Картотека дидактических игр
картотека

Абрамова Елена Викторовна

Картотека дидактических игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная картотека дидактических игр по областям.

Игры на развитие математических способностей.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ход игры: В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.

«Покупки»

Цель: Закреплять счет в пределах 10

Ход: Предложить ребенку сходить в магазин и купить определенное количество продуктов, игрушек и т.д. Например: Купи пожалуйста 5 яблок и 3 карандаша; 9 машинок; 7 конфет и 3 куклы и т.д.

«Убираем цифры»

Цель: Закреплять прямой и обратный счет; закреплять знание цифр от 1 до 10.

Ход игры:  Ребенок выкладывает цифры по порядку. После загадывают загадки про числа. Когда ребенок  догадался о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, пред цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши и т.д.

«Дни недели»

Цель: Закреплять порядок дней недели.

Ход игры: Перед игрой повторяется порядок дней. Водящий бросает мяч и спрашивает какой день недели идет после среды или какой идет перед вторником, ребенок кидает обратно мяч с ответом.

«Время суток»

Цель: Закреплять знания о времени суток.

Ход игры: Ведущий говорит действия которое делаем утром, днем, вечером или ночью, а ребенок должен ответить когда это происходит. Еще можно играть на оборот, ведущий называет время суток,  а ребенок говорит или показывает действие.

«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»

Цель: развивать представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово, ребенок бросает мяч обратно с ответом. Например:

Взрослый: Длинный

Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т. д.

«Нарисуй по клеткам»

Цель: развивать ориентировку на листе бумаги.

Ход игры: Взрослый проговаривает ребенку сколько и куда надо провести линию по клеткам (2 вниз, 3 направо, 6 вверх и т.д.) до получения рисунка. Начинается с легкого рисунка, затем он усложняется.

Игры по развитию речи

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы, расширять словарный запас.

Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) и т.д.

«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение

согласовывать прилагательное с существительным.

Например: про что можно сказать:

«Свежий»... (воздух, огурец, хлеб, ветер);

«старый»... (дом, пень, человек, ботинок);

«свежая»... (булочка, новость, газета, скатерть)

старая»...(мебель, сказка, книга, бабушка);

«свежее»... (молоко, мясо, варенье);

«старое»...(кресло, сиденье, окно) и т.д.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Ход: Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

«Один –много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Например: Стол –столы, стул –стулья, гора –горы, лист –листья, дом –дома, носок – носки, глаз –глаза, кусок –куски, день –дни, прыжок –прыжки, сон-

сны. В эту игру можно играть с мячом.

«Закончи предложение»

Цель: формирование навыка использования в речи сложноподчиненных предложений.

Например:

-папа положил купленный хлеб… (в хлебницу);

-мама пошла в магазин за… (продуктами);

-дедушка положил конфеты… (в конфетницу);

-бабушка испекла пирожки в… (духовке);

-старший брат не хочет спать, потому что… (спать еще рано);

-наша семья пойдет завтра на прогулку в парк, если… (погода будет хорошая);

-кот залез на дерево, чтобы… (на него не напала собака).

«Какая картинка не нужна?»

Цель: Учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной

последовательности, но одну картинку берут из другого набора.

Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем

составить рассказ.

«Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки

предметов и расширяя их.

Ход игры: Перед ребенком выставляется несколько игрушек  и

описать их.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку.

У зайца длинные уши и очень маленький хвостик

Машинка- это небольшая игрушка, красного цвета с черными колесами, она быстро едет.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: По заданию взрослого ребенок произносит слова с определенным звуком

«Где спрятался звук»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры: Взрослый называет слово и спрашивает, где спрятался определенный звук. Ребенок должен ответить где: в начале, в середине или в конце.

«Четвертый лишний»

Ход игры: Взрослый произносит четыре слова, в трех из

которых есть одинаковый звуков ( машина, шишка, корабль, шина) ребенок должен найти лишнее слово (корабль).

Игры по развитию памяти.

Развитие памяти

Пересказы.

Заучивание песен и стихотворений.

«Вспомни, как прошел день».

«Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: Перед ребенком выкладывается 6-8 предметов, дается минута чтоб запомнить, затем ребенок отворачивается и предметы меняются местами. После он должен найти, что изменилось.

«Запомни картинку»

Цель: Развить зрительную память.

Ход игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Бусы»

Цель: Развивать зрительную память.

Ход игры: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

«Повтори»

Цель: Развивать слуховую память

Ход игры: Ребенку называют 8-10 слов не связанные по смыслу, а он должен повторить.

                                                             «Слова»
Цель: Развивать память, слуховую память

Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.

Игры и упражнения на классификацию

Игра «Запомни слова»

Детям предлагается запомнить несколько слов. Например: велосипед, яблоко, автобус, груша, машина, слива.

Задания: воспроизвести слова; разделить слова на две группы по одному общему признаку.

Игра для развития двигательной и тактильной памяти « Я положил в мешок»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок, на прогулке. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

«Зеркало»

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним.

Игр на развитие внимания

«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключения внимания.

Ход: Ребенку дают карточку с изображением двух картинок, имеющих различия и предлагают их найти. Со временем количество отличий увеличивается.

«Найди предмет»

Цель: развитие внимательности.

Ход: Ребенку дают картинку в которой спрятаны определенные предметы, их надо найти и закрасить. Со временем количество предметов увеличивается.

«Разведчики».

Цель – развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый переворачивает картинку и  задает по ней несколько вопросов. Например : «Какие персонажи были нарисованы? Во что они одеты?». Постепенно показывая все более сложные картинки и задавая все более сложные вопросы.

«Лото»

Цель: развитие произвольного внимания.

Игровая задача: развивать умения переключать внимание с одного предмета на другой и удерживать в памяти инструкцию.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц, овощей и т.д.) и 6 карт с изображением этих же предметов.

Ход игры: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки этой карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...