Педагогический проект "Мир музыкальных инструментов»
проект (подготовительная группа)

Соколова Татьяна Александровна

Педагогический проект "Мир музыкальных инструментов»  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект "Мир музыкальных инструментов»  Соколова Татьяна Александровнамузыкальный руководитель

Разделы: МузыкаРабота с дошкольниками


Творчески-игровой, познавательный, долгосрочный, внутри дошкольного учреждения, для детей группы предшкольной подготовки (6-7 лет)

Цель реализации проекта:

  • Формирование начал музыкальной культуры дошкольников, как неотъемлемой части их общей духовной культуры через сопричастность к шедеврам классической и народной музыки.
  • Развитие музыкально-творческих способностей детей.

Задачи проекта:

  • Расширение представления детей о музыкальных инструментах. Знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике восприятия музыки.
  • Проявление музыкально-творческих способностей в исполнительской деятельности под музыку.
  • Проявление творческих способностей в продуктивной деятельности: иллюстрирование музыкальных инструментов, изготовление нетрадиционных инструментов из бросового материала.
  • Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».

Интеграция образовательных областей: «Творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социум».

Интеграция разделов программы: «Музыка», «Хореография», «Художественная литература», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим».

Актуальность проекта

Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания оркестра. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента, входящего в состав оркестра, знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах и истории их создания, без знания об их устройстве, способах звукоизвлечения и особенностях тембровой окраски? Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию дошкольников, как одна из важных задач.

Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству, увы, угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными шлягерами. Именно поэтому я, как педагог-музыкант, обращаю особое внимание на экологию музыкальной культуры. Тема «Мир музыкальных инструментов» даёт детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.

Музыкальные инструменты, которые окружают дошкольников в повседневной жизни, чаще всего лежат в группе в музыкальных уголках или ненадолго оказываются в руках детей во время музыкальных занятий. Как сделать так, чтобы дети взглянули на эти инструменты по-новому? Ведь у каждого из них своя интересная история! Выбранная мной тема «Мир музыкальных инструментов» позволяет решить и эту проблему.
Изучение данной темы с детьми только в организованной  музыкальной деятельности невозможно, так как требует системной и длительной работы. Именно поэтому для реализации замысла мной выбрана инновационная технология – педагогический проект, который позволяет решать проблему системно и поэтапно, использовать индивидуальные и групповые формы организации детей, работать с дошкольниками в свободное от занятий время и, таким образом, реализовать музыкально-творческие возможности каждого ребёнка, даже самого застенчивого и малоактивного.

Участие специалистов, родителей и детей в осуществлении проекта

Музыкальный руководитель:
- осуществляет подбор материала по реализации проекта;
- организует предметно-развивающую среду в музыкальном зале;
- осуществляет  подбор и  разучивание музыкального репертуара с детьми;
- знакомит детей с музыкальными инструментами и историей их создания в организованной музыкальной деятельности и вне её (легенды, притчи, рассказы, сказки);
- конструирует педагогический процесс;
- пишет разработку сценария досуга;
- проводит рекомендации для родителей «Оркестр своими руками» и «Нетрадиционные инструменты»;
- совместно с воспитателем и детьми готовит атрибуты, декорации;
- оформляет музыкальный зал в соответствии с сюжетом досуга.

Хореограф: осуществляет разучивание движений к песням, хореографических композиций и миниатюр к празднику.

Воспитатель:

  • организует музыкальную предметно-развивающую среду в группе;
  • закрепляет названия музыкальных инструментов;
  • закрепляет стихи и музыкальный репертуар по сценарию досуга;
  • организует художественно-изобразительную (разукрашивание иллюстраций  музыкальных инструментов) и продуктивную деятельность детей (изготовление нетрадиционных инструментов);
  • готовит декорации и атрибуты в совместной с детьми деятельности;
  • участвует в качестве ведущей праздника.

Логопед: осуществляет коррекцию и постановку звуков при разучивании с детьми текста сценария.

Психолог: даёт рекомендации в подборе игр по теме «Язык эмоций».

Методист: оказывает методическую помощь в конструировании педагогического процесса.

Родители:  

  • оказывают помощь в изготовлении нетрадиционных музыкальных инструментов;
  • участвуют в презентации досуга в качестве зрителей.

