Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества
статья (старшая группа)

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego-konstruirovanie.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества

На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т. е. заниматься творческой деятельностью.

Кроме того, актуальность LEGO-технологии значима в свете внедрения ФГОС ДО, так как:

  • являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
  • позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме

игры (учиться и обучаться в игре);

  • формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной

личности, формирует навыки общения и сотворчества;

  • объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью,
  • предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов. Если сравнивать  компьютерных игры, где быстрая смена сюжета, картинки от которых перегружается психика ребенка, конструкторы LEGO имеют гораздо больше положительных аспектов, ведь дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели.

Внедрение Лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения:

  • Конструирование по образцу.

 Это показ приемов конструирования. Сначала необходимо рассмотреть игрушку, выделить основные части. Затем вместе с ребенком отобрать нужные детали конструктора по величине, форме, цвету и только после этого собирать все детали вместе. Все действия сопровождаются разъяснениями и комментариями взрослого. Например, педагог объясняет, как соединить между собой отдельные части конструкции.

  •  Конструирование по модели.

 В модели многие элементы, которые её составляют, скрыты. Ребенок

должен определить самостоятельно, из каких частей нужно собрать робота (конструкцию). В качестве модели можно предложить фигуру (конструкцию) из картона или представить ее на картинке. При конструировании по модели активизируется аналитическое и образное мышление. Но, прежде, чем предлагать детям конструирование по модели, очень важно помочь им освоить различные конструкции одного и того же объекта.

  • Конструирование по заданным условиям.

 Ребенку предлагается комплекс условий, которые он должен выполнить без показа приемов работы. То есть, способов конструирования педагог не дает, а только говорит о практическом применении робота. Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции. В данном случае развиваются творческие способности дошкольника.

  •  Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.

 На начальном этапе конструирования схемы должны быть достаточно

просты и подробно расписаны в рисунках. При помощи схем у детей

формируется умение не только строить, но и выбирать верную

последовательность действий. Впоследствии ребенок может не только

конструировать по схеме, но и, наоборот, — по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему. То есть, дошкольники учатся самостоятельно определять этапы будущей постройки и

анализировать ее.

  •  Конструирование по замыслу.

 Освоив предыдущие приемы робототехники, ребята могут конструировать по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Постройки становятся более разнообразными и динамичными.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных

игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Таким образом, в силу своего конструктивно-преобразующего характера при определенной организации обучения конструкция носит действительно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения живых и «умных» эмоций, позволяющих использовать этот вид деятельности как эффективный способ развития творческих способностей у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи конструирования актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

LEGO-конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и об...

«LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

План работы по самообразованию воспитателя по теме:«LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей» Цель: приобщение дошкольни...

План самообразования на тему: «LEGO конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.Задачи:1. Познавательная: способствовать развитию познавательного инт...

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества

Опыт работы по теме «LEGO-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества...

План самообразования на тему: «LEGO конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»

laquo;LEGO конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»...

План самообразования на тему: «Фанкластик конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей»

План самообразования на тему: «Фанкластик конструирование в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества детей»...