Картотека бесед на тему "Зимушка-зима"
картотека

Истомина Екатерина Павловна

Картотека бесед на зимнюю тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed.docx28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека №1

Беседа: «Зимние игры и забавы.

Цели:

1) Познакомить детей с понятием «Зимние забавы».

2) Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить, упряжка, «тройка», бубенчики.

Демонстрационный материал:

Сюжетная картинка: катающиеся на коньках дети на катке. «Катание детей на санках с горки» «Катание детей на лыжах»

Предметные картинки: зимние забавы (катание на коньках, снеговик, горка, телега, карета «Тройка лошадей» «Оленья упряжка» «Собачья упряжка»), спортивный зимний инвентарь (ватрушка, ледянка, лыжи, коньки, санки).

-Ребята, а вы любите зиму?

-А что можно делать зимой на улице? (ответы детей)

- А вам нравится лепить снеговика?

Ребята, сегодня я Вам предлагаю поговорить на очень интересную тему. Она состоит из двух слов: первое слово «забавы». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Ответы детей.)

Забавы – это старинное слово, которое обозначает игры, потехи, шутки. Второе слово - «зимние», и получается «зимние забавы»

Как вы понимаете, что такое зимние забавы? (Ответы детей: зимние игры и развлечения)

Давайте с вами больше узнаем о зимних забавах, которые издавна любили на Руси, причём как дети, так и взрослые.

Но сначала вспомним поговорки о морозе:

- «Береги нос в большой мороз»;

- «Мороз не велик, да стоять не велит»;

- «В зимней шубке и морозы – шутка».

Зимних развлечений очень много. Давайте я сейчас буду вам называть разные зимние развлечения, если я скажу правильно, то хлопайте в ладоши:

Зимой играют в снежки.

Зимой купаются в реке.

Зимой катаются на велосипеде.

Зимой собирают грибы.

Зимой собирают ягоды.

Зимой катаются на коньках по льду.

Зимой катаются на санках.

Зимой лепят снеговиков.

Зимой катаются на лыжах.

-Ребята, что вам больше всего нравится делать зимой? (кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки…)

-А где можно покататься на санках? (во дворе, в парке, с горки…)

- На чём ещё можно покататься с горки? (на ватрушке, ледянке, на лыжах)

-Как катаются на ватрушке и ледянке с горки? (так же как и на санках: садятся на них и, крепко держась за них, едут вниз с горы)

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней поры.

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за верёвку держу. (Санки.)

(Показ картины «Катание на санках»).

Рассказ об одной из старинных забав на Руси – катание на санях:

«Зима на Руси длилась достаточно долго, была и снежной, и холодной.

Летом в старину все передвигались на чём? (телега, карета)

Колёса крутились, карета ехала.

Но зимой колёса часто подводили.

Как вы думаете, почему? (Ответы детей – застревали в сугробах.)

И люди придумали переставить повозки, кареты с колёс на полозья (лыжи). Так они двигались намного быстрее».

Сравнение старинных саней с современными (Дети анализируют сходство и отличия старинных саней с современными)

Ребята, давайте подумаем: «Кого из животных впрягали в сани в разных регионах России» (кони, собаки, олени) показ картин

Вы говорили, что ещё вам нравится кататься на коньках. А что такое коньки? (ботиночки с полозьями). Показ картины

-А где можно покататься на коньках? (на катке)

-Что такое каток? (площадка, покрытая льдом)

-А что на этой картинке делают дети? (играют в снежки)

-А что на этой картине делают дети? (лепят снеговика)

-Ребята, давайте слепим снеговика: (пальчиковая гимнастика)

Мы лепили снежный ком (сжимаем ладошки)

Шляпу сделали на нем (руки "Крыша" над головой)

Нос приделали и вмиг (крутим кулачком у носа)

Получился снеговик! (описываем в воздухе круги)

Дидактическая игра «Чего не стало?»

На доске висят картинки с зимними забавами: коньки, лыжи, санки, снеговик, горка. Всего пять картинок. Закройте глаза. А я уберу одну из картинок. Откройте глаза. Скажите, чего не стало?Хочу такой сайт

Итог беседы:

-Ребята, о чём мы сегодня говорили? (о зимних забавах)

Какие бывают зимние забавы? (ответы)

Картотека №2

Беседа: «Где рождается снег?»

Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Ход беседы: Педагог обращается к детям: «Вспомните первый зимний день, когда вы проснулись, подошли к окну и вдруг увидели, что все вокруг покрыто белым, пушистым снежным покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. А вы знаете, где рождается снег?» (Ответы детей.)

Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, там царит вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он — теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

Вопросы и задания:

• Как рождаются снежинки?

• Как образуются снежные узоры на окнах?

Сравните снег и лед.

Картотека №3

Беседа «Елкины иголки»

Цель: расширять представление детей о деревьях.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Ход беседы: Сбрасывают ли елки и сосны иголки? Конечно, сбрасывают. Вы же видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2—3 лет, а у елей — 5—7 лет. А когда они опадают? Вот это загадка. Если рассмотреть молоденькую веточку ели, выросшую только этой весной, то увидим, что иголки на ней светло-зеленые и совсем мягкие. А когда же опадает старая хвоя? Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Но все-таки это было бы заметно на ветвях. А мы не замечаем. Потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Почему лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а хвойные — нет?

• Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?

• Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

Картотека №4

Беседа «Может ли мороз убить дерево?»

Ход беседы:

Все животные и человек готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев,

особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

- сбрасывают листья и тем самым экономят свою энергию и питание;

- сброшенные листья «оставляют» на земле, чтобы предохранить свои корни от замерзания;

- перестают расти, погружаются в глубокий сон;

- как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый снег (вспомнить проведенный с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?
  • Какой панцирь защищает дерево?
  • Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой?

Картотека №5

Беседа «Как образуется иней?»

Ход беседы: Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая роса.

После захода солнца поверхность земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Почему говорят, что иней — это «твердая роса»?

• Где чаще всего образуется иней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Беседы для родителей"

Информация для родителей. Готовая картотека для родительских собраний....

Картотека "Беседы по ЗОЖ", "Беседы о профессиях"

Данная картотека содержит материалы для тематических бесед о профессиях и ЗОЖ. Материал предназначен для подготовительной к школе группы...

Беседы с детьми по безопасности дорожного движения (Картотека бесед по ПДД для детей дошкольного возраста)

Беседы с воспитанниками, которые помогут им ориентироваться на дороге и быть послушными пешеходами....

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»

Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей средней группы»1.«Животные – наши друзья».Цель: Формировать доброжелательное отношение...

Картотека по ОБЖ. Картотека бесед в подготовительной группе по ПДД

Картотека по ОБЖ. Картотека бесед в подготовительной группе по ПДД...

Картотека бесед"Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей .

Животные -наши друзья.Формирование доброжелательного отношения к животным,желание обрести в животном друга....