Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром
статья

Мещерякова Екатерина Сергеевна

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает  времени  остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться  тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников, на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании. Именно,  формирование бережного и сознательного отношение к природе,  является одной из задач педагогического процесса.

Педагогический опыт показывает, что начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Наша задача, в работе с детьми заложить первые представления и ориентиры в мире природы, в этом педагогам помогут экологические игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vystupleniya_igry_po_ekologii.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Мещерякова Е. С., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 86 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает  времени  остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Все мы в обязательном порядке должны общаться с природой: с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться  тишиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого возраста. Экологическое воспитание дошкольников, на сегодняшний день стало актуальным направлением в дошкольном образовании. Именно,  формирование бережного и сознательного отношение к природе,  является одной из задач педагогического процесса.

Педагогический опыт показывает, что начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Наша задача, в работе с детьми заложить первые представления и ориентиры в мире природы, в этом педагогам помогут экологические игры.

Требования к играм экологического содержания.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры: сюжетно-ролевые; театрализованные; строительные.

Игры с правилами: дидактические; подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация: игры на тему «Живая природа»; игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют: самостоятельную игровую деятельность ребенка; совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий: сенсорно-моторные; предметные; игры с перевоплощением; социальные; соревновательные.

По тематике:

    «Где живая и неживая природа?»

    «Соседи по планете.» (Живая природа.)

    «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»

    «Кому где нравится?», «Кто где живет?»

    «Что где растет?»

    «Кому что нужно?»

    «Что такое?», «Кто такой?»

    «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)

    «Почему мы такие разные?»

    «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)

    «Мы все нужны друг другу.»

    «Природное-рукотворное.»

В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто где живет?» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?». В темах «Что такое?» и «Кто такой?» можно включить игры: «Раз, два, три к березе, еле, тополю беги», и «Найди себе пару» и т. д.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому следует строить педагогический процесс экологического образования таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует так же учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим. Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.

Можно использовать так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети подбирают домик или пару с прикрепленным к ним листочкам, аналогичным по цвету или форме тому, который был выбран педагогом. Эти игры удобны тем, что их можно проводить как с группой детей, так и с подгруппой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром".

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянутся вокруг, понаблюдать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, бе...

Игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Игры по экологии и ознокамлению с окружающим миром...

Конспект итоговой мероприятия в форме квест игры Тема: «Знатоки природы» Образовательные области: «Познавательное развитие» - «Юный эколог» + «ознакомление с окружающим миром» в старшей группе «Сказка»

Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.Образовательная:- закрепление и обобщение знаний на...

Дидактические игры как средство по ознакомлению с окружающим миром дошкольников

                                     Подготовила: Храпункова Валентина Николаевна, ...

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и экологии.

Дидактические игры экологического содержания...

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ЭКОЛОГИИ

Экологическое образование и воспитание являются важными аспектами современного общества. Игры на тему экологии и окружающего мира помогают детям и взрослым осознать важность заботы о природе и развить...