Психологические трудности у детей с нарушением речи
материал
Речь
Речь - не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректируется его деятельностью, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_psihologicheskie_trudnosti_byvayut_u_detey_s_narusheniemrechi.docx | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Что надо знать о развитии речи дошкольников.
Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи.
Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально - волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.
Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту.
Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю- логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.
Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания- отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.
Также среди трудностей детей с нарушением речи:
- неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
- недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
- проблемы с дыханием - когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.
Речь - не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.
В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...
Психологические особенности детей с нарушениями речи
Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеютфункциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС....
Психологические особенности детей с нарушением речи
Консультация...
"Трудности в формировании грамматического строя речи у детей с нарушением речи"
Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...
Консультация для родителей "Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи"
Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторо...
Трудности формирования второго языка у детей с нарушениями речи
В презентации раскрываются причины нарушений речи у детей -билингвов....
Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи.
Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи....