Сюжетно-ролевая игра детей в 4-5 лет
статья (средняя группа)
Сюжетно-ролевая игра как форма ранеей профориентации дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_5_let.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). Наиболее существенный вклад в развитие понятия "ранняя профессиональная ориентация" внес Евгений Александрович Климов, ведущий специалист в области психологии труда, профессор и декан психологического факультета МГУ. Е. А. Климов считает, что развитие человека в дошкольном и школьном возрастах как потенциального субъекта труда существенно зависит от системы межличностных отношений, в которую он включен и за которые ответственно прежде всего взрослое поколение. Если взрослые ожидают и тем более поощряют участие дошкольника в доступных ему видах труда, то деятельность с полным набором определенных признаков труда возможна уже в дошкольном возрасте. Если взрослые так организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, что существенным звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников и тем более у младших школьников возможны упорядоченные, детальные и разнообразные представления о разных видах труда взрослых. Профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом и "заложить" в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека.
Климов разработал периодизацию возрастного развития человека или субъекта труда.
Допрофессиональное развитие, согласно данной периодизации, включает в себя:
- стадию предыгры,
- стадию игры,
- стадию овладения учебной деятельностью,
- стадию оптанта или оптации (период выбора профессии в учебном заведении)
Стадия предыгры ("эпоха раннего детства") — интервал от рождения приблизительно до 3-х лет. В это время в процессе общения со взрослыми ребенк овладевает сенсорными функциями и движениями, речью, усваивает некоторые манипулятивные действия, осваивает важнейшие правила поведения и моральных оценок.
Стадия игры ("период дошкольного детства") — интервал примерно от 3-х до 7—8 лет. В это время происходит овладение ребенком "основными смыслами" человеческой деятельности, взаимоотношениями между людьми и соответствующими действиями в системе сюжетных, ролевых, дидактических игр, а также в продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Уже в этот период, как известно, появляются и развиваются на основе развития речи способность мысленно предвосхищать, планировать практические действия, поведение. Появляется и развивается способность к самооценке. Происходит дальнейшее усвоение правил поведения, моральных норм, начинает складываться индивидуальный стиль деятельности. Уже в играх проявляется то, что ребенок хочет быть кем-то (то шофером, то поваром, то космонавтом, и т. п.) и узнает, что для этого надо будет учиться. Формируется готовность к школьному обучению
Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми.
Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.
Особенности сюжетно-ролевой игры:
- Коллективный характер
- Источник игры - окружающий ребенка мир
- Наличие воображаемой ситуации
- Ребенок принимает на себя различные роли, социальный мотив игр
- Соблюдение правил
- Эмоциональное развитие
- Интеллектуальное развитие
- Развитие воображения и творчества
- Развитие речи
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий (дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:
- подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, во время чтения художественной литературы, бесед, просмотра мультимедийных презентаций; создание предметно-развивающей среды).
- основной (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов и т. д.).
Этапы сюжетно-ролевой игры должны постепенно ввести ребенка в роль, помочь ему скоординировать свои действия, осуществить игровое общение с другими детьми и привести к разрешению игровой ситуации. Полученный эмоциональный опыт в ходе взаимодействия и является главной целью сюжетно-ролевой игры.
Анализ общественных ситуаций ролевой игры показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональные действия взрослых (играющий ребенок водит машину "как папа", готовит еду "как мама", лечит "как доктор", учит "как учительница" и т.д.), бытовые и производственные сюжеты, социальные профессиональные роли.
Во второй младшей группе (3—4 года) используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок и др. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе (4—5 лет) появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение.
Средний возраст
Задачи
- Уточнять представления детей о труде сотрудников д/сада.
- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (почтальон, продавец и др.).
- Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
- Проявление интереса к строительно-конструктивным играм. Самостоятельное возведение бытовых построек (предметов мебели, гаражей, мостов и др.) и использование их в сюжетно-ролевых играх.
- Способствовать проникновению ребенка в мир социальных отношений людей (слияние с полюбившимся образом, профессией, приобщение детей к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).
