Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Применительно к дошкольникам успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых. Поэтому взрослым необходимо как можно более внимательно отнестись к оцениванию результатов достижений каждого конкретного ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБДОУ «Детский сад № 24»
Выступление на тему :
«Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников».
Подготовила воспитатель: Михеева О.В.
СПб, г. Сестрорецк , 2019.
В настоящее время слово «успех» - одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.
Согласно источникам слов «успех» впервые встречается в Библии и связано с личностью Иосифа.
Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление. Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения.
Успех - это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.
При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во- первых в него включается только те достижения человека, которые носят положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи связанные с везением, фортуной, удачей - свалившимися на человека без приложения каких-либо усилий
Что значит успех для ребенка дошкольного возраста.
Применительно к дошкольникам успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидание и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
- признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
- признание личности ребенка в целом.
При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на фоне состояния успешности у дошкольников формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.
Данная проблематика отражена в работах Н.Щурковой, которая под успехом понимает субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.
Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха.
Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по Е. Казаковой, А.Тряпицыной, являются:
- диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);
- анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности)
- прогноз (кто из детей имеет преимущество, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);
- проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).
Выделяя условия создания ситуации успеха, на 1 место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза. Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Пичугов предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.
Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, - осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляет его действия и желание выполнить задание.
Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается.
Авансирование успешного результата – вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться.
Скрытая инструкция - по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («лучше начать с…», «Обрати внимание на…»).
Персональная исключительность. Содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»), что возлагает ответственность и мобилизует личность.
Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее.
Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок чувствует радость успеха - предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось….».
Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:
- снятие страха
- мотивация деятельности
- авансирование
- скрытая инструкция
- персональная исключительность
- педагогическое внушение
- позитивная и искренняя оценка полученного результата.
Как обнаружили ученые, мотивация к успеху не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5-6 лет.
Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, его психическое развитие и жизнь в целом.
Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Успех - это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность . успех - это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности.
разновидности успеха дошкольника : - признание конкретного результата ребенка; - признание личности ребенка в целом.
Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха. - диагностическое исследование - анализ - прогноз - проектирование создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств
педагогические приемы для создания ситуации успеха Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить Внесение мотива Авансирование успешного результата Скрытая инструкция Персональная исключительность Педагогическое внушение Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок чувствует радость успеха
схема создания ситуации успеха для дошкольников: - снятие страха - мотивация деятельности - авансирование - скрытая инструкция - персональная исключительность - педагогическое внушение - позитивная и искренняя оценка полученного результата .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....
Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"
Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.
Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....
Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников
Статья об организации образовательной деятельности дошкольников...
Ситуация успеха,как условие организации образовательной деятельности дошкольников.
Ситуация успеха...
Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Ч...
Консультация для педагогов: «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»
Консультация для педагогов...