«Интерактивные игровые технологии в развитии речи дошкольников»
материал
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно- речевому направлению развития
воспитанников №4 «Ручеек»
«Интерактивные игровые технологии в развитии речи дошкольников»
мастер - класс
Составитель:
Машкина Т.П.
воспитатель высшей
квалификационной
категории
2019г
Организационный момент, сообщение темы мастер – класса
- Добрый день, уважаемые коллеги!
- Я рада вас приветствовать на мастер - классе «Интерактивные игровые технологии в развитии речи дошкольников»
Что же такое интерактивная технология?
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Использование интерактивной игровой технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
- Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные игровые технологии, которые способствуют развитию связной речи дошкольника.
- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с воспитанниками дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».
- И я приглашаю педагогов, у которых на карточках, изображены признаки весны. Вам, я предлагаю, вместе со мной поиграть в игру «Нарисуй картину словом», так как наступила долгожданная весна, нарисуем с вами «Весенний пейзаж».
- Суть игры такова, из предложенных предметных картинок, вы поочередно выбираете ту, которая вам больше всего понравилась. Затем, , как можно красочнее описываете ее, рассказав о ее признаках, качестве, действии и располагаете ее в любом месте магнитной доски. То есть, каждый следующий участник по цепочке, добавляет свою картинку и описание. В результате, у нас получится картина.
Я с вами поучаствую в рисовании картины. Высоко в небе над горизонтом нарисую солнышко. Солнышко яркое, ласковое, лучистое. Оно проснулось от зимней стужи и стало обогревать нашу землю (далее продолжают следующие участники игры)
Давайте устроим небольшой весенний дождь! Я нарисую высоко в небе тучу. Туча тяжёлая, хмурая, дождевая. Дорисуем капельки и скажем, какие они. Каждый из вас дорисовывает по капельке и описывает ее одним словом! (педагоги поочерёдно прикрепляют капельки и придумывают их признаки)
Уважаемые коллеги, у нас получился замечательный весенний пейзаж. По такой же технологии можно рисовать и натюрморт или сюжетную картину, в зависимости от предлагаемых элементов.
Спасибо, вам за старания, проходите на места (проходят на места)
В данной игре, мы применили такую интерактивную технологию, как «Цепочка» (рекомендуется она со средней группы). Как вы уже, наверное догадались, основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи.
Также, данную интерактивную технологию, можно применить при составлении загадок методом отрицания. Я приглашаю тех, у кого на карточке изображен знак вопроса.
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю, поучаствовать в составлении загадок методом отрицания. Давайте вместе разберем, по какому принцыпу составляется загадка.
Мы будем составлять загадку про снег, загаданный обьект, располагаем в красном кармашке. Затем, каждый из вас поочередно выбирает карточку с каким-либо изображением, которое по его мнению имеет общий признак с загаданным предметом или ассоциируется с ним. Далее составляем загадку, используя слова-помощники «НО НЕ». Загадку проговариваем «по цепочке», каждый следующий участник добавляет новый признак и озвучивает его.
Загадка про снег:
Липкий, но не клей;
Тает, но не сахар,
Мягкий, но не вата;
Летает, но не самолет;
Блестит, но не блестки.
-Молодцы, у вас все отлично получилось, а сейчас, давайте составим загадку для наших коллег в зале, загаданный предмет будете знать только вы, выберите карточки с картинками, имеющими общий признак с загадываемым предметом и также по цепочке, прочитайте получившуюся загадку вашим коллегам. Проверим, смогут ли они догадаться о каком предмете идет речь.
(составление загадки про лимон)
-Спасибо, уважаемые коллеги, проходите на места.
А мы продолжаем, и я приглашаю участников с изображением карусели на своих карточках.
Следующая интерактивная игровая технология, с которой я вас познакомлю, называется «Карусель» (рекомендуется со старшей группы)
Данную технологию используем при описании или исследовании какого-либо объекта. Исследуемый объект помещается в центр карусели, а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых участники игры задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: какого цвета, размера предмет, приносит пользу или нет, среду обитания или произрастания, съедобный предмет или несъедобный и т.д.
Под музыку двигаемся вокруг карусели, когда музыка перестает играть, останавливаемся, берем карточку-схему, рядом с которой остановились и по очереди и задаем друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, можно взять предмет в руки.
Таким образом, дети сами, без помощи воспитателя исследуют объект, учатся правильно задавать вопросы друг другу, отвечать на поставленные вопросы, а в конце делают вывод по поводу исследуемого объекта.
Интерактивная технология «Рафт»
Следующая интерактивная технология называется «Рафт»
Аббревиатура РАФТ означает: роль, аудитория, форма и тема.
Эту технологию можно использовать на заключительных этапах какой - либо темы.
Для участия в данной технологии, я приглашаю коллег, кому достались карточки с изображением бабочки и ласточки.
Детям очень нравится перевоплощаться в животных, насекомых или предметы. Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представить, себя в роли каого-либо насекомого и рассказать о себе? Ребенок от лица насекомого рассказывает все, что узнал о нем. Для лучшего вживания в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам перевоплотиться в бабочку и ласточку и рассказать о себе.
Благодаря использованию этой технологии активно развивается монологическая речь, дети учатся говорить связно, развиваются творческие способности.
Интерактивная технология «Интервью»
На этапе закрепления знаний, подведения итогов работы хорошо использовать интерактивную игровую технологию «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у воспитанников активно развивается диалогическая речь. Дети выбирают корреспондента, который задает вопросы о каком-либо событии.
После какого-либо интересного события, будь – то экскурсия или приезжий цирк, мы проводим игру «Журналист». Воспитанники с удовольствием играют роль журналиста и задают друг другу вопросы: Что особенно запомнилось? Что больше всего понравилось? О чем бы хотел рассказать? Какое настроение осталось после увиденного?
И в роли журналиста, я приглашаю педагога, у которого на карточке изображен микрофон (педагог выполняет роль журналиста и проводит опрос коллег)
Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.
-Уважаемые коллеги, вы посмотрели, как можно использовать интерактивную технологию «Интервью», и в то же время поучаствовали, в рефлексии по нашей встрече.
Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной. Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
НО НЕ НО НЕ
Где живет? (дикое, домашнее)
Название животного?
Размер, возраст?
Размер ушей, форма?
Длина меха, структура меха?
Какую пользу приносит?
Чем питается?
Окрас меха?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игровых технологий в развитии речи дошкольников
Конспект занятия по развитию мелкой моторики у детей подготовительной группыТема: «Мышиное царство»...
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...
«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников» опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское д/с «Солнышко», подготовила руководитель СП Махова С.В.
Требования ФГОС ДО – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окр...
Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Проектная деятельность "Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников"
Проектная деятельность в развитии речи дошкольников...
Статья из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников»
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развит...