Картотека дидактических игр
картотека
Предварительный просмотр:
Индивидуальная картотека дидактических игр по областям.
Игры на развитие математических способностей. | «Чудесный мешочек» Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь. Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. «Покупки» Цель: Закреплять счет в пределах 10 Ход: Предложить ребенку сходить в магазин и купить определенное количество продуктов, игрушек и т.д. Например: Купи пожалуйста 5 яблок и 3 карандаша; 9 машинок; 7 конфет и 3 куклы и т.д. «Убираем цифры» Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10. Ход игры: Ребенок выкладывает цифры по порядку. После загадывают загадки про числа. Когда ребенок догадался о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши и т.д. «Дни недели» Цель: Закреплять порядок дней недели. Ход игры: Перед игрой повторяется порядок дней. Водящий бросает мяч и спрашивает какой день недели идет после среды или какой идет перед вторником, ребенок кидает обратно мяч с ответом. «Время суток» Цель: Закреплять знания о времени суток. Ход игры: Ведущий говорит действия которое делаем утром, днем, вечером или ночью, а ребенок должен ответить когда это происходит. Еще можно играть на оборот, ведущий называет время суток, а ребенок говорит или показывает действие. «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)» Цель: развивать представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины. Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово, ребенок бросает мяч обратно с ответом. Например: Взрослый: Длинный Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т. д. «Нарисуй по клеткам» Цель: развивать ориентировку на листе бумаги. Ход игры: Взрослый проговаривает ребенку сколько и куда надо провести линию по клеткам (2 вниз, 3 направо, 6 вверх и т.д.) до получения рисунка. Начинается с легкого рисунка, затем он усложняется. |
Игры по развитию речи | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы, расширять словарный запас. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) и т.д. «Подбери словечко» Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Например: про что можно сказать: «Свежий»... (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»... (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»... (булочка, новость, газета, скатерть) старая»...(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»... (молоко, мясо, варенье); «старое»...(кресло, сиденье, окно) и т.д. «Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» «Один –много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Например: Стол –столы, стул –стулья, гора –горы, лист –листья, дом –дома, носок – носки, глаз –глаза, кусок –куски, день –дни, прыжок –прыжки, сон- сны. В эту игру можно играть с мячом. «Закончи предложение» Цель: формирование навыка использования в речи сложноподчиненных предложений. Например: -папа положил купленный хлеб… (в хлебницу); -мама пошла в магазин за… (продуктами); -дедушка положил конфеты… (в конфетницу); -бабушка испекла пирожки в… (духовке); -старший брат не хочет спать, потому что… (спать еще рано); -наша семья пойдет завтра на прогулку в парк, если… (погода будет хорошая); -кот залез на дерево, чтобы… (на него не напала собака). «Какая картинка не нужна?» Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали. Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ. «Опиши игрушку» Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами предметами, словами-признаками, словами-действиями. Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их. Ход игры: Перед ребенком выставляется несколько игрушек и описать их. Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик Машинка- это небольшая игрушка, красного цвета с черными колесами, она быстро едет. «Нужное слово» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры: По заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком «Где спрятался звук» Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание. Ход игры: Взрослый называет слово и спрашивает, где спрятался определенный звук. Ребенок должен ответить где: в начале, в середине или в конце. «Четвертый лишний» Ход игры: Взрослый произносит четыре слова, в трех из которых есть одинаковый звуков ( машина, шишка, корабль, шина) ребенок должен найти лишнее слово (корабль). |
Игры по развитию памяти. | Развитие памяти Пересказы. Заучивание песен и стихотворений. «Вспомни, как прошел день». «Что изменилось» Цель: развивать зрительную память Ход игры: Перед ребенком выкладывается 6-8 предметов, дается минута чтоб запомнить, затем ребенок отворачивается и предметы меняются местами. После он должен найти, что изменилось. «Запомни картинку» Цель: Развить зрительную память. Ход игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось? «Бусы» Цель: Развивать зрительную память. Ход игры: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги. «Повтори» Цель: Развивать слуховую память Ход игры: Ребенку называют 8-10 слов не связанные по смыслу, а он должен повторить. «Слова» Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву. Игры и упражнения на классификацию Игра «Запомни слова» Детям предлагается запомнить несколько слов. Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива. Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку. Игра для развития двигательной и тактильной памяти « Я положил в мешок» Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания. В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. «Зеркало» Цель: развитие двигательной памяти. Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. |
Игр на развитие внимания | «Найди отличия» Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания. Ход: Ребенку дают карточку с изображением двух картинок, имеющих различия и предлагают их найти. Со временем количество отличий увеличивается. «Найди предмет» Цель: развитие внимательности. Ход: Ребенку дают картинку в которой спрятаны определенные предметы, их надо найти и закрасить. Со временем количество предметов увеличивается. «Разведчики». Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности. Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый переворачивает картинку и задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы. «Лото» Цель: развитие произвольного внимания. Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию. Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц, овощей и т.д.) и 6 карт с изображением этих же предметов. Ход игры: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...