Сюжетно-ролевая игра детей в 4-5 лет
статья (средняя группа)

Каюдина Александра Викторовна

Сюжетно-ролевая игра как форма ранеей профориентации дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_5_let.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Евгений Александрович Климов, ведущий специалист в области психологии труда, профессор и декан психологического факультета МГУ. Е. А. Климов считает, что развитие человека в дошкольном и школьном возрастах как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение. Если взрослые ожидают и тем более поощряют участие дошкольника в доступных ему видах труда, то деятельность с полным набором определенных признаков труда возможна уже в дошкольном возрасте. Если взрослые так организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, что существенным звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников и тем более у младших школьников возможны упорядоченные, детальные и разнообразные представления о разных видах труда взрослых. Профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом и "заложить" в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека.

 Климов разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда.

Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя:

  • стадию предыгры,
  • стадию игры,
  • стадию овладения учебной деятельностью,
  • стадию оптанта или оптации (период выбора профессии в учебном заведении)

Стадия предыгры ("эпоха раннего детства") — интервал от рождения приблизительно до 3-х лет. В это время в процессе общения со взрослыми ребенк овладевает сенсорными функциями и движениями, речью, усваивает  некоторые манипулятивные действия, осваивает важнейшие правила поведения и моральных оценок.

Стадия игры ("период дошкольного детства") — интервал примерно от 3-х до 7—8 лет. В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, взаимоотношениями между людьми и соответствующими действиями в системе сюжетных, ролевых, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Уже в этот период, как известно, появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается способность к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом, и т. п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению

Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми.

Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Особенности сюжетно-ролевой игры:

  • Коллективный характер
  • Источник игры - окружающий ребенка мир
  • Наличие воображаемой ситуации
  • Ребенок принимает на себя различные роли, социальный мотив игр
  • Соблюдение правил
  • Эмоциональное развитие
  • Интеллектуальное развитие
  • Развитие воображения и творчества
  • Развитие речи

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий (дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды).
  •  основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.).

Этапы сюжетно-ролевой игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои действия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровой ситуации. Полученный эмоциональный опыт в ходе взаимодействия и является главной целью сюжетно-ролевой игры.

Анализ общественных ситуаций ролевой игры показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину "как папа", готовит еду "как мама", лечит "как доктор", учит "как учительница" и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.

Во второй младшей группе (3—4 года) используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок и др. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе (4—5 лет) появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение.

Средний возраст

Задачи

  1. Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.
  2. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).
  3. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
  4. Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.
  5. Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).

Пути реализации поставленных задач

Закреплять в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх знания о профессиях воспитателя, прачки, шофера, продавца, парикмахера, моряка и др. и отражать в играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, д/сад, парикмахерская и др.).

Строить сюжет из 4—6 смысловых эпизодов. Освоение ролевого поведения в игре, умение исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета.

Организовывать с детьми целевые прогулки, экскурсии на улицу, по которой движется автотранспорт, на почту, в магазин. Обращать внимание детей на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, делает ремонт; продавец взвешивает, отпускает товар; деньги платить в кассу кассиру и др.).

Полученные детьми впечатления уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа "Что мы видели на улицах нашего города", "О чем мы беседовали с продавцом" и др. Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций. Затем проводятся дидактические игры типа "Кому что нужно для работы" и др.

При руководстве игрой необходимо формировать у дошкольников умение самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга.

Средняя группа

Сентябрь

  1. "Семья" — Мама заботится о всех членах семьи: готовит обед, стирает белье, убирает квартиру, отводит детей в д/сад и школу. Папа — строитель. Заболела дочка, ее ведут в поликлинику.
  2. "Парикмахерская" — Мастер стрижет клиентов, бреет, освежает одеколоном, делает прически (дамский и мужской залы).
  3. "Строительство" — Строительство гаража. Шоферы подвезли строительный материал. В гараж ставят машины.
  4. "Транспорт (автобус)" — Шофер автобус заправляет бензином, едет по маршруту, объявляет остановки. Вежлив с пассажирами.
  5. "Поликлиника" — Прием ведет врач и медсестра. Врач слушает больного, проверяет горло, пишет назначение; медсестра делает укол, ставит банки, берет анализы.
  6. "Магазин" (хлебный) — В магазин привезли свежий хлеб и булочки. Продавец разложил все по лоткам. Он вежлив с покупателями, принимает деньги, выдает покупку.

Октябрь

  1. "Больница" — Привезли тяжелобольного. Его осматривает врач: слушает, смотрит горло, делает назначение. Медсестра ставит градусник, делает уколы.
  2. "Аптека" — Из больницы приходит заказ, туда отправляют лекарство. Приходит мама, покупает по рецепту лекарство.
  3. "Семья" — Мама с детьми собираются в театр. Гладят платья, причесываются.
  4. "Театр" — артисты готовят кукольный спектакль "Теремок".
  5. "Д/сад" — Дети идут на экскурсию в парк. Повар готовит обед. Няня кормит детей обедом, моет посуду. Воспитатель проводит с детьми различные подвижные игры.

