культура и трации
план-конспект урока (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Культура и традиции русского народа»
Цель: Расширить знания детей о родной стране.
Задачи:
Образовательные:
дать представление о единстве многонационального российского народа;
закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях;
продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством).
Развивающие:
развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание;
стимулировать речевую активность детей.
Воспитательные:
воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием;
мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций;
воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.
Оборудование:
карта России,
книги русских народных сказок,
звукозапись русских народных песен-хороводов,
предметы народно-прикладного искусства,
предметные картинки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашей стране. Как называется наша страна, в которой мы живем? (ответы детей)
Воспитательвыставляет для обозрения географическую карту и картины и изображением природы России.
Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок проводит указкой вдоль границ России).
II. Основная часть:
Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации, и попробуем составить небольшой рассказ. (Воспитатель помогает детям наводящими вопросами).
Воспитатель:Россия – страна очень большая и красивая. В России много лесов, в которых много разных зверей и птиц, растет много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – Волга. Берега России омывают моря – Черное, Белое. А в реках и морях много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые –уголь, железную руду, алмазы.
Наша страна очень красивая и богатая. Она возникла давно и у неё древняя и интересная история. Что вы помните об истории России, как образовалось такое огромное государство? (ответы детей)
Воспитатель:Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними.
А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поговорим о талантерусского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать очень хорошо? (ответы детей).
Воспитатель: Да, верно, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какиерусские народные сказки вы знаете? (Воспитатель, выставляет книги с русскими народными сказками)
Воспитатель: Вы сказали, что русский народ сочинял и красивые песни, люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки. (Воспитатель включает запись русского народного хоровода)
Физкультминутка - хоровод:
Солнышко, солнышко, в небе посвети!
(потянуться руками вверх, подняться на носки)
Яркие лучики к нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(разбиться на пары, взяться за руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(перестроиться в цепочку)
Там все мы встанем дружно в кружок.
(встать в круг)
С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет
(идти по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо сесть на свои места)
Воспитатель: А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются изделия, сотворенные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенныхвоспитателем)
Воспитатель: Расскажите о том, что вы купили на ярмарке? (Рассказы детей о дымковской игрушке, гжельской и городецкой росписях, хохломских изделиях и др.)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке?
Это роспись - просто чудо,
Голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком,
Манитрусским васильком.(Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
Собой хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся красота у него в рогах. (Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, куры, колотушки-
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а как вы понимаете, что такое«традиция»?(Предположения детей)
ТРАДИЦИЯ – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Традиции бывают семейные.Какиетрадиции есть у вас в семье?(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, почти во всех семьях естьтрадиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традициявстречать Новый год в 12 часов ночи. А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней.
Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечаютрусскиелюди в конце зимы – начале весны? Что это затрадиция?(праздник Масленица). Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами).
Воспитатель: Правильно, этот праздник с песнями, хороводами и блинами. А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию). Кто помнит, почему возникла такаятрадиция?(ответы детей). Ещё есть вкусные традиции, и они связаны с приготовлением различных блюд, это традиционная национальная кухня. У каждого народа,обязательно есть какое-нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.
Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (ответы детей)
Воспитатель: Да, в России много национальныхтрадиционных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые куличи (Показ картинки)
Воспитатель: Какие кушанья вы можете назвать мне, которые из муки готовят у вас дома?(ответы детей)
Воспитатель: А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (предположения детей). Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут. У нашего народа есть поговорка«Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России?(кашу). А из чего можно сварить кашу? (ответы детей). Пшеница, овес, гречиха – все эти зерновыекультуры выращивают на наших родных полях. Крупы: пшено и манку делают из пшеницы.
Воспитатель: В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какойрусский напиток хорошо утоляет жажду. (Предположения детей)
Воспитатель: Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда – горячий сбитень.
Практическая работа.
Воспитатель: С сегодняшнего нашего занятия мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие, где мы познакомимся с культурными традициями народов нашей страны. Каждый человек – это отдельный мир. Давайте представим этот мир с помощью своих ладоней. Обведём свои ладошки на цветной бумаге, и вырежем. Оформим на плакате символ дружбы народов.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей Родине, о таланте русского народа, о разных национальных традициях. Кто какие традиции запомнил?(Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, мы с вами будем их помнить и сохранять, потому что мы живем в России, великой стране, богатой традициями своего народа. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.
Воспитатель:
Мы сегодня занимались,
Много нового узнали!
Но пришла пора закончить,
Вампонравилось?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие по России? Что вы узнали нового? (ответы детей). Ребята что бы вы хотели пожелать своейРодине? (ответы детей). Я хочу пожелать своей Родине счастья.
Воспитатель: Ребята, будущее нашей страны во многом зависит от вас, от того, как вы сильно ее любите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры как части культуры личности.
Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание основ экологической культуры....
Воспитание экологической культуры как части культуры личности.
Обогащение знания детей о лесе. Формирование связной речи и закладывание основ экологической культуры....
Конспект непосредственно образовательной деятельности ( образовательная область « Физическая культура») Коваленко С.В., инструктор по физической культуре
Физическое воспитание - одно из главных направлений в деятельности дошкольного учреждения. В конспекте показана интеграция образоватльных областей "Физическая культура", "Музыка", "Познание". Интере...
Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.
На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)
Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...
Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре (в копилку инструктору по физической культуре)
Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в ходе проведения непрерывно образовательной деятельности по физической культуре...