Моделирование при проведении экспериментов по теме ПДД
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте, в области развития мышления, дети овладевают действиями наглядного моделирования, которое основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, или знаками, схематично изображенными. на основе этих принципов предлагаются игры-эксперименты по ПДД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yf_cfqn_glll.docx | 750.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование при проведении экспериментов
по теме ПДД
В старшем дошкольном возрасте, в области развития мышления, дети овладевают действиями наглядного моделирования, которое основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, или знаками, схематично изображенными.
Освоение различных символов и знаков помогает ребенку анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность. Многие психологи утверждают, что работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его мышления на более высокий уровень.
При проведении игр-экспериментов мы используем символику виде изобразительных символов (пиктограммы, схемы опытов) и предметов -заместителей (коробка-машина, кубики-пассажиры, геометрические фигуры-пешеходы).
Продумывая разнообразные «модели», мы стараемся придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Главное, о чем должен помнить педагог, то, что смысл каждого символа обязательно должен быть уточнен, прежде чем включен в работу.
Мы рассматриваем моделирование и экспериментирование как совместную деятельность воспитателя и детей по созданию специальных ситуаций с целью, чтобы ребенок реально увидел, как работают правила дорожного движения и убедился, что они необходимы для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.
И еще….Самые ценные знания это те, что. Мы хотим дать возможность ребенку добыть знания самостоятельно, понять их, сделать своими и уже затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
«Правостороннее движение»
Детям порой трудно понять, почему принято то или иное правило, почему транспортные средства и люди должны придерживаться при движении правой стороны, и что будет если идти или ехать, где угодно. Цель этого эксперимента наглядно показать, почему люди договорились передвигаться по правой стороне тротуара, а транспортные средства по правой стороне проезжей части. Дети, играя, убеждаются, что разделительная полоса помогает избежать столкновения с теми, кто движется навстречу.
Оборудование: шарики или небольшие мячи двух цветов, ограничители («бордюры») для дороги, разделительная полоса.
Ход:
Обсуждение проблемы | Моделирующие действия |
Давайте представим, что однажды в городе появились первые автомобили | Взять два мяча разного цвета |
Хотя их было мало и ездили они не очень быстро, для них сделали дорогу. | Строительство дороги с использованием ограничителей. |
Красный автомобиль едет в красный гараж, а синий в синий. | Установить гаражи на разных концах дороги |
Первые автомобили начали движение | С обоих концов дороги прокатываем навстречу друг другу два мяча разного цвета. |
Оценить результат: оба автомобиля успешно попали в свой гараж | |
Потом транспортных средств становилось все больше и больше, ехать они стали быстрее. | Одновременное прокатывание по несколько красных мячей с одной стороны и несколько синих с другой. Мячи неизбежно сталкиваются |
Оценить результат: сколько транспортных средств доехали до гаража, что случилось с остальными, почему так произошло | |
Предложить разделить дорогу вдоль пополам и договориться по какой проезжей части будут ехать красные машины, а по какой синие | Прокладывание разделительной полосы. Прокатывание синих мячей по одной проезжей части, а красных по другой |
Оценить результат: столкновений нет, на дороге порядок. Все транспортные средства успешно попали в свой гараж | |
Некоторые автомобили захотели поехать в гости в гараж другого цвета. По какой стороне им надо двигаться, чтобы не столкнуться со встречными транспортными средствами? | Прокатывание мячей в обоих направлениях, имитирующее правостороннее движение. |
Обсудить, какое правило помогает не сталкиваться транспортным средствам, двигающимся навстречу друг другу. Сделать вывод о том, что надо придерживаться правой стороны. |
Комментарии: далее можно аналогично провести моделирование ситуации на примере движения по тротуару пешеходов, людей на самокатах, роликах и других средствах передвижения. Иначе говоря, рассмотреть такой аспект взаимодействия ребенка с транспортной системой, где ребенок является пешеходом и водителем детских транспортных средств.
«Мы пассажиры»
Цель: создать условия, чтобы дети убедились в необходимости использования ремня безопасности в автомобиле. Показать почему надо держаться за поручни в общественном транспорте.
Оборудование: игрушечная машина или платформа на колесах, бруски из деревянного конструктора.
Ход:
Сегодня пассажирами нашего автобуса будут бруски | Разместить на платформе 2-3 бруска установленные на короткую сторону. Один брусок (пассажир на переднем сидении) находится близко к переднему краю платформы |
Все заняли свои места и поехали | Плавно привести платформу в движение, постепенно ускоряя |
Вдруг автобус внезапно затормозил | Перед платформой появляется препятствие, и она резко останавливается. Бруски падают вперед по направлению движения, а первый падает на пол. |
Сделать вывод, что при неожиданном торможении транспортного средства пассажиры могут упасть, удариться и даже вылететь через лобовое стекло. Обсудить с детьми, что для того, чтобы этого избежать надо пристегиваться ремнем безопасности и держаться за поручни. |
Рисунок»
Рисунок «Резкое торможение»
Варианты:
- Игра-эксперимент «Автобус». В ней роль пассажиров выполняют дети и могут прочувствовать на себе, что происходит при резкой остановке транспортного средства
Сейчас мы с вами поедем на воображаемом транспортном средстве. На чем хотите поехать? | Дети строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. |
Чтобы двигаться нам нужны водители. | Выбрать ребенка, который будет выполнять роль водителя. Он встает первым, остальные – пассажиры. |
Пока пассажиры занимают свои места, водитель должны получить инструктаж. | Дать инструкцию водителю, что он должен резко остановиться в определенном месте. Остальные участники об этом не должны знать. |
Поехали, все быстрее и быстрее | «Транспортное средство» начинает двигаться, постепенно увеличивая скорость. При подходе к условленному месту первый игрок внезапно останавливается. |
Что же произошло? Что вы почувствовали на себе? А представьте, какой сильный удар может быть, если скорость еще будет больше. | Все почувствовали удар о впереди стоящего ребенка. |
Обсудить, что от удара может защитить ремень безопасности. А в общественном транспорте надо держаться за поручни. |
- Другим вариантом этого эксперимента может стать одновременное участие двух команд пассажиров во главе с водителем. В этом случае имитируется столкновение, и при сближении двух команд водители транспортных средств «обнимаются».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов.
методические разработки....
«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...
Консультация для воспитателей на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....
Использование метода наглядного моделирования при проведении физкультминуток с опорой на план схему.
Мастер – класс на методическом объединении учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений муниципального района«Город Валуйки и Валуйский район»Использование метода наглядного моделировани...
Доклад на тему: «Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ»
Доклад на тему: "Методические требования к подготовке и проведению экспериментов в ДОУ"Подготовила: Кишко Екатерина Валерьевна, воспитатель подготовительной к школе группы...
Сообщение на тему «Влияние практических методов обучения (моделирование, опыты и эксперименты) на саморазвитие дошкольников».
Практические методы обучения....
Детское экспериментирование.Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Занимательные опыты и эксперименты
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно ...