Психологические особенности детей с нарушением речи
консультация на тему
Консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности детей с нарушением речи
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе всей жизни человека и служит показателем его общего развития.
Различают 2 формы речи:
1.Внешняя. Это устная (монолог, диалог) и письменная р.
2.Внутренняя. Это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чём-либо, мысленно составляет планы.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом. При недоразвитии речи возникают нарушения письма различной тяжести.
Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.
Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
агрессивность, драчливость, конфликтность;
повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
энурез(недержание мочи);
онанизм;
повышенную обидчивость, ранимость;
склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры нарушения. Предупреждение речевых нарушений способствует гармоничному развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для приобретения знаний.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:
Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Достижение данных целей возможно при помощи:
Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
Методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т.д.
Ожидаемые результаты:
Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности.
Подготовила: учитель – логопед
Николаева С.В.