Детско-взрослый проект "А у нас водопровод! Вот!"
материал (подготовительная группа)

Проект «А у нас водопровод! Вот!» направлен на исследование проблемы: «Как вода попадает к нам в дом?». Актуальность проекта обусловлена изучением объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается каждый день, что способствует формированию целостной картины  мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vodoprovod_opisanie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Главное управление образования администрации города Красноярска                                                                            

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 комбинированного вида»

________________________________________________________________     

660068, г. Красноярск, пер. Тихий, д.24; тел. 2644 –031, mdou84@mail.ru

ОКПО 53633567,    ОГРН 1022402065256,      ИНН  2462022725  / КПП   246201001

Детско – взрослый проект

«А у нас водопровод! Вот!»

Номинация «Первые шаги в науку»

                                                      Руководитель:

                                        Воспитатели

                                                                       Михеева Надежда Геннадьевна

                                                                        Лазовская Елена Владимировна

Красноярск, 2019

Содержание

Актуальность проекта

3

Цель и задачи проекта

3

Этапы проекта

3

Результаты проекта

6

Заключение

6

Приложения

7

Актуальность проекта

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования  является формирование таких личностных качеств ребенка дошкольника, которые способствуют его успешной социализации в современном динамично развивающемся мире, а также его дальнейшему  образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется развитие научных представлений, так как они закладывают у дошкольников основу формирования целостной картины мира. Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления и любознательности.

Проект «А у нас водопровод! Вот!» направлен на исследование проблемы: «Как вода попадает к нам в дом?». Актуальность проекта обусловлена изучением объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается каждый день, что способствует формированию целостной картины  мира.

Новизна проекта в  проведении познавательно-исследовательской деятельности для понимания закономерностей  функционирования водопровода в городе.

Цель и задачи проекта

Цель:  развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через конструирование макета городского водопровода.

Задачи:

  • систематизировать представления  детей о свойствах  воды, способах ее очистки;
  • показать принцип функционирования водопровода через проведение опытов;
  • развивать умение планировать собственную деятельность;
  • развивать умение выдвигать предположения, доказывать их, делать вывод;
  • развивать конструктивные умения детей в процессе создания макета водопровода.

Сроки реализации проекта: с 11 по 22 февраля 2019 г.

Описание этапов реализации проекта

Подготовительный этап: В рамках комплексно-тематического планирования «Дом, в котором я живу»  дети делали макет квартиры. Мальчишки настолько увлеклись, что сконструировали ванную комнату со всей техникой. Тут и возникли вопросы:

- Откуда в наш дом приходит вода?  Куда она уходит? 

Чтобы приблизиться к разгадке, педагог при обсуждении с детьми  использовал модель трех вопросов.

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что можно сделать?

- из крана  (Сергей, Андрей)

- из моря   (Илья)

- из трубы, я видел  (Глеб)

- из Енисея   (Артемий, Варя)

- вода холодная и горячая течет   (Арсений)

- бывает тёплая    (Максим)

- почему она чистая?    (Кирилл)

- как она течет по трубе?

(Дима)

- почему рыбы в кран не попадают?  ( Илья)

- как увидеть трубы?  (Варя)

- почему одна вода холодная, а другая горячая? Почему нет теплой?   (Василиса)

-где находится водопровод?

- для чего большая труба? Как она называется?

- кто ремонтирует водопровод?   (Глеб)

- выяснить откуда берут воду  (спросить у родителей, посмотреть на карте, в интернете…)

(группа детей)

- как чистят воду? (провести опыты)  (Артемий, Арсений)

- выяснить, как устроен фильтр (Дима)

- сходить на экскурсию в подвал детского сада (Воспитатель)

- дополнить макет города водопроводом и очистными сооружениями

К таблице с вопросами нам приходилось возвращаться в течении реализации всего проекта, так как в процесс погружения в проект возникали всё новые вопрос, которые мы вписывали в таблицу.

Ответы на эти вопросы, мы с детьми, искали в лаборатории, проделывая различные опыты и эксперименты:

- проверили разные свойства воды: вкус, цвет, запах, форму;

- выяснили, что может растворить вода, а что нет;

Запланировали маршрут выходного дня для родителей с детьми: «Собери пробы воды из Енисея», «Найди водопровод возле дома».

После выходных, дети принесли бутылочки с водой из реки, бутылочки, купленные в магазине, и взяли пробу из водопроводного крана в детском саду. Провели исследования и сравнили результаты:

- сравнили разные пробы воды. Обнаружили, что вода имеет разный запах и прозрачность.

- предположили, что может попадать в воду реки и проделали это с водой в стаканчике.                                                                                                             Совместно с родителями была подобрана информация об очистке водопроводной воды и о различных фильтрах. Дима  Б. подробно объяснил ребятам, как можно смастерить фильтр в домашних условиях и показал схему сборки фильтра.

        Полученные знания проверили опытным путем:

- изготовили фильтр из подручных материалов;

- изучили, как ведет себя мусор в воде (легкие предметы – плавают на поверхности воды, тяжелые – опускаются на дно, некоторые вещества – растворяются);

        - попробовали разные способы очистки воды. Выяснили, что есть мусор, от которого  можно легко избавиться, а есть вещества, с которыми простой фильтр справиться не может.

          Посмотрели видео ролик: «Откуда в нашем доме вода?», где дети узнали, как устроен городской водопровод.

