Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника
консультация
Воспитание патриотизма ребенка - важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
стендовая информация о психологических аспектах патриотизма | 339.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Просим обратить ваше внимание на предлагаемую информацию:
Воспитание патриотизма ребенка - важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям.
Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет собой сложное социально - культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма.
Все стороны жизни дошкольника окрашены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка - материал для обобщения представлений о родине и формирования на их основе патриотических чувств. Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится.
Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. В результате общения и деятельности формируются эмоции высшего уровня - человеческие чувства: сочувствие и сопереживание, интеллектуальные и эстетические чувства, а также чувства, детерминируемые деятельностью и моралью: чувства долга, чести, патриотизма.
Общение с взрослым способствует развитию у детей познавательных интересов, о чем свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.
Итак, мир взрослых и сверстников, мир культуры представлены во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность.
К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности. Это имеет большое значение для воспитания патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.
Следовательно, воспитание патриотизма как нравственного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника.
В воспитании дошкольников большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Отечественные психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют "прошлый опыт" человека, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл "эмоциональный опыт", "фонд эмоциональных переживаний", который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым будут "проторены пути для ассоциаций эмоционального характера", а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека.
Вместе с тем отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется объём знаний об окружающем мире, которыми овладевают дети, что связано с их возросшими возможностями в умственном развитии. Старшим дошкольникам доступны знания, выходящие за рамки непосредственно воспринимаемого.
Однако самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не может проникнуть в сущность общественных явлений. Только под руководством взрослых дети старшего дошкольного возраста могут усвоить систему знаний на основе понимания естественных, действительно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями.
В дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребёнка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей. В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания.
МОЯ РОДИНА
Я возьму карандаш, нарисую дом,
Нарисую небо и солнце над ним.
Чтобы было тепло тем, кто в доме живёт,
Нарисую трубу, из неё вьётся дым.
Я возьму карандаш, нарисую цветы,
Нарисую кусты и деревья вокруг.
Чтобы вечно была свежесть в этом саду,
Нарисую я дождь из заботливых рук.
Я возьму карандаш, нарисую лес,
Нарисую поля и змейку реки.
Чтобы мир и покой был на этой Земле,
Нарисую, как голубь в небе летит.
Терентий Травник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
Семейное чтение как средство формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника
Семейные чтения сплачивают семью, укрепляют духовные связи между взрослыми и детьми, способствуют взаимопониманию. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержание...
Значение коллективных работ по рисованию (лепке, аппликации) для формирования нравственных качеств личности дошкольника
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об ...
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством окружающей природы.
Данная статья содержит информацию о роли природы в воспитании и обучении дошкольников, а также раскрывает значение растительного мира, животного мира, неживой природы и природных явлений через наблюде...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Одним из самых актуальных в различных сферах нашего бытия на сегодняшний день, встает вопрос о нравственности и морали каждого человека. Что нужно предпринять, чтобы уберечь сегодняшнее и будущее поко...
"Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных на сегодняшний момент. Принятая государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российск...