Приобщение старших дошкольников к башкирским народным играм.
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Про использование башкирские подвижные игры | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Приобщение старших дошкольников
к башкирским народным подвижным играм»
Основной вид деятельности дошкольников – игра. Наиболее любимый
вид игры – подвижная игра. Любимое место игр – на воздухе, там, где много
места, можно побегать, порезвиться, показать свою ловкость. Игры на свежем воздухе, на природе способствуют физическому развитию детей, укрепляют здоровье. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к
культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для
развития патриотических чувств. В рамках воспитания основ толерантности
в детях, в детском саду знакомим с национальностями и играми народов,
населяющих Россию:
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Cогласно преданию, Башкорт - имя военачальника в 9 веке объединившего башкирские племена. Именно тогда башкиры начали осваивать обширную территорию - южные отроги Урала, западный район Приуралья, и степи
Зауралья. А складывался народ в результате сложного смешения местного
финно-угорского населения с тюрками, пришедшими сюда из районов Южной и Центральной Сибири, и монголами.
До 18 века основным занятием народа было полукочевое скотоводство,
разведение лошадей и овец, в меньшей степени - крупного рогатого скота, а в
южных районах разводили верблюдов. Летом весь скот находился на пастбищах, вместе со стадами кочевали и люди, а зиму проводили в аулах. Лошади были не только средством передвижения, по и главным источником питания - мяса и молока, а из шкур изготавливали удобную посуду и одежду.
Земледелие - тоже традиционное занятие башкирского народа в Зауралье,
причем выращивали не только неприхотливые культуры - просо, ячмень, коноплю, но и пшеницу. Уже с 18 века земледелие становится главным занятием башкир на северо-западе региона, но на юге и востоке кочевание сохраняется до 20 века. Среди ремесел и промыслов были развиты домашняя обработка шерсти, кожи, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры владели и
кузнечно-ювелирным мастерством, вели разработки серебряной руды. Не
случайно башкирские женщины всегда носили именно серебряные украшения - серьги, кольца, браслеты, застежки.
Традиционное башкирского жилище - это войлочная юрта со сборным
решетчатым каркасом. В степи ставили глинобитные, саманные дома, в лесной зоне - срубные избы. Среди блюд башкирской кухни особое место занимает конина или баранина, но обязательно присутствуют пресный хлеб и
лапша, а самый распространенный напиток – кумыс (из кобыльего молока).
Духовная культура башкирского народа очень выразительна и ярко отражена в фольклоре, но особенно в праздничных традициях и обрядах. Основные
народные праздники отмечались весной - летом. После прилета грачей
устраивали каргатуй (грачиный праздник), участники которого угощали
друг друга ритуальной кашей, соревновались, водили хороводы, а остатки
каши раскладывали на камнях со словами «Пусть и грачи поедят, пусть год
будет плодоносным, жизнь благополучной».
Накануне же пахоты устраивали праздник плуга - сабантуй. Во время
этого веселого праздника обязательно забивали корову или баранов, приглашали гостей, устраивали состязания, среди которых непременно были скачки, борьба и бег, что отражало древние традиции военно-физического воспитания молодежи у башкир. Традиционные башкирские игры, танцы нередко
воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то
есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе
лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках,
в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры - это наше
детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек! Когда они возникли?
Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы
народом, также как сказки и песни.
Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не
примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается
не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много
считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли
до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и
городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного
характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости,
быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем
воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована;
элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему. Башкирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представле-
ния о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали
для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского
мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить
верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны
детям. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений
об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег,
прыжки, метание. В башкирских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны. Народный фольклор
устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
Правила для играющих:
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).
3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).
4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.
5. Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.
6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.
8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре
вы - противники, вне игры - товарищи.
9. Проиграл, - не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся
взять верх при следующей встрече.
10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.
12. Судьей должны быть довольны и победители, и побежденные.
13. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге.
14. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.
Башкирские народные подвижные игры
Курай (Дудочка)
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка), он
ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок - кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится
водящим.
Правила: разбегаться только после окончания слов.
Муйуш алыш (Уголки)
По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В
центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает: «Моя баня занята».
2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»
3 играющий отвечает: «Печка обвалилась»
4 играющий отвечает: «Воды нет»
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит:
Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий
должен успеть занять свободный стул.
Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться
и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».
Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)
Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая
команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»
Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».
Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая команда
отвечает: «Есть сахар и мед».
Первая команда просит: «Дайте нам сахар».
Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»
Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».
Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»
Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной
команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника.
Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в
свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда,
в которой оказывается больше всего игроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников
тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...
Реализация социально-коммуникативного развития. Проект Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре.
Цель:-Приобщение детей к соцокультурным нормам,традициям семьи и общества.-Позитивная социализация детей дошкольного возраста.Организация и проведение народных праздниковБольшое место в приобщении дет...
Приобщение старших дошкольников к хакасской народной культуре в различных видах деятельности
О приобщение дтей старшего возраста к хакасской культуре через разные виды деятельности...
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БАШКИРСКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Консультация для педагогов на тему "Гендерное воспитание дошкольников средствами башкирского народного фольклора"...
Проект «Народная игрушка как средство приобщения старших дошкольников к русской народной культуре» (для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)
Проект позволит ребёнку познакомиться с декоративно-прикладным искусством, народной игрушкой, окажет позитивное влияние на развитие умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, н...