Дети:  участвуют в качестве зрителей и исполнителей.

Ожидаемый результат проекта:

Дети:

  • проявляют интерес к проблеме, включаются в процесс её решения;
  • в совместной деятельности с педагогом на основе партнерских отношений  участвуют в досуге.

Знают:

  • названия музыкальных инструментов и узнают их на иллюстрациях, фотографиях, репродукциях картин;
  • знают песни о музыкальных инструментах.

Умеют:

  • классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров);
  • различать музыкальные инструменты на слух по тембровой окраске;
  • сравнивать инструменты по форме, по характеру звучания;
  • выражать свои впечатления от прослушивания произведений классической и народной музыки в творческой, исполнительской и речевой деятельности;
  • играть на детских музыкальных инструментах в оркестре (шумовом, смешанном и оркестре нетрадиционных инструментов);
  • творчески проявлять себя в музыкально-ритмических движениях с музыкальными инструментами (пляски, хореографические миниатюры, хороводы, игры);
  • проявлять к музыкальным инструментам бережное отношение;
  • проявлять индивидуально-творческие способности, придумывать оригинальные способы и подходы в решении возникающих проблем;
  • самостоятельно организовывать игровое пространство (атрибуты,  декорации);
  • размещаться по ходу сценария досуга согласно схеме организации.

Имеют представление:

  • об особенностях устройства музыкальных инструментов и приёмах игры на них;
  • об истории их создания (легенды, притчи, рассказы, сказки).

Педагог:

  • создаёт эмоционально-комфортную, социально влияющую предметно-развивающую среду;
  • выстраивает типы взаимодействия в рамках «педагог-партнёр», «педагог-коммуникатор» в организованной учебной деятельности;
  • формирует у ребёнка познавательно-исследовательскую, коммуникативную и  творческую активность;
  • формирует у ребёнка общечеловеческие и жизненные ценности (бережное отношение к музыкальным инструментам).

Владеет:

  • проектировочной компетентностью (определяет тему, цель, результат-продукт, конструирует педагогический процесс – системная паутинка работы над реализацией проекта);
  • типами взаимодействия в рамках «педагог-ребёнок» с позиции модели, партнёра.

Использует:

  • интегративный подход в приобщение дошкольников к миру музыки;
  • развивающую среду для полихудожественного воспитания ребёнка;
  • моделирование для активной речевой практики ребёнка;
  • кодирование и декодирование материала для зрительного восприятия образа, закрепления и обобщения пройденного материала.

Системная паутинка работы над реализацией проекта

1. Постановка проблемы: «Ребята, хотели бы вы узнать, как разнообразен мир музыкальных инструментов? Послушать, как они звучат? Научиться играть на детских музыкальных инструментах в оркестре?».

2. Поиск и подбор материала для организации предметно-развивающей среды в музыкальном зале и в группе:
- папка «Всё про музыкальные инструменты» (иллюстрации музыкальных инструментов, репродукции картин, стихи, загадки, рассказы и сказки, притчи и легенды об истории создания музыкальных инструментов);
- детские музыкальные инструменты;
- диск или флешкарта с записью классической, казахской и русской народной музыки разных эпох (звучание музыкальных инструментов).

3. Знакомство детей с музыкальными инструментами симфонического, казахского и русского народных оркестров (клавишные, струнные, духовые, ударные):
- рассматривание иллюстраций, фотографий музыкальных инструментов, репродукций картин;
- чтение легенд и притч об истории создания музыкальных инструментов, об особенностях их устройства;
- восприятие звучания музыкальных инструментов на слух (фонограммы произведений классической и народной музыки);
- умение классифицировать музыкальные инструменты (клавишные, струнные, духовые, ударные, инструменты симфонического оркестра, казахского и русского народных оркестров).

4. Закрепление и обобщение сведений о музыкальных инструментах (стихи, загадки, ребусы).

5. Проведение:
- музыкально-дидактических игр на закрепление названий музыкальных инструментов и их тембрового звучания («Снежный ком», «Назови музыкальный  инструмент», «Угадай, на чём играю?», «Музыкальное лото», «Помоги Буратино найти и назвать музыкальные инструменты»);
- бесед с дошкольниками по решению проблемных ситуаций («Как появились музыкальные инструменты?», «Какой инструмент самый древний?», «Что делать, чтобы детские музыкальные инструменты прослужили долго?», «Какой музыкальный инструмент понравился и почему?»);
- рекомендаций для родителей («Оркестр своими руками», «Нетрадиционные инструменты»).

