Работа с музыкально - одаренными детьми
методическая разработка
Теплов выявляет три основные музыкальные способности:
1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
При работе с песесней можно развивать данные музыклаьные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_muzykalno-odaryonnyh_detey.doc | 49.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112»
Педагогический проект
«Выявление и педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Разработала:
музыкальный руководитель
Горецкая Ольга Петровна
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках проекта в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей. Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:
- Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
- Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
- Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Объект проектирования – педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проектирования - психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Цель – Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.
Задачи:
1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;
2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;
3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
Гипотеза: Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.
Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях:
- Работа с детьми;
- Работа с педагогами и родителями.
Участниками проекта являются воспитанники детского сада, педагоги и родители. Настоящий проект рассчитан на 4 года.
Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.
Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись. В наблюдении за детьми не избежать субъективных оценок, и можно упустить из виду скрытые, нереализованные задатки и способности. Анализ полученных в ходе диагностики результатов помогает решать следующие задачи педагогической практики:
- Осуществлять дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявлять детей со скрытой одаренностью.
- Оценивать эффективность используемых форм, методов, и средств музыкального воспитания. Ведь достижения воспитанников и динамика уровня развития является одним из важнейших показателей эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Методика выявления музыкально одаренных детей
1 этап (начальный):
метод наблюдения – выявляются уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, поведенческие реакции в движениях и пении (импровизация, креативные проявления).
2 этап (промежуточный):
диагностика уровня музыкального развития – выявляются уровень развития ладового чувства, музыкально – слуховых представлений и чувства ритма.
3 этап (заключительный):
диагностика музыкальных способностей – определение направления предпочтений каждого ребенка (пение, танец, театрализация).
Как уже отмечалось, музыкально одаренные дети нуждаются в особом внимании со стороны родителей и педагогов. Такие дети легче усваивают материал занятий, они непринужденно справляются с заданиями. Поэтому педагогу необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с ними на групповом занятии. Чтобы с одной стороны дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны дать возможность выразиться другим детям. Не секрет, что одаренные дети любят внимание и умеют его притягивать, нередко обладают лидерскими качествами. Поэтому на групповых занятиях такие дети могут реализоваться в различных формах совместной деятельности. Так же их творческий потенциал и развитые способности незаменимы в подготовке сольных номеров. Ведь радость от хорошо выполненного музыкального номера разделяют все участники поровну, но при этом сложность исполнения может быть неравной.
Психологи, исследуя возрастные и личностные кризисы, пришли к выводу о том, что в основе кризиса лежит несоответствие между имеющимся возможностями личности и внешней средой, неприспособленной для их реализации. Такая ситуация складывается и вокруг одаренного ребенка. И хотя на групповых занятиях музыкально одаренным детям уделяется особое внимание, нередко они испытывают особого рода голод, который выражается в потребности творить что-то еще кроме программного содержания:
– участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и областном уровнях;
– подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.
Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочих атрибутов творческого процесса. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога профессионального мастерства и личной активности. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.
Материально-технические условия организации педагогического сопровождения музыкально одаренных детей не многим отличаются от условий организации музыкального воспитания всех воспитанников детского сада. К ним относится, прежде всего, предметно-развивающая среда, в которой протекает воспитательный процесс.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями или законными представителями. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующим направлениям:
1. Аналитическое – реализуется через анкетирования, опросы родителей. Качественный и количественный анализ полученных данных предполагает решение педагогических задач:
- выявить интересы и предпочтения родителей;
- выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
- узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
2. Информационное - реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, родительские клубы. Основной задачей работы с семьей в этом направлении является повышение компетентности родителей в вопросах по музыкально-эстетическому развитию ребенка дошкольного возраста. Реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок – передвижек. Родители имеют возможность ознакомится с музыкальным репертуаром (песни, пальчиковые игры, хороводы, народные игры), который используется на занятиях, а так же узнать о формах и методах музыкально-эстетического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
3. Совместная творческая деятельность – реализуется через эмоционально-эстетическое обогащение детей и родителей в совместном творческом процессе. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты с участием родителей и детей.
4. Создание предметно-развивающей среды – работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении музыкального зала к праздникам, в подготовке костюмов, декораций.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогам ДОУ. Ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции взрослых. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности необходимо мотивировать их на дальнейшее обучение в системе дополнительного образования.
Для оценки эффективности реализации проекта ведется мониторинг участия воспитанников в детских фестивальных и конкурсных движениях на муниципальном, областном и федеральном уровнях, а так же диагностика развития музыкальных способностей воспитанников.
В ходе работы над реализацией проекта планируется создать и апробировать организационную модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях детского сада в целях получения желаемого результата в их воспитании, обучении и развитии. Определяющим при разработке технологий работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный образовательный процесс. Но для того, чтобы это встраивание происходило естественно, максимально безболезненно, необходима взаимосвязь деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса в решении поставленных задач.
Литература:
- Журнал «Справочник музыкального руководителя», 2013г., 2014г.
- М.Б.Зацепина «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», 2010г.
- Т. Доронова «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет», 2014г.
- Н.В. Микляева «Технологии разработки образовательной программы ДОУ», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни....
Работа с музыкально одаренными детьми
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной ж...
6-3 Работа с музыкально одаренными детьми.
Работа с музыкально одаренными детьми(индивидуальная программа обучения ребенка дошкольного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии)....
"Работа с музыкально одаренными детьми дошкольного возраста"
Методические рекомендации для музыкальных руководителей по работе с одарёнными детьми по музыкально-художественной деятельности...
Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми
1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...
Консультация для родителей «Работа с музыкально одаренными детьми»
Музыкальность – это единое, неделимое свойство, данное ребенку от природы. Одаренные дети – те, кто наделен способностями от природы, с возможностью развивать эти способности без огра...
2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "
Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...