Пути реализации поставленных задач
Закреплять в сюжетно-дидактических и сюжетно-ролевых профориентационных играх знания о профессиях воспитателя, прачки, шофера, продавца, парикмахера, моряка и др. и отражать в играх разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, д/сад, парикмахерская и др.).
Строить сюжет из 4—6 смысловых эпизодов. Освоение ролевого поведения в игре, умение исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета.
Организовывать с детьми целевые прогулки, экскурсии на улицу, по которой движется автотранспорт, на почту, в магазин. Обращать внимание детей на понятные им трудовые действия (шофер управляет автомобилем, ухаживает за машиной, делает ремонт; продавец взвешивает, отпускает товар; деньги платить в кассу кассиру и др.).
Полученные детьми впечатления уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа "Что мы видели на улицах нашего города", "О чем мы беседовали с продавцом" и др. Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций. Затем проводятся дидактические игры типа "Кому что нужно для работы" и др.
При руководстве игрой необходимо формировать у дошкольников умение самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга.
Средняя группа
Сентябрь
- "Семья" — Мама заботится о всех членах семьи: готовит обед, стирает белье, убирает квартиру, отводит детей в д/сад и школу. Папа — строитель. Заболела дочка, ее ведут в поликлинику.
- "Парикмахерская" — Мастер стрижет клиентов, бреет, освежает одеколоном, делает прически (дамский и мужской залы).
- "Строительство" — Строительство гаража. Шоферы подвезли строительный материал. В гараж ставят машины.
- "Транспорт (автобус)" — Шофер автобус заправляет бензином, едет по маршруту, объявляет остановки. Вежлив с пассажирами.
- "Поликлиника" — Прием ведет врач и медсестра. Врач слушает больного, проверяет горло, пишет назначение; медсестра делает укол, ставит банки, берет анализы.
- "Магазин" (хлебный) — В магазин привезли свежий хлеб и булочки. Продавец разложил все по лоткам. Он вежлив с покупателями, принимает деньги, выдает покупку.
Октябрь
- "Больница" — Привезли тяжелобольного. Его осматривает врач: слушает, смотрит горло, делает назначение. Медсестра ставит градусник, делает уколы.
- "Аптека" — Из больницы приходит заказ, туда отправляют лекарство. Приходит мама, покупает по рецепту лекарство.
- "Семья" — Мама с детьми собираются в театр. Гладят платья, причесываются.
- "Театр" — артисты готовят кукольный спектакль "Теремок".
- "Д/сад" — Дети идут на экскурсию в парк. Повар готовит обед. Няня кормит детей обедом, моет посуду. Воспитатель проводит с детьми различные подвижные игры.
Ноябрь
- "Магазин" (овощной) — Совместно с детьми сделать овощи для игры, распределить их по видам.
- "Парикмахерская" (дамский и мужской зал) — Мастер стрижет, моет голову, делает прическу, использует фен.
- "Поликлиника" — Прием ведут терапевт и стоматолог. У ребенка заболели зубы и мама привела его к врачу-стоматологу. Врач смотрит зуб, лечит его.
- "Пароход" — Строительство парохода. Капитан набирает команду: матросов, кока, радиста, аквалангистов. Готовится путешествие по реке.
- "Транспорт" (автобус) — Автобус идет по маршруту "Порт—Поликлиника — Парикмахерская — Магазин". Кондуктор продает билеты, объявляет остановки.
Декабрь
- "Д/сад" — Воспитатель проводит занятия. Дети гуляют, обедают, ложатся спать. Вечером за ними приходят родители.
- "Строительство" — Идет строительство дороги, моста через реку. Шоферы подводят материал. Начальник строительства следит, чтобы строительство шло по плану.
- "Столовая" — Повар готовит обед для строителей, кормит их. Рабочий убирает и моет посуду.
- "Транспорт" (пожарные) — Пожарные тушат пожар, спасают людей. Машины заправляют бензином, ставят в гараж.
- "Самолет" — идет строительство самолета. Летчик ведет самолет по маршруту, посадка на аэродроме.