6. Чтение рассказов и сказок о музыкальных инструментах (сказка Т.Боровик «Для Всякого Случая», казахская сказка «Мастер Али», рассказ К.Паустовского «Старый повар»).

7. Разучивание:
- песен о музыкальных инструментах («Чудо-балалайка» З. Роот, «Қасиетті домбыра» Б. Бейсеновой, «Ложки деревенские»);
- хореографических композиций и миниатюр, хороводов;
- оркестров детских музыкальных инструментов («Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Праздник в колхозе» Е. Брусиловского, «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия);
- оркестра нетрадиционных инструментов (попурри русских народных мелодий);
- музыкальных игр («Домбра», казахская народная мелодия, «Оркестр», украинская народная мелодия, «Найди свой инструмент», русская народная мелодия, «Весёлый бубен», русская народная мелодия).

8. Организация:
- художественно-изобразительной деятельности детей (разукрашивание иллюстраций музыкальных инструментов);
- совместной продуктивной деятельности детей и родителей по изготовлению нетрадиционных инструментов из бросового материала;
- выставки нетрадиционных инструментов для детей и родителей «Чудо-инструменты»;
- выставки «Чудо-инструменты» для детей дошкольного учреждения;
- концерта учащихся Школы искусств №1;
-  проведения презентации досуга «Музыка – волшебная страна!»:
а) выстраивание игрового пространства (декорации и атрибуты);
б) размещение детей в пространстве зала согласно схеме организации;
в) обогащение ролевого поведения детей певческими, пантомимическими и эмоционально-выразительными средствами.

9. Знакомство с текстовым вариантом сценария досуга и разучивание репертуара.

10. Презентация продукта проекта: досуг «Музыка – волшебная страна!».

Цель презентации: воспроизведение полученных знаний в музыкально-творческой, речевой  деятельности дошкольников.

Список литературы.

1. Волков С.Ю. Всё о музыке: Для самых маленьких. – «Омега», 1998.
2. Бодраченко И. Бубен: Досуг для детей 5-7 лет. – Журнал Музыкальный руководитель .– 2014 – №2. – с. 36-39.
3. Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Ленинград: Музыка, 1973.
4. Меркулова Л.Р. Путешествие в мир музыкальных инструментов: Интегрированное занятие для детей подготовительной группы. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2011. – №3. – с. 7-9.
5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Советский композитор, 1988.
6. Паладьева З.Г. Юные таланты: Сценарий концерта в детском саду. – Журнал  Музыкальный руководитель .– 2013 – №8. – с. 58-61.
7. Сарыбаев Б.Ш. Казахские музыкальные инструменты. – Алма-Ата,  Жалын, 1978. – 136.
8. Симукова В. Инструменты симфонического оркестра. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2004. –  №2. – с. 36-39.
9. Симукова В. А вы ноктюрн сыграть смогли бы?: Статья и примерный сценарий концерта для родителей «Выступление детского оркестра». – Журнал Музыкальный руководитель. – 2004. –  №3. – с. 17-21.
10. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. – СПб.: Композитор, 1997.
11. Царёва Н. Н. Музыкальные инструменты своими руками: Вместе с родителями.
12. Чертова Е. Б. Музыкальный магазин: Сказка-игра. – Журнал Музыкальный руководитель. – 2012. –  №8. – с. 21-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "В стране музыкальных инструментов"

Проект разработан для старшей группы и расчитан на 5 месяцев. работа проходила в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. В проекте использованы видеоролики из цикла " Лесной концер...

Педагогический проект "В мире музыкальных инструментов"

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накаплива...

Консультации с родителями музыкального руководителя "Музыкальные инструменты своими руками. Правила игры на музыкальных инструментах"

В данных консультациях я рассказываю, как можно изготовить музыкальные инструменты в домашних условиях и о правилах игры на некоторых музыкальных инстументах. Красочное оформление позволяет выставлять...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"

Педагогическая идея музыкального руководителя ДОУ "Игра на детских музыкальных инструментах, как средство формирования основ музыкальной культуры"...