Рефлексивный анализ динамики речевого развития детей
методическая разработка (старшая группа)
Образец отчета учителя-логопеда ДОУ, имеющего в составе группы комбинированного вида для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексивный анализ динамики речевого развития детей старшей группы комбинированного вида | 982.17 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - воспитанников группы комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (6-го года жизни)
за 2020-2021 учебный год (учитель-логопед Гетта О.Г.)
Для рефлексивного анализа использовались результаты первичного и итогового диагностического мониторинга, проводимого по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Программой коррекционно-логопедического мониторинга, принятой в ДОУ.
Целями диагностического логопедического мониторинга в группе комбинированной направленности для детей 6-го года жизни № 8 являлись:
- оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
- выявление причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии воспитанников;
- правильное построение коррекционно-развивающей работы с детьми;
- оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2020-21 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2021-22 учебный год.
Сроки проведения первичной педагогической диагностики: 5 - 23 октября 2020 года (по причине болезни учителя-логопеда).
Списочный состав группы: 8 обучающихся (на 0,5 ставки учителя-логопеда).
Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников.
Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.
Используемые методики: использовалась методика определения уровня речевого развития детей Безруковой О.А., Каленковой О.Н. для детей 5-6 лет с опорой на иллюстративный материал.
Предметом исследования являлись:
- Изучение анатомического строения органов артикуляции;
- Изучение состояния артикуляционной моторики;
- Запас общих сведений
- Изучение состояния лексического компонента речи (объем и системная организация словаря);
- Изучение состояния грамматического строя речи (словоизменение, словообразование и синтаксис);
- Изучение состояния звукопроизношения;
- Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
- Изучение состояния фонематических процессов;
- Изучение состояния просодической стороны речи;
- Изучение состояния связной речи;
- Изучение психологической базы речи (вербальная память, мышление, речевое внимание).
По результатам первичного логопедического мониторинга вынесено следующее логопедическое заключение:
- ОНР, 3-4 уровень речевого развития. Дизартрия - 1 воспитанник;
- ОНР, 3 уровень речевого развития. Дизартрия - 3 воспитанника;
- ОНР 2 уровня. Дизартрия - 2 воспитанника;
- ОНР 1 уровня. Дизартрия - 2 воспитанника.
Среднее значение сформированности речевых компонентов по старшей группе – 37,69 %, что свидетельствовало о низком уровне речевого развития воспитанников в целом.
Самыми проблемными (низкий уровень) являлись такие компоненты речи, как словообразование (21,8 %), звуковой анализ и синтез (4,2 %), продуцирование текста (составление рассказа – 29,7 %), речевое внимание (27 %).
Максимально приближенными к среднему уровню сформированности находились такие компоненты речи, как общие представления об окружающем (59,4 %) и слоговая структура слова (58,3 %).
Остальные компоненты речевой системы: объем и системная организация словаря, словоизменение, синтаксис, фонематический слух, просодика, понимание текста, пересказ, вербальная память, мышление - находились на уровне ниже среднего.
По результатам первичной диагностики был составлен речевой профиль группы № 8:
Уровень сформированности различных компонентов речи (по 5-балльной шкале):
3 балла – средний уровень – 1 воспитанник;
2 балла – уровень ниже среднего – 2 воспитанника;
1 балл – низкий уровень – 5 воспитанников.
Исходя из анализа результатов логопедического мониторинга мною были выбраны следующие направления для углубленной работы с воспитанниками на 2020-2021 уч. год:
- формирование умения проводить звуковой анализ и синтез;
- развитие словообразовательных навыков;
- развитие речевого внимания;
-развитие умения составлять рассказ (по предметной картинке, по сюжетной картинке по серии сюжетных картинок).
После обследования детей родители воспитанников приглашались для ознакомления с результатами, проводилась беседа о необходимости их участия в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у учителя-логопеда, о создании в семье благоприятных условий для общего и речевого развития детей.
Сроки проведения итоговой педагогической диагностики: 11 - 24 мая 2021 года
По результатам итогового логопедического мониторинга вынесено следующее логопедическое заключение:
- ОНР, 4 уровень речевого развития. Дизартрия - 3 воспитанника;
- ОНР, 3 уровень речевого развития. Дизартрия - 4 воспитанника;
- ОНР 2 уровня. Дизартрия - 1 воспитанник.
Среднее значение сформированности речевых компонентов по старшей группе – 61,48 %, что свидетельствует о среднем уровне речевого развития воспитанников (повышение составило 23,79 %).
Проблемными (низкий уровень), по-прежнему, являются такие стороны речи, как словообразование - 45,4% (повышение на 23,6%), звуковой анализ и синтез - 40 % (повышение на 35,8%), продуцирование текста (составление рассказа) – 46,9 % (повышение на 17,2%), речевое внимание – 46,8 % (повышение на 19,8 %).