Январь
- "Пароход" — Корабль идет в плавание. Штурвальный стоит у руля, радист принимает сигналы, кок готовит обед, аквалангисты изучают морское дело. По приходу в порт идут в парикмахерскую.
- "Зоопарк" — Строительство зоопарка. Зверей кормят. Чистят клетки, следят за их здоровьем. Экскурсовод рассказывает о животных.
- "Д/сад" — Дети наряжают елку, празднуют Новый год, Рождество.
- "Больница" (для зверей) — Зверей лечит врач. Он поит их лекарством, слушает, перевязывает.
- "Семья" — Мама с детьми идет в зоопарк. Дома мама готовит обед, дети помогают ей в уборке квартиры.
Февраль
- "Театр" — Артисты готовят новый спектакль. Костюмер готовит костюмы. Режиссер следит за спектаклем.
- "Д/сад" — Воспитатель с детьми проводят занятия. Музыкальный руководитель готовит концерт, посвященный Дню защитников Отечества. Заведующая следит за работой воспитателей, вместе с воспитателями ведет детей в театр.
- "Пароход" (рыболовецкое судно) — Моряки ловят рыбу, привозят ее в магазин, столовую, продают людям.
- "Столовая" — Повар готовит еду, кормит моряков, шоферов, парикмахеров. Повар готовит вкусно. Все его благодарят.
- "Магазин" — В магазине (гастроном) продают молоко, хлеб, рыбу. Деньги платят в кассу. Кассир выдает чеки. Продавец взвешивает продукты, выдает их по чекам покупателям. Все взаимно вежливы.
Март
- "Прачечная" — Мама принесла белье в прачечную. Приемщица приняла белье и выдала квитанцию. Прачка выстирала белье.
- "Семья" — Мама отнесла белье в прачечную. Вместе с детьми собралась идти в цирк.
- "Цирк" — здесь дрессируют зверей, которых обучают прыгать в обруч, с куба на куб. Представление показывают детям. Билеты продают в кассе.
- "Скорая помощь" — Врач приезжает на дом, лечит, прослушивает, смотрит горло. Медсестра делает укол, берет анализы, кладет грелку.
- "Аптека" — Фармацевт готовит лекарство, выдает его по рецептам.
Апрель
- "Театр" — Выезд артистов с концертом в больницу. У больных должно быть хорошее настроение.
- "Поликлиника" — Моряки проходят комиссию перед отплытием (терапевт, стоматолог, окулист).
- "Пароход" — Экскурсия по реке. На остановках пассажиры выходят на берег, заходят в магазины, парикмахерскую, осматривают город.
- "Столовая" — Повара готовят еду. Кормят моряков, врачей, артистов. Рабочий моет посуду, убирает все на место.
- "Строительство" — Идет строительство дома. Строительство идет по плану. На машинах подвозят строительный материал. Крановщик поднимает его. Рабочий в бетономешалке делает раствор. Каменщик кладет стены.
Май
- "Автобус" — Шофер ведет автобус по городу, по заданному маршруту. Кондуктор продает билеты, объявляет остановки. После работы ставят автобус в гараж. На обед идут в столовую.
- "Семья" — День рождения мамы. Дети и папа готовят подарки, праздничный обед. Идут в магазин за продуктами.
- "Магазин" (супермаркет) — В магазине продают различные продукты: молоко, хлеб, овощи, рыбу. Продавец взвешивает продукты, дает покупателям советы. Кассир принимает деньги, выдает чеки.
- "Цирк" — дрессировщики готовят зверей к представлению. Силачи работают с гирями и гантелями. Гимнасты ходят по канату.
- "Д/сад" — дети вместе с воспитателями готовятся к соревнованиям. Дворник убирает территорию. Медсестра ведет осмотр детей.
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20 - 30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по - видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки - матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребёнка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет
для подготовительной группы...
Сюжетно - ролевые, пальчиковые игры и физкультминутки на военную тематику для детей младшей группы.
Материал в помощь воспитателям в формировании у детей умения выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных в сюжет. Учить действовать в импровизации самостоятельно. Восп...
Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Игра «Семья»
Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.Игра «Семья»...
Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"
Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...