Стили семейного воспитания.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Главным институтом воспитания ребёнка является семья. Для маленького ребёнка семья -это целый мир, в котом он живёт, развивается, учится любить, сочувствовать, общаться. В семье закладываются основы личности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vosp.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Главным институтом воспитания является семья. Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, а также общностью быта. Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняется в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Для полноценного развития личности ребенка, в семье должны складываться благоприятные детско-родительские отношения. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем и трудностей в обучении, растут доброжелательными, общительными, и открытыми, а нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем (агрессивность, тревожность, лживость) и комплексов.
В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей.
Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Также психологи выделяют в родительско -детских отошенияхгиперпротекцию(от греч. hyper - сверх + лат. protecto - охранять, защищать.
АВТОРИТАРНЫЙ Особенности воспитания: ограничение свободы, выбора, самостоятельности игнорирование нужд, желаний, потребностей, высокие требования;;; отсутствие поддержки; эмоциональное отвержение..
При авторитарном стиле, родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету, требовательны к четкости выполнения приказов. Они контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и принимая за него все решения.
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье : ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, забитый, Золушка, паинька.
При этом доминирующими воспитательными методами являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые жестким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Такие родители относятся к своему ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его хвалят.
Этот стиль воспитания формирует у одних детей враждебность, агрессивность и раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе, нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей, возникает чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении.
Демократический стиль (в терминологии других авторов «авторитетный», «сотрудничество»). Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.
При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Особенности воспитания: учет возрастных особенностей, потребностей, нужд, интересов и желаний ребенка; равноправие; взаимная забота и ответственность; поддержка, помощь.
Формирующиеся черты характера: доброжелательность, открытость, инициативность, воля, заботливость, ответственность, самостоятельность, уверенность, трудолюбие и т.п. Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Роль ребенка в семье: РАВНОПРАВНЫЙ ЧЛЕН КОЛЛЕКТИВА
Сторонники демократичного стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в координации их действий и в оказании помощи. Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка. Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые и дружеские отношения.
Гипоопека (либеральный, попустительский стиль). Ребенок должным образом не направляется, практически не знает заботы, запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ответственности, плохо социализируются в обществе.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Формирующиеся черты характера: самостоятельность, склонность к асоциальным формам поведения: грубость, гневность, раздражительность, агрессивность, мстительность, задиристость, озлобление, демонстративность (как попытка привлечь к себе внимание), жестокость, бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины, эгоизм, лживость,
Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей, отчужденность, безразличие к делам и чувствам другого.
Гиперопека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Формируются такие черты характера как эгоцентризм, требовательность, потребительство, капризность, зависимость, хамство, нерешительность, безынициативность, склонность к непослушанию, буйство, агрессивность, жесткость.
На людях такие дети ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Роль ребенка: кумир, сокровище, маменькин сынок, болезненный, маленький.
Действительно, наиболее оптимальным является демократичный стиль воспитания, при котором в ребенке ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение. А вот ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс социализации ребенка в обществе.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. В полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания. Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, другая другое, а родители придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно, а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или различные нарушения в поведении.
Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет гораздо легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка"
Увлекательное родительское собрание с элементами тренинга...
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».
Родительский семинар - практикум «Стили семейного воспитания».Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного сти...
Родительское собрание"Стили семейного воспитания"
содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями. пока...
Стили семейного воспитания.
Данный материал может использоваться , как доклад на МО и на родительские собрания....
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для родителей. Влияние стиля воспитания одного родителя приводит к правильному взаимодействию с ребенком и оказывает на ребенка положительное воздействие. А у другого ро...
Материал к семинару-практикуму «Стили семейных отношений» Стили семейного воспитания
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающ...
Презентация проекта на тему "Создаем традиции в стилях семейного воспитания" (Формирование семейных ценностей)
Проект, направленный на повышение уровня знаний детей о своей семье, родственных отношениях, семейных ценностях и традициях....