Консультация для педагогов "Развитие навыков дошкольников по сенсорному восприятию окружающего мира"
консультация
Окружающий мир – это то, что находится в реальном окружении ребенка, воздействует, влияет на него, требует от него уже сейчас правильных действий.
Задачи:
- Развитие восприятия как умения наблюдать; воображения как основы для решения творческих задач; мышления как умения анализировать и обобщать; речи как умения характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, поддерживать диалог.
- Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и о его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.
Функции мозга при познании мира:
- Восприятие – получение информации с помощью органов чувств.
- Удержание – запись и хранение информации.
- Анализ – распознавание и классификация информации посредством проверки и исследования данных.
- Распознавание – узнавание кодов, информационных символов и т.д.
- Усвоение – восприятие слов, смысловых образов.
- Воспроизведение информации.
Познание опирается на развитие сенсорного восприятия мира. От этого зависит развитие всех сфер личности человека: познавательной деятельности, личных качеств и эмоционального отношения к окружающему миру.
Восприятие осуществляется через две сигнальные системы:
- Восприятие через 5 органов чувств.
- Восприятие через слово (устное, письменное).
Основные факторы, необходимые для развития второй сигнальной системы:
- наличие сформированных механизмов первой сигнальной системы;
- полноценное состояние центральной нервной системы;
- социальные факторы.
Инструменты сенсорного восприятия:
Наблюдением называют целенаправленное планомерное восприятие. Целью наблюдения является установление связей между сигналом принятым органом чувств и эмоциональной и интеллектуальной сферой человека. Типы наблюдений: общеразвивающее, коррекционное, мотивирующее, обобщающее.
Упражнения на развитие наблюдательности:
- Поставьте перед детьми яркую игрушку или предмет с большим количеством деталей. Пусть дети рассматривают ее долго и спокойно. Затем предложите детям закрыть глаза, вспомнить и назвать все детали игрушки. Вместе проанализировать, что назвали, а что нет.
- Предложите детям нарисовать интересный для них предмет по памяти.
- Поработайте с парными картинками, содержащими различия.
- Среди множества предметов предложите детям найти два одинаковых.
- Предложите детям описать звуки, которые им нравятся или не нравятся, звуки животных, природы и человека.
- Предложите детям изобразить звуки в рисунках и символах (нарисовать музыку).
- Предложите детям, найти как можно больше запахов природы, и определить самый сильный из них.
- Предложите детям найти как можно больше цветов осени.
- Предложите детям найти осенний листочек с самым инертным цветовым сочетанием.
- Упражнение «Коктейль запахов» - определение запаха с закрытыми глазами.
- Упражнение «Портрет сегодняшнего дня» - графическое изображение образа прошедшего дня.
- Упражнение «Какая тень подходит к каждому объекту».
Исследовательская деятельность – обобщение, обработка информации, способ (метод) познания.
Характеристики процесса исследования: объективность, вопроизводимость, доказательность.
Формы работы по поисково-экспериментальной детальности: экскурсии, эксперименты и опыты, лабораторные работы, театрализованная деятельность, наблюдение за живой и неживой природой, рассматривание картин, предметные недели, акции добрых дел, трудовая деятельность, праздники и т.д. Другими словами все, что может дать нам информацию через органы чувств.
Виды экспериментирования:
- Манипулятивное:
- ведущий вопрос «А что будет?»
- метод проб и ошибок
- Научно-методическое:
- ведущий вопрос «Что я хочу узнать?»
- метод исследования.
Структура детского научно-методического экспериментирования:
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
- Целеполагание, что нужно сделать для решения проблемы.
- Выдвижение гипотез – поиск возможных путей решения.
- Проверка гипотез – сбор данных, реализация в действиях.
- Анализ полученного результата – подтвердилось или не подтвердилось.
- Формирование выводов.
Направления экспериментальных исследований:
- живая природа (характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде);
- неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
Экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:
- Самостоятельная детальность детей (не имеет ничего общего с научным экспериментированием).
- Совместная деятельность педагога и детей (соответствие с научным экспериментированием). Лучше, если педагог и дети делают все параллельно друг с другом.
- Специально организованное обучение (высший пилотаж экспериментальной деятельности).
При правильной организации исследований, опытов в детском саду, систематической рабы в этом направлении, к 6-7 годам ребенок овладеет навыком экспериментальной деятельности.
Очень важно при осуществлении познавательного процесса фиксировать результаты наблюдения или экспериментирования (например, дневник наблюдений).
Проектирование
В основе проектирования лежат:
- Развитие познавательных умений и навыков воспитанников;
- Умение ориентироваться в информационном пространстве;
- Умение самостоятельно конструировать свои знания;
- Умение интегрировать знания из различных областей науки;
- Умение критически мыслить.
Технологическая приемлемость стандартов:
Дошкольное образование => творческие задания с элементами проектной деятельности.
Начальная школа => проектная деятельность;
Основная школа => коллективный проект;
Средняя школа (10-11 класс) => индивидуальный проект.
Проект – это воплощение замысла. Всегда начинается с идеи «Я хочу что-то получить», затем мы ищем ресурсы и используем их, и наконец, получаем то, что хотели. Но задача педагога заключается в том, чтобы не просто объяснить ребенку, что такое проект, а научить его замечать какие-то процессы, думать, как получить определенные ресурсы и использовать их.
Виды проектов:
- Творческие проекты.
- Ценностно-ориентированные проекты (проекты о семье, друзьях, любви к животным, Родине и т.д.).
- Игровые проекты (то есть проект-игра, например «Строим город будущего»). Обычно краткосрочные (две недели).
- Исследовательско-познавательные проекты (например, «Кто рисует книги»)
- Информационно-практико-ориентированные проекты (например, «Скоро праздник мам» или «Оформляем группу к новому году»).
Важно! Прежде, чем планировать познавательный процесс педагогу необходимо самому подготовиться, уточнить свои знания о тех или иных объектах живой или неживой природы, явлениях природы и т.д. Ваши знания должны быть систематизированы, Вы должны точно знать, что Ваши дети будут делать в процессе познания конкретного объекта. Также Вы должны подготовить необходимое оборудование и методическую литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей по гендерному воспитанию "Восприятие окружающего мира мальчиками и девочками"
В консультации раскрыты особенности восприятия окружающего мира мальчиками и девочками....
Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой
Формирование эстетического восприятия окружающего мира как задача ознакомления дошкольников с природой...
Педагогический совет:«Эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края".
Систематизация и пополнение знаний педагогов по истории, культуре, природе родного края....
Роль наблюдений в развитии мышления и восприятия окружающего мира дошкольников.
В статье предложены способы применения метода наблюдения за окружающим миром для полноценного и разностороннего развития дошкольников....
Формирования осмысленного восприятия окружающего мира у старших дошкольников
Методика развития осмысленного восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Основная суть заключается в реализации идеи активного взаимодействия анализаторных систем при наличии субъкт-субъе...
Отчет по теме самообразования "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками"
Отчет "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками" оформлен в виде проекта, где четко описаны этапы и план работы по самообразованию, указана актуальность выбранной ...