Картотека дидактических игр
материал
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по познавательному развитию для
детей 4 – 5 лет.
Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Ведущий задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.
- Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
- Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
Дидактическая игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога, лента, улица …
Выигрывает тот, кто больше назовет слов.
Дидактическая игра «А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Ход игры: Ведущий объясняет правила игры:
- Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Ход: Ведущий: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Ведущий называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры ведущий называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом.
Ход игры: Ведущий раскладывает разрезанные картинки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. В серединке картинки спортсмен, нужно подобрать ему все необходимое для игры.
Дидактическая игра «Отгадай — ка!»
Цель: учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь.
Ход игры: По сигналу ведущего, ребенок, получивший фишку, встает и делает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д.
Дидактическая игра «Какой предмет»
Цель: учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), закрепить знания детей о величине предметов; развивать быстроту мышления.
Ход игры: Ведущий говорит: предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, широкие, узкие. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
В руках у ведущего камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный, - говорит ведущий и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает ведущий следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Ведущий говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.
- Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)
«Из чего сделано?»
Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Ход игры: Ведущий проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.
Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.
Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.
«Что было, если бы…?»
Цель: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.
Ход игры: Ведущий предлагает послушать отрывок стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе»
- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?
(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).
- А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали?
- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)
Дети сами придумывают загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения для работы с дидактическим пособием «Макет дороги».
Картотека дидактических игр разработана для дидактического пособия по изучению правил дорожного движения (ПДД) «Макет дороги», она предназначена для детей старшего дошкольного возраста....