Очень трудным оказался вопрос: «Как вода в трубы затекает?» Как только дети не пытались, заставит её туда забраться! Сверху - бежит, а снизу - никак!  Пока Глеб не втянул ее через трубочку ртом. Так появился ответ – насос! И снова опыт - перекачка воды.

Найти водопровод у дома  тоже не удалось. На утреннем сборе дети наперебой рассказывали, что «труб нигде нет», «их не видно, мы их искали»,  «папа сказал, что все под землей»,  «мы нашли люк, он закрыт, он тяжелый», «дверь в подвал дома закрыта»…

Опять возникли новые вопросы:

- Где находится водопровод? Почему он под землей?  Как его можно увидеть?

Дети выдвинули различные гипотезы:

- Трубы будут мешать ходить людям и машинам ездить (Артемий и Арсений);

- Это не красиво, когда трубы торчат  (Василиса);

- Они могут взорваться  (Дима);

- Вода в них замерзнет, остынет  (Варя).

Исследовательская деятельность опять пришла на помощь. Провели опыт на групповом участке: «Где быстрее остынет вода?» (в открытых ёмкостях или в ёмкостях, помещенных в утеплитель) Вывод: водопровод должен быть под землей, потому что слой земли защищает трубы от холода.

Как же его увидеть? Нужно попасть в подвал! В детском саду подвал то же есть.

Обратились за разрешением к заведующему провести экскурсию с детьми в подвале детского сада. Эмоции переполняли детей. Было немного страшно, но очень интересно! Соблюдая все нормы безопасности, мы рассмотрели, своими глазами, как же устроен водопровод. И обнаружили! Оказывается, в подвале не две трубы (с холодной и горячей водой), есть ещё одна, большая. Для чего она – никто не догадался. Новая проблема!

И опять эксперимент:  - набираем воду (холодную и горячую, по очереди), моем  игрушки, убираем за собой рабочее место. А куда грязную воду? Эврика!  Большая труба для грязной воды! Как она называется? Тут же Кирилл вспомнил: «канализация».

Когда были на экскурсии в подвале, дети заметили, что из одной трубы капает вода. Опять проблема. Что же делать? Кого позвать на помощь? Кто следит за водопроводом? Тут пришла на помощь логопед группы, Татьяна Алексеевна и подсказала, что профессия человека следящего за исправностью труб называется – сантехник.

Основной этап: Началась игра: дети строили водопровод из строительного и бросового материала, вызывали «сантехника», чинили трубы, строили очистные сооружения.  К уже построенному макету дома решили сконструировать трубы с горячей и холодной водой, канализационные трубы. А как понять, что в трубе холодная или горячая вода. Дима предложил использовать разные трубочки для их обозначения: с красными полосками – для горячей воды, с синими – для холодной воды. Для канализационных труб выбрали трубочки шире в диаметре. Так, получился двухъярусный макет: первый ярус – город, под которым сконструирован водопровод.

Заключительный этап: Макет города  с водопроводом готов. А что же дальше? Дети решили, что макет нужно показать родителям. Целую неделю макет стоял в приемной, а дети караулили родителей, чтобы показать и рассказать им, что у них получилось.

Уже знакомые с ситуацией «гостевых посещений», ребята предложили рассказать своим сверстникам из группы «Одуванчик», откуда вода попадает в дом. И снова вопрос: кто будет рассказывать? В процессе обсуждения решили поделить рассказа на части и голосованием выбрали ребят для презентации макета. Дети представляли не только макет, но и свои рисунки, рассказывали информацию с интернета про водопровод, которую нашли с родителями, и даже провели опыт для сверстников «Как работает насос».  

Результаты проекта

Педагоги группы отмечают динамику в развитии детей:

- Дети имеют представления об устройстве городского водоснабжения;

- Дети совместно со взрослым могут спланировать свою деятельность, предпринимают шаги по выполнению плана;

- Дети могут выдвинуть гипотезу, обосновать ее, сделать вывод на основе проведения опыта;

- Дети могут рассказать о предметах окружающей жизни, выражать свои мысли, чувства;

- Дети предлагают способы конструирования водопровода, материалы для его изготовления, воплощают собственный замысел в реальность.

         В результате реализации проекта был создан макет города с водопроводом, а также выставка рисунков «А у нас водопровод!».

Заключение

        Цель и задачи проекта были достигнуты. В ходе проекта дети сделали множество открытий: вода из Енисея, водопровода и из магазина имеет разные свойства, вода двигается с помощью насоса, множество разных больших и маленьких труб в подвале и много-много других. В ходе реализации проекта дети много рисовали то, что их впечатлило, очень востребован стал Центр экспериментирования. На макете постоянно разворачивается игра. Макет постоянно достраивается. На нем уже появились парковая зона, столбы для электричества, иллюминация. Уже три дня дети устраивают на нем салют. Что будет следующей темой проекта? Выберем голосованием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра

Совместный детско-взрослый творческий проект "волшебный мир театра...

Детско-взрослый дизайн-проект "Поговорим о любви" в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад...

Детско-взрослый исследовательский проект "Лесной барабанщик"

Детско – взрослый исследовательскийпроект «Лесной барабанщик»Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №6, родители, воспитатели.Руководитель: Карелина Е. И.  Тип проекта...

Детско-взрослый исследовательский проект "Этот тайный мир огня"

Исследовательский проект "Этот тайный мир огня" реализован в старшей группе совместно с детьми ,родителями и педагогами. Главная цель: Создание условий для формирования осознанного отношения детей к о...

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....