Статья Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
статья (средняя группа)
Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать вести параллельную работу родителями детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.
Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать вести параллельную работу родителями детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад – первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого – педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. А так же в последующей реализации следующих задач:
- показать актуальность проблемы;
- изучить дифференцированный подход к работе с родителями;
- определить необходимость проведения работы с родителями дошкольников;
- выделить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителям;
- доказать необходимость повышения эффективности деятельности педагогов в стенах дошкольных учреждений;
- проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада.
Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности. От совместной нашей работы и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы группы, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей , охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Поэтому главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом – содержание и формы педагогического просвещения. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить , ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно – положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности , формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно , чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей . Это необходимо и для того , чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.
Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого - педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности. Согласуя свои действия с семьей , я старалась дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Важно, чтобы условия в семье и в дошкольном учреждении не отличались друг от друга. Чтобы и дома, и в детском саду ребенок сталкивался не с насилием, в том числе и воспитательно – педагогическом, а с пониманием, заботой и привлечением к посильному труду. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей воспитателя и психолога в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.
Еще одна проблема – научить детей общению друг с другом, научить, не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Несмотря на разницу в методах педагогической организации дошкольных учреждений, в том числе и в работе с родителями, вся их деятельность объединяется единой целью - воспитатель свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе. Важно объяснить родителям эти задачи и попытаться совместными усилиями решить их. Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи. Являясь одним из важных факторов социального воздействия , семья оказывает влияние в целом на физическое , психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция семьи. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей. Для плодотворного просвещения родителей дошкольников необходимо учитывать социальный статус семьи.
В связи с этим становиться ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого – педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей, детей.
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями, контакт должен строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Не менее важная задача – вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга . Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную , собственно воспитательную, контролирующую. Для осуществления дифференцированного подхода к родителям нужно соблюдать , как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются : - взаимное доверие во взаимоотношениях между воспитателем и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителями;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье , с организацией работы со всеми родителями группы;
-взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и на детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее проявление уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:
1. Анкетирование родителей;
2. Тестирование родителей;
3. Индивидуальные беседы с родителями;
4. Индивидуальные беседы с детьми;
5. Посещение семьи ребенка;
6. Изучение тестов – рисунков детей типа ,,Мой дом,, ,, Моя семья,,.
7. Наблюдение за ребенком в сюжетно – ролевой игре ,, Семья,, .
8. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и его детей во время приема и ухода детей.
9. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Участие семьи в воспитательно – образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становиться актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих гуманистических, духовно- нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.
Список используемой литературы:
Зеленцова С. А. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] /С. А. Зеленцова , И. И. Заздравных // Педагогика : традиции инновации: междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.I. - Челябинск: Два комсомольца,2011. - С.82 – 84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
О воспитании в сотрудничестве с семьей физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни....
«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
Консультация для родителей на тему:«Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, з...
Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании здорового ребенка.»
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абст...
Статья «Взаимодействие детского сада и семьи, как условие развития музыкально - креативных способностей ребенка»
Подготовила: музыкальный руководительМДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» города Железногорска Курской областиПрибыльнова Марина Викторовна...
Статья "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи ребенка"
Взаимодействие детского сада и семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников....
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
консультация для родителей и педагогов...