«Работа с родителями как неотъемлемое условие организации образовательной деятельности с дошкольниками»
консультация
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Для положительного результата в воспитании и обучении ребёнка, дошкольное учреждение должно превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей. Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
- Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
- Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
- Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
- Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому в 2016/2017 году я продолжаю работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.
Существует достаточно большое количество различных форм сотрудничества детского сада с родителями. Одни из них являются традиционными, другие трансформируются в практике работы, третьи являются новыми во взаимодействии с семьей. В целом все существующие ныне формы можно разбить на три большие группы: индивидуальные, коллективные (разделены по способам организации, наглядно-информационные (выделены на основе преобладающего метода).
Индивидуальные формы
Индивидуальные консультации. Предполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей, а также по мнению педагога в их необходимости.
Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду с целью установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке.
Участие родителей в управлении дошкольным учреждением. Предполагает участие родителей в совете дошкольного учреждения, совете педагогов, совете по питанию.
Участие родителей в подготовке и проведении образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.
Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, учителями-дефектологами.
Анкетирование родителей. В сентябре было проведено анкетирование на тему «Давайте познакомимся», с целью знакомства с семьями воспитанников, укладом их жизни в семье, интересами, способностями, характером.
Коллективные формы
Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление, которое фиксируется в протоколе.
Групповые консультации. Включали подготовку сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции, совместное обсуждение волнующих вопросов.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений; совместное приготовление пособий, подарков, украшений и другого материала.
Дни открытых дверей. Представляют собой дни свободного посещения родителями детского сада с целью более детального ознакомления с работой дошкольного учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями.
Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе.
Наглядно-информационные формы
В саду сделаны родительские уголки, где представлена в наглядной форме наиболее востребованная информация для родителей: о распорядке дня в детском саду, о содержании образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.
Папки-передвижки. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. Например: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».
Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», «Супермама», «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).
Видеосъёмка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим».
На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия с участием родителей вносятся различного рода новые элементы с целью повышения родительского интереса к этим мероприятиям. В целом можно выделить следующие основные требования к построению любого совместного мероприятия с участием семьи и сотрудников детского сада:
1. активизация родителей. Соблюдение этого требования проявляется в том, что родители имеют возможность быть активными участниками любого действа: говорить, спорить, играть, соревноваться.
2. актуальность информационного блока. Реализация этого требования строится на основе выявления интересов родителей. Безусловно, есть темы актуальные для какого-либо возрастного периода дошкольника (адаптация к детскому саду в раннем и младшем дошкольном возрасте, подготовка к школе в старшем).
Для выполнения этого требования можно использовать следующие методы и приемы: выступление специалистов (руководителей дошкольного учреждения, педагогов, учителя начальной школы, медиков, социальных работников, сотрудников МВД и других, анкетирование, тестирование; обмен мнениями, опытом; обсуждение проблем; и другие.
3. наличие развлекательной части. Необходимость такого требования связана с проблемой снижения родительского интереса к деятельности дошкольного учреждения и жизни ребенка в детском саду. Не секрет, что в настоящее время довольно распространена по отношению к дошкольному учреждению потребительская позиция родителей, смысл которой можно выразить следующим образом: «Я за сад заплатил, ребенка в сад сдал. Верните мне его воспитанным, умным, добрым, аккуратным. Я работаю, и мне им заниматься некогда». По этой причине возникла необходимость привлечения внимания родителей к дошкольному учреждению именно через развлекательные элементы. Кроме того, большинство родителей не имеет возможности или желания по личной инициативе жить полноценной, активной, интересной, наполненной отдыхом или развлечениями жизнью. Детский сад может предоставить родителям такую услугу через различные варианты организации досуга, что в значительной степени привлечет родителей в дошкольное учреждение. Для реализации этого требования используются следующие методы и приемы: концерты (детские, родителей для детей, совместные); игры; драматизации (детские и совместные); походы в театр; совместные экскурсии на выставки, в лес, парк; дискотеки для детей и родителей (танцевальные паузы); совместные соревнования детей, родителей, работников детского сада; фото и видеосъемка с последующим просмотром; чаепитие и сладкий стол.
4. возможность для каждого родителя увидеть деятельность (выступление) своего ребенка. Безусловно, для каждого родителя наиболее важен и интересен именно его ребенок, поэтому при подготовке любых мероприятий для родителей нужно помнить о том, что каждый из них хочет увидеть своего малыша. По этой причине каждый ребенок из детской группы, независимо от умений и таланта, должен быть «представлен».
5. возможность свободного общения родителей и детей. Существует знаменитая фраза Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения». К сожалению, для большинства работающих родителей общение с собственными детьми действительно является роскошью. По этой причине при планировании и продумывании сценариев любых мероприятий для родителей необходимо предусматривать возможность их свободного общения с детьми. Для этого достаточно посадить их рядом, включить в различные виды совместной деятельности (игры, соревнования).
Соблюдение всех перечисленных требований при подготовке и проведении любой из предложенных форм работы сможет превратить мероприятие с участием родителей, детей и педагогов в интересную и увлекательную встречу. И именно эта встреча вызовет у них потребность прийти в детский сад еще и еще раз.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась некоторая система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало свои результаты: некоторые родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
- родители стали стремится к индивидуальным контактам с педагогами,
- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....
Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"
Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников
Статья об организации образовательной деятельности дошкольников...
Ситуация успеха,как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха...
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Применительно к дошкольникам успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятел...