Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие коммуникативных навыков - актуальная тема .Из -за экранной зависимости детей ,из -за редких коллективных игр во дворах,большая часть детей не умеют общаться,дискомфорт чувствуют среди людей.
Большую помощь могут оказать коммуникативные игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков общения дошкольников
Конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.
Правильная организация по развитию коммуникативных навыков дошкольников способна дать эффективный и надежный результат.
Многочисленными исследователями доказано: опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
У многих детей уже в дошкольном возрасте возникает и закрепляется негативное отношение к другим, что может вызвать весьма печальные последствия в будущем. Дефицит общения мешает активному развитию личности, способствует формированию замкнутости, тревожности, агрессивности. Также одной из причин нежелания ходить в детский сад являются проблемы взаимоотношений с детьми в группе в результате неумение устанавливать с ними соответствующий контакт.
В дошкольный период основное взаимодействие детей между
собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования.
Трёхлетние дети быстро и с удовольствием подхватывают инициативу другого малыша, умножают ее и возвращают в преобразованном виде. Один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом чувствуют общую непосредственную радость. Через эту общность дети пробуют и утверждают себя.
Трехлетние дети еще не умеют играть друг с другом, особенно когда в
играх присутствуют привлекательные игрушки. Общение малышей еще не связано с предметами и игрой. Новая игрушка для малыша более притягательный предмет, чем его ровесник. Важно лишь чтобы партнер по играм был такой же, чтобы он делал и чувствовал тоже самое ,что и сам малыш. Младшие дети действуют одновременно и одинаково, рядом, но не вместе .
Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя.
Таким образом, несмотря на странность и стремительность, такое эмоциональное общение очень полезное, но только до 4 лет .
После четырех лет общение (в особенности у детей,
посещающих детский сад) со сверстником становится более привлекательным, чем общение со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. И этом возрасте зачастую диалог распадается вследствие неумения услышать партнера. Каждый говорит о своем, демонстрирует свои достижения и совсем не реагирует на высказывания партнера . В начале, в младшем дошкольном возрасте одной из наиболее
результативных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели и тому подобное). Основной задачей первого этапа является формирование внимания к сверстнику. В таких играх, как "Зеркало", "Испорченный телефон", "Эхо", дети должны повторить действия или слова партнера.
Когда малышам одиноко в новой непривычной обстановке,(адаптация )именно игры со сверстниками под умелым руководством взрослого могут скрасить первое время пребывания в детском саду.
Сначала это игры на знакомство детей друг с другом: «Колокольчик», «Эхо?», «Чей голосок?» и другие)
Затем рекомендуется использовать самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия движений (игры «Ленточка», «Гном и дом», «Веселые ладошки», «Большие ноги», «Карусели», «Лови-лови», «Салют», «Мы капусту рубим»).
Затем возможно использование более сложных игр, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду», «Завивайся, капустка», «Змейка», «Передача мячей», «Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.
О.А. Акулова большое внимание уделяла театрализованным играм. Она считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизаций являются игры-имитации образов животных, людей,
литературных персонажей:
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких
сюжетов) без предварительной подготовки [
Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки. Ценность игр-инсценировок и в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок:
- должен обладать чувством собственного достоинства;
- должен обладать установкой положительного отношения к миру,
другим людям и самому себе;
- может выражать свои мысли и желания;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять
свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- должен стараться разрешать конфликты.
Литература:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Материал для педагогов по развитию коммуникативных навыков....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Теория и практический материал по развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста...
Дидактическое пособие для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста "Многофункциональный кубик".
Дидактический материал, содержит несколько вариантов игры, которые способствуют общему развитию речи детей....