Ноябрь

  1. "Магазин" (овощной) — Совместно с детьми сделать овощи для игры, распределить их по видам.
  2. "Парикмахерская" (дамский и мужской зал) — Мастер стрижет, моет голову, делает прическу, использует фен.
  3. "Поликлиника" — Прием ведут терапевт и стоматолог. У ребенка заболели зубы и мама привела его к врачу-стоматологу. Врач смотрит зуб, лечит его.
  4. "Пароход" — Строительство парохода. Капитан набирает команду: матросов, кока, радиста, аквалангистов. Готовится путешествие по реке.
  5. "Транспорт" (автобус) — Автобус идет по маршруту "Порт—Поликлиника — Парикмахерская — Магазин". Кондуктор продает билеты, объявляет остановки.

Декабрь

  1. "Д/сад" — Воспитатель проводит занятия. Дети гуляют, обедают, ложатся спать. Вечером за ними приходят родители.
  2. "Строительство" — Идет строительство дороги, моста через реку. Шоферы подводят материал. Начальник строительства следит, чтобы строительство шло по плану.
  3. "Столовая" — Повар готовит обед для строителей, кормит их. Рабочий убирает и моет посуду.
  4. "Транспорт" (пожарные) — Пожарные тушат пожар, спасают людей. Машины заправляют бензином, ставят в гараж.
  5. "Самолет" — идет строительство самолета. Летчик ведет самолет по маршруту, посадка на аэродроме.

Январь

  1. "Пароход" — Корабль идет в плавание. Штурвальный стоит у руля, радист принимает сигналы, кок готовит обед, аквалангисты изучают морское дело. По приходу в порт идут в парикмахерскую.
  2.  "Зоопарк" — Строительство зоопарка. Зверей кормят. Чистят клетки, следят за их здоровьем. Экскурсовод рассказывает о животных.
  3. "Д/сад" — Дети наряжают елку, празднуют Новый год, Рождество.
  4. "Больница" (для зверей) — Зверей лечит врач. Он поит их лекарством, слушает, перевязывает.
  5. "Семья" — Мама с детьми идет в зоопарк. Дома мама готовит обед, дети помогают ей в уборке квартиры.

Февраль

  1. "Театр" — Артисты готовят новый спектакль. Костюмер готовит костюмы. Режиссер следит за спектаклем.
  2. "Д/сад" — Воспитатель с детьми проводят занятия. Музыкальный руководитель готовит концерт, посвященный Дню защитников Отечества. Заведующая следит за работой воспитателей, вместе с воспитателями ведет детей в театр.
  3. "Пароход" (рыболовецкое судно) — Моряки ловят рыбу, привозят ее в магазин, столовую, продают людям.
  4. "Столовая" — Повар готовит еду, кормит моряков, шоферов, парикмахеров. Повар готовит вкусно. Все его благодарят.
  5. "Магазин" — В магазине (гастроном) продают молоко, хлеб, рыбу. Деньги платят в кассу. Кассир выдает чеки. Продавец взвешивает продукты, выдает их по чекам покупателям. Все взаимно вежливы.

Март

  1. "Прачечная" — Мама принесла белье в прачечную. Приемщица приняла белье и выдала квитанцию. Прачка выстирала белье.
  2. "Семья" — Мама отнесла белье в прачечную. Вместе с детьми собралась идти в цирк.
  3. "Цирк" — здесь дрессируют зверей, которых обучают прыгать в обруч, с куба на куб. Представление показывают детям. Билеты продают в кассе.
  4. "Скорая помощь" — Врач приезжает на дом, лечит, прослушивает, смотрит горло. Медсестра делает укол, берет анализы, кладет грелку.
  5. "Аптека" — Фармацевт готовит лекарство, выдает его по рецептам.

Апрель

  1. "Театр" — Выезд артистов с концертом в больницу. У больных должно быть хорошее настроение.
  2. "Поликлиника" — Моряки проходят комиссию перед отплытием (терапевт, стоматолог, окулист).
  3. "Пароход" — Экскурсия по реке. На остановках пассажиры выходят на берег, заходят в магазины, парикмахерскую, осматривают город.
  4. "Столовая" — Повара готовят еду. Кормят моряков, врачей, артистов. Рабочий моет посуду, убирает все на место.
  5. "Строительство" — Идет строительство дома. Строительство идет по плану. На машинах подвозят строительный материал. Крановщик поднимает его. Рабочий в бетономешалке делает раствор. Каменщик кладет стены.

Май

  1. "Автобус" — Шофер ведет автобус по городу, по заданному маршруту. Кондуктор продает билеты, объявляет остановки. После работы ставят автобус в гараж. На обед идут в столовую.
  2. "Семья" — День рождения мамы. Дети и папа готовят подарки, праздничный обед. Идут в магазин за продуктами.
  3. "Магазин" (супермаркет) — В магазине продают различные продукты: молоко, хлеб, овощи, рыбу. Продавец взвешивает продукты, дает покупателям советы. Кассир принимает деньги, выдает чеки.
  4. "Цирк" — дрессировщики готовят зверей к представлению. Силачи работают с гирями и гантелями. Гимнасты ходят по канату.
  5. "Д/сад" — дети вместе с воспитателями готовятся к соревнованиям. Дворник убирает территорию. Медсестра ведет осмотр детей.

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20 - 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по - видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки - матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребёнка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет

для подготовительной группы...

Сюжетно - ролевые, пальчиковые игры и физкультминутки на военную тематику для детей младшей группы.

Материал в помощь воспитателям в формировании у детей  умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Восп...

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Игра «Семья»

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.Игра «Семья»...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...