Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет
консультация
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_na_progulke_s_malyshami.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет
Деменина Алла Ханифиевна
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Создание условий для эффективного проведения прогулок
Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации новых знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.
1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. В зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее – девочка Машенька с братиком Ванечкой и др. (высота каждой фигуры 40—60 см). Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные или новогодние события. Иногда в руках у Машеньки появляется корзинка. Дети замечают, начинают предполагать, куда собралась девочка. Так зарождается интересная беседа.
2-й набор: знакомые детям игрушки-животные – медвежонок, лиса, заяц, волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят (высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей и развития их внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку – варежки; в летнее время лисе надевают яркий платок, а то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке – красную рубаху, волку – лапти и т. д.
3-й набор: знакомые детям игрушки-птицы – ворона, воробей, голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10—15 см, высота 5–7 см). Дети самостоятельно находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.
Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4–5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая устойчивый интерес детей к ним.
Можно стационарно установить щит (40x60 см, подставка до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время от времени заменяя ее другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка и лиса» и др.). Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и с помощью воспитателя могут вспомнить сюжет всей сказки.
В летнее время с целью развития наблюдательности и умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле него загорают на травке куклы, плавают по воде уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит на «озере».
В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений, и для развернутой беседы с детьми по поводу сюрпризных моментов. Здесь необходима фантазия взрослого.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или осенних листьев. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).
По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка – пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.
Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка педагога обычно состоит в том, что на прогулку выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т. д.). На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санитарной обработке (пластмассовые, резиновые, деревянные, гипсовые игрушки, яркие краски которых не блекнут на воздухе). Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети самостоятельно могут легко снять и постирать; кукол дети могут искупать.
Перечень игрушек для игр в теплое время года
Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.
Моторные игрушки. Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.
Технические игрушки. Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты; телефон.
Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке. Наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.
Игрушки-наборы. Домашние животные и птицы, лесные звери и птицы.
Строительный материал. Детали из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые конструкторы.
Музыкальные игрушки. Погремушки, колокольчики, бубны, органчики.
Наборы игрушек для игр с песком и водой.
Игрушки-забавы. Озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.
Весь этот материал должен храниться в специальном блоке, построенном на участке или неподалеку от него.
Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2–3 человека), поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, в ажурном домике со скамейками поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками и двигателями, рядом моторные игрушки.
На веранде с одной стороны – все для сюжетно-ролевых игр, там же уголок ряженья. Для свободного использования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, на которых хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.
Песочный дворик должен располагаться под тентом. Обычно он представляет собой ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.
Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы избежать травм.
Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное – чтобы они помнили, где что хранится, и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.
Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним – саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.
Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....
консультация для воспитателей дошкольных учреждений "Оздоровительная работа с детьми в летний период"
В данной разработке представлены формы оздоровительной работы с дошкольниками в летний период...
С. И. Гин "Заятия по ТРИЗ вдетском саду" Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Светлана Ивановна ГинЗанятия по ТРИЗ в детском саду. Пособиедля педагогов дошкольных учрежденийТекст предоставлен правообладателем.http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6540977АннотацияВ к...
Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, автор: Светлана Ивановна Гин
От автораВ конце 50 гг. ХХ в. появилась наука ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С.Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможн...
Презентация авторского нестандартного пособия для педагогов дошкольных учреждений на тему "Использование нестандартного пособия "Крышко-Град" для всестороннего развития личности ребенка"
Цель: Заинтересовать педагогов нестандартным пособием, предназначенным для всестороннего развития личности.Ход:Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шатохина Валентина Владимировна. Я предс...
Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5 7 лет. М. Б. Зацепина
В пособии представлена методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества; содержатся сценарии праздников и разв...
Воспитание гражданско – патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений
Сергеева Ирина ИвановнаВоспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников на современном этапе развития общества: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Ханты-Мансий...