Родительское собрание на тему: "Как преодолеть кризис трёхлетнего возраста"
консультация (младшая группа)
Что происхдит с ребёнком в трёхлетнем возрасте, симптомы? Чем родители могут помочь ребёнку в этот период? Практические советы психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditsobranie.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как преодолеть кризис 3-летнего возраста».
«Кризис 3-х лет»
Родительское собрание во II младшей группе.
Ход собрания
1. Приветствие воспитателя, воспитатель предлагает родителям поиграть в игру.
Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
2. Вступительное слово воспитателя.
В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»
Третий год жизни ребенка. Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста - один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей.
- «Что происходит с ребенком?
- Неужели мы плохо его воспитали?
- Как заставить его быть послушным?»
Именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.
К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:
• уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;
• новые способы познания окружающего мира;
• позитивные модели поведения.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Трёхлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
- Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Вопросы:
- Правильно ли поступила мама? И почему?
- Бывают ли подобные ситуации у вас?
- Как вы выходите из них?
- Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.
- Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Как вы считаете?
- Может ли маленький ребёнок быть самостоятельным?
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Но наряду с развитием положительных качеств личности возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы). Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов» (воспитатель обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды.)
3.Симптомы кризиса 3-х лет
1) Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», - говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку).
2) Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).
3) Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4) Своеволие (ребенок все хочет делать сам).
5) Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
6) Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
7) В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
4. Задачи родителей:
1. Понять психологические причины поведения малыша и его чувства.
2. Изменить приемы взаимодействия с ребенком.
3. Создать в семье специальные условия для развития детской самостоятельности, творческой активности.
5.Практические советы психолога.
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Что могут сделать родители:
-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
6.Заключительный этап.
В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки и советы психолога:
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;
-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
7. ТЕСТ для родителей «Какой вы родитель?»
Можете ли вы…
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея?
8. Рассказать ребёнку поучительный рассказ из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, который он может использовать по своему усмотрению?
12. Не прореагировать , если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или обидел другого ребёнка?
13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
ОТВЕТЫ:
А – могу и всегда так поступаю Б – могу, но не всегда так поступаю
В – не могу
Ответ: »А» - 3 очка, «Б» - 2 очка, «В» - 1 очко
30-39 очков: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять ребёнка, но и узнать, относитесь к нему с уважением, придерживаясь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 – 30 очков: Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях- излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 16 очков: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания и стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Обратитесь к помощи специалистов, изучайте специальную литературу.
8. Обратная связь (рефлексия)
От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.
Уважаемые родители. Посмотрите, мы с вами тесно связаны, и решаем одни и те же задачи. Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.
Решение родительского собрания
- Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
- Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
- Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.
ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»
Можете ли вы…
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея?
8. Рассказать ребёнку поучительный рассказ из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
11. Выделить ребёнку один день, который он может использовать по своему усмотрению?
12. Не прореагировать , если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или обидел другого ребёнка?
13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
ОТВЕТЫ:
А – могу и всегда так поступаю Б – могу, но не всегда так поступаю
В – не могу
Ответ: »А» - 3 очка, «Б» - 2 очка, «В» - 1 очко
30-39 очков: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять ребёнка, но и узнать, относитесь к нему с уважением, придерживаясь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
16 – 30 очков: Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях- излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 16 очков: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания и стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Обратитесь к помощи специалистов, изучайте специальную литературу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое родительское собрание на тему: «Воспитание у детей старшего возраста настойчивости и ответственности в труде»
Вопросы организации жизни ребёнка в детском саду и семье органически входят в работу с родителями, которая ведётся систематически и планово как со всем коллективом, так и индивидуально....
родительское собрание на тему: "Проблемы воспитания детей раннего возраста"
1 младшая группа...
Родительское собрание на тему: « Адаптация у детей раннего возраста »
Поступление ребенка в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что, живя в семье, в определенных сравнительно устойчивых условиях, реб...
Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию
Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию...
Родительское собрание на тему: "Как преодолеть кризис 3-х лет?"
Уважаемые педагоги, представляю вашему вниманию конспект родительского собрания, очень надеюсь, что вам пригодится мой опыт!)...
Консультация - лекция "Как преодолеть кризис трёхлетнего возраста"
Цикл лекций для родителей "Я сам или 7 главных признаков кризиса и способы их преодоления"...
Родительское собрание на тему: «Будем знакомы. Кризис детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания».
Тема собрания: «Будем знакомы. Кризис детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания». Вопросы:Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3 лет.Задачи детского сад...