайд) Рисование манкой. Сначала выберите сюжет своего рисунка. Затем изобразите его на бумаге, а контуры смажьте толстым слоем клея. Надо всё делать достаточно быстро, ведь клей может высохнуть. Насыпаем белую манку и ждём, когда рисунок хорошо просохнет. Когда лист высох, встряхните лишнюю манку, которая не приклеилась. Теперь шедевр готов к раскрашиванию. Однако помните, что фактура перед вами неровная, поэтому не ждите особых чудес. У вас получится мокрый эффект. Если все сделать аккуратно, тогда картина готова будет даже к выставке. Из красок идеально подходит гуашь, а не акварель. Каждую деталь раскрашивайте своим цветом. Когда рисунок готов, пусть хорошо высохнет. Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т. д. Так же эту технику можно использовать в работе с песком и солью. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Для ознакомления родителей с данной темой мы оформляем папки – передвижки с консультациями «Как научить ребенка рисовать», «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», «Рекомендации по развитию мелкой моторики», «Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры», «Такие разные материалы для рисования». (25 слайд )Была дана консультация для педагогов : «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», и мастер-класс по рисованию в технике ниткография. Таким образом, была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Из проведенной работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук. Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. В группе по возможности постаралась создать условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. И главное набраться терпения! Умелыми пальцы станут не сразу, но обязательно станут!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_samoobrazovaniyu.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОУ «Детский сад «Солнышко» САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель : Балашова Н.Ю. 2021

Слайд 2

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Слайд 4

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

Слайд 5

Цель работы: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования. Способствовать развитию творческих способностей детей, раскрытию творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя различные техники и жанры изобразительного искусства . Задачи: Развить и укрепить мелкую моторику. Расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучить приёмам нетрадиционных техник рисования. Создать развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.

Слайд 6

Ожидаемые результаты: Динамика развития мелкой моторики. Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Пополнение центра искусства различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Слайд 7

Методы и приемы образовательной деятельности: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; путешествие в сказку; наблюдение; музыкальное сопровождение; яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Слайд 8

Значение нетрадиционного рисования: 1. Развитие мышления ребенка. 2. Развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. 3. Влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. (Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша). 4. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

Слайд 9

Нетрадиционные способы рисования: Пластилинография Набрызг Рисование на манке Рисование мятой бумагой Ниткография Рисование песком Граттаж Кляксография Рисование ладошками и пальчиками Рисование солью Монотипия Мраморная бумага Фроттаж и т.д.

Слайд 10

Рисуем пальчиками: а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску), проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры), прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки), соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки ).

Слайд 11

Веточка с ягодками .

Слайд 12

Елочка – красавица.

Слайд 13

Рисование ладошками . Возраст: от трех лет. Материалы : гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

Слайд 14

До чего красив павлин!

Слайд 15

Отпечатки листьями – нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.

Слайд 16

Волшебный лес.

Слайд 17

Рисование поролоновой губкой доступно даже малышам, так как позволяет быстро получить изображение, широкими мазками. Желание маленького ребенка рисовать ярко легко реализуется при использовании поролона. Дети раннего и младшего дошкольного возраста могут рисовать с использованием трафарета. Взрослый изготавливает трафарет из картона, полиэтилена или пластика, а дети просто макают губкой внутри трафарета или вокруг силуэтного изображения из плотного материала печатают фон. Использование при рисовании губки позволяет передать шероховатость изображаемого, пушистость шкурки зверя, объёмность.

Слайд 18

Из яйца как из пеленок, только выбрался Цыпленок !

Слайд 19

Рисование вилкой . Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи нее можно рисовать красками замечательные рисунки.

Слайд 20

Рисование ватными палочками. Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра.

Слайд 21

Вот подснежник на поляне, я его нашел.

Слайд 22

Колючий ежик.

Слайд 23

Рисование манной крупой - это одна из техник нетрадиционного рисования, которая отличается своей простотой выполнения и уникальностью. Кроме этого, рисовать манкой это не только интересно, но и полезно, так как способствует развитию творчества и воображения, развивает мелкую моторику рук, обладает лёгким терапевтическим эффектом.

Слайд 24

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Слайд 25

«Как научить ребенка рисовать», « Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», « Рекомендации по развитию мелкой моторики», « Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры », «Такие разные материалы для рисования» Консультации для родителей:

Слайд 26

Мастер – класс для педагогов

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

«Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Мастер- класс «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования - ниткография».

Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.Задачи: - продемонстрировать опыт работы по использованию техники «Ниткография» в работе с детьми младших групп...

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию :«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования

ЗАДАЧИ:1 Повысить собственный уровень знаний путём изучения литературы по заданной тематике, изучение методик и технологий в интернет ресурсах.2Создание развивающей среды для самовыражения детей в тво...