Картотека дидактических игр
картотека
Предварительный просмотр:
Индивидуальная картотека дидактических игр по областям.
Игры на развитие математических способностей. | «Чудесный мешочек» Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь. Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. «Покупки» Цель: Закреплять счет в пределах 10 Ход: Предложить ребенку сходить в магазин и купить определенное количество продуктов, игрушек и т.д. Например: Купи пожалуйста 5 яблок и 3 карандаша; 9 машинок; 7 конфет и 3 куклы и т.д. «Убираем цифры» Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10. Ход игры: Ребенок выкладывает цифры по порядку. После загадывают загадки про числа. Когда ребенок догадался о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши и т.д. «Дни недели» Цель: Закреплять порядок дней недели. Ход игры: Перед игрой повторяется порядок дней. Водящий бросает мяч и спрашивает какой день недели идет после среды или какой идет перед вторником, ребенок кидает обратно мяч с ответом. «Время суток» Цель: Закреплять знания о времени суток. Ход игры: Ведущий говорит действия которое делаем утром, днем, вечером или ночью, а ребенок должен ответить когда это происходит. Еще можно играть на оборот, ведущий называет время суток, а ребенок говорит или показывает действие. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)» Цель: развивать представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины. Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово, ребенок бросает мяч обратно с ответом. Например: Взрослый: Длинный Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т. д. «Нарисуй по клеткам» Цель: развивать ориентировку на листе бумаги. Ход игры: Взрослый проговаривает ребенку сколько и куда надо провести линию по клеткам (2 вниз, 3 направо, 6 вверх и т.д.) до получения рисунка. Начинается с легкого рисунка, затем он усложняется. |
Игры по развитию речи | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы, расширять словарный запас. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) и т.д. «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Например: про что можно сказать: «Свежий»... (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»... (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»... (булочка, новость, газета, скатерть) старая»...(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»... (молоко, мясо, варенье); «старое»...(кресло, сиденье, окно) и т.д. «Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» «Один –много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Например: Стол –столы, стул –стулья, гора –горы, лист –листья, дом –дома, носок – носки, глаз –глаза, кусок –куски, день –дни, прыжок –прыжки, сон- сны. В эту игру можно играть с мячом. «Закончи предложение» Цель: формирование навыка использования в речи сложноподчиненных предложений. Например: -папа положил купленный хлеб… (в хлебницу); -мама пошла в магазин за… (продуктами); -дедушка положил конфеты… (в конфетницу); -бабушка испекла пирожки в… (духовке); -старший брат не хочет спать, потому что… (спать еще рано); -наша семья пойдет завтра на прогулку в парк, если… (погода будет хорошая); -кот залез на дерево, чтобы… (на него не напала собака). «Какая картинка не нужна?» Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами предметами, словами-признаками, словами-действиями. Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. Ход игры: Перед ребенком выставляется несколько игрушек и описать их. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик Машинка- это небольшая игрушка, красного цвета с черными колесами, она быстро едет. «Нужное слово» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры: По заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком «Где спрятался звук» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры: Взрослый называет слово и спрашивает, где спрятался определенный звук. Ребенок должен ответить где: в начале, в середине или в конце. «Четвертый лишний» Ход игры: Взрослый произносит четыре слова, в трех из которых есть одинаковый звуков ( машина, шишка, корабль, шина) ребенок должен найти лишнее слово (корабль). |
Игры по развитию памяти. | Развитие памяти Пересказы. Заучивание песен и стихотворений. «Вспомни, как прошел день». «Что изменилось» Цель: развивать зрительную память Ход игры: Перед ребенком выкладывается 6-8 предметов, дается минута чтоб запомнить, затем ребенок отворачивается и предметы меняются местами. После он должен найти, что изменилось. «Запомни картинку» Цель: Развить зрительную память. Ход игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось? «Бусы» Цель: Развивать зрительную память. Ход игры: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги. «Повтори» Цель: Развивать слуховую память Ход игры: Ребенку называют 8-10 слов не связанные по смыслу, а он должен повторить. «Слова» Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву. Игры и упражнения на классификацию Игра «Запомни слова» Детям предлагается запомнить несколько слов. Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива. Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку. Игра для развития двигательной и тактильной памяти « Я положил в мешок» Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. «Зеркало» Цель: развитие двигательной памяти. Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. |
Игр на развитие внимания | «Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. Ход: Ребенку дают карточку с изображением двух картинок, имеющих различия и предлагают их найти. Со временем количество отличий увеличивается. «Найди предмет» Цель: развитие внимательности. Ход: Ребенку дают картинку в которой спрятаны определенные предметы, их надо найти и закрасить. Со временем количество предметов увеличивается. «Разведчики». Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности. Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый переворачивает картинку и задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы. «Лото» Цель: развитие произвольного внимания. Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию. Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц, овощей и т.д.) и 6 карт с изображением этих же предметов. Ход игры: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....