На уровне ниже среднего находятся такие компоненты, как фонематический слух – 57 % (повышение на 22%), вербальная память – 51,7 % (повышение на 13,8%).
На среднем уровне сформированности находятся такие компоненты речи, как объем словаря – 66,1 % (повышение на 25,9%), системная организация словаря – 66 % (повышение на 25,7%), словоизменение – 67,6% (повышение на 20,3%), синтаксис – 65,7% (повышение на 26,4%), понимание текста – 64,2 % (повышение на 26,7%), пересказ – 68,8 % (повышение на 27,1%), мышление – 61,5% (повышение на 24,8%)
На уровне выше среднего находится просодическая сторона речи – 71,9% (повышение на 25%).
На высоком уровне находятся такие компоненты речи, как общие представления об окружающем – 81,2 % (повышение на 21,8%) и слоговая структура слова – 83,3 % (повышение на 25%).
По результатам итоговой диагностики составлен речевой профиль группы № 8:
Уровень сформированности различных компонентов речи (по 5-балльной шкале) после проведенной коррекционно-логопедической работы:
5 баллов – высокий уровень – 1 воспитанник;
4 балла – уровень выше среднего – 2 воспитанника;
3 балла – средний уровень – 2 воспитанника;
2 балла – уровень ниже среднего – 2 воспитанника;
1 балл – низкий уровень – 1 воспитанник.
Анализ динамики речевого развития (средние значения по группе) первичного и итогового мониторинга за 2020-2021 уч. год:
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ логопедической группы № 8 за 2020-2021 уч. год | ОБЩИЕ ПРЕДСТАВ-ЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮ-ЩЕМ | ОБЪЕМ СЛОВА-РЯ | СИСТЕМ-НАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ (ассоциативные связи) | СЛОВОИЗ-МЕНЕНИЕ | СЛОВООБ-РАЗОВА-НИЕ | СИНТАК-СИС | ФОНЕМА-ТИЧЕСКИЙ СЛУХ | ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ | СЛОГОВАЯ СТРУКТУ-РА | ПРОСО-ДИКА | ПОНИ-МАНИЕ ТЕКСТА | ПРОДУЦИ-РОВАНИЕ ТЕКСТА (СОСТАВ-ЛЕНИЕ РАССКАЗА) | РЕПРОДУ-ЦИ-РОВАНИЕ ТЕКСТА (ПЕРЕСКАЗ) | ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ | РЕЧЕ-ВОЕ ВНИМА-НИЕ | МЫШЛЕ-НИЕ | Среднее значение по группе |
октябрь 2020г. | 59,4% | 40,2% | 40,3% | 47,3% | 21,8% | 39,3% | 35,0% | 4,2% | 58,3% | 46,9% | 37,5% | 29,7% | 41,7% | 37,9% | 27,0% | 36,7% | 37,69% |
май 2021г. | 81,2% | 66,1% | 66,0% | 67,6% | 45,4% | 65,7% | 57,0% | 40,0% | 83,3% | 71,9% | 64,2% | 46,9% | 68,8% | 51,7% | 46,8% | 61,5% | 61,48% |
Сравнительный анализ речевого профиля группы № 8 после проведенной коррекционно-логопедической работы показывают существенную положительную динамику: повышение по группе в целом составляет 23,79 % (с 37,69% в начале учебного года до 61,48% в конце учебного года) и выглядит следующим образом:
Сравнительный анализ уровня сформированности речеязыковых компетенций воспитанников старшей логопедической группы на начало и конец 2020-2021 учебного года также говорит о положительной динамике и выглядит следующим образом:
Фактические результаты показали, что к концу первого года коррекционно-развивающего обучения уровень речевого развития большинства воспитанников (6 человек - 75% детей) находится в диапазоне от ниже среднего до выше среднего, к концу учебного года появился 1 ребенок (12,5%) и с высоким уровнем речевого развития, а количество воспитанников с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности в освоении программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной
Выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического возде...
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Электронный документ "Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР"
Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.2....
Аналитическая справка о результатах мониторинга динамики речевого развития детей
Выявление промежуточных и итоговых результатов коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР и динамики их речевого развития за 3 учебных года с использованием методической разработки логопеда Ка...
Конспект психологического занятия с рефлексивным анализом по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Необитаемый остров»
Цель занятия: развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи занятия:• познакомить детей с эмоциями: радости, грусти;• помочь детям осознать взаимосвязь между переживаемым эмоциональным состоянием ...
Динамика речевого развития детей старшего дошкольного возраста за последние три года
Динамика речевого развития...
МОНИТОРИНГ «Отслеживание динамики речевого развития детей, в группах для детей с ТНР».
Краткий обзор мониторинга динамики речевого развития в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в ДОУ.Диагностическое обследование развития речевых процессов: задания, ключ к заданиям, таблица д...