Родительское собрание на тему: "Как преодолеть кризис 3-х лет?"
материал (младшая группа) на тему

Ковригина Екатерина Борисовна

Уважаемые педагоги, представляю вашему вниманию конспект родительского собрания, очень надеюсь, что вам пригодится мой опыт!)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_kak_preodolet_krizis_3.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ города Омска "ЦРР детский сад 311"

Родительское собрание

первая младшая группа 4.

на тему: "Кризис трех лет, как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию в развитии"

                    Выполнила: Ковригина Е. Б

 Воспитатель

«Как преодолеть кризис 3-летнего возраста».

«Кризис 3-х лет»

Родительское собрание в I младшей группе.

Цели:

1. Познакомить родителей с психологическими особенностями ребенка 3 лет, познакомить родителей с понятием « кризис 3 лет»;

2. Актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-летнего возраста и найти пути их решения;

3. Повысить педагогическую культуру родителей.

4. Принять решение по теме собрания.

Участники: педагог-психолог, воспитатель, родители.

Ход собрания

1. Приветствие воспитателя, воспитатель предлагает родителям поиграть в игру.

Игра «Наш малыш»

Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.

Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

2. Вступительное слово воспитателя.

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в 3 года. Психологи называют этот сложный период «кризисом 3-х лет»

В три года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение . он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам!».

Послушайте, какое стихотворение написала психолог Людмила Алексеевна Булдакова, описав ребенка в период кризиса 3-х лет:

Я негативен и упрям

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Третий год жизни ребенка. Кажется, самое трудное позади, ребенок повзрослел, стал более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста -один из труднейших периодов в жизни и ребенка, и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т. п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей. «Что происходит с ребенком? Неужели мы плохо его воспитали? Как заставить его быть послушным?» -именно эти вопросы все чаще и чаще задают себе родители, когда ребенок достигает 3-летнего возраста. Так как далеко не каждый родитель знает, что кризис 3 лет - это не просто очередной возрастной этап, а этап, на котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка. И от того, насколько безболезненно он пройдет, зависит дальнейшее эмоционально-личностное развитие малыша.

Поэтому проблема развития и воспитания детей 3-летнего возраста актуальна в условиях и дошкольного, и семейного воспитания. И требует ее совместного решения как со стороны педагога, так и со стороны родителя.

«Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.

Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам!». Психологи рассматривают его как феномен, ведущий к самостоятельности, познавательной активности малыша. Хотя ваши дети еще маленькие, но в этом возрасте им очень хочется стать большими, как мама и папа, и пробовать все делать самостоятельно. Самое важное, что должен приобрести каждый ребенок на этом этапе развития:

• уверенность «Я могу!», хорошую самооценку;

• новые способы познания окружающего мира;

• позитивные модели поведения.

Но наряду с развитием положительных качеств личности (познавательная активность, самостоятельность, первые пробы творчества, возникают и отрицательные (негативизм, упрямство, капризы). Кризис 3 лет называют «семизвездием симптомов». (воспитатель обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды.)

3.Симптомы кризиса 3лет

1) Ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили; при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое», -говорит мама, а ребенок - вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку).

2) Упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

3) Строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).

4) Своеволие (ребенок все хочет делать сам). Остальные три симптома встречаются реже:

5) Бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).

6) Обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).

7) В семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

4. Некоторые особенности проявления кризиса 3 лет

- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.

- Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.

- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

- Девочки капризничают чаде мальчиков.

- В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!

- Если дети по достижении 4 лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

5. Задачи родителей:

1. Понять психологические причины поведения малыша и его чувства.

2. Изменить приемы взаимодействия с ребенком.

3. Создать в семье специальные условия для развития детской самостоятельности, творческой активности.

6.  «ЕСТЬ МНЕНИЕ…»

Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.

Варианты проблемных ситуаций.

Что делать, если...

1.Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать...

2.Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает : «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить...

3.Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство , напряжение...

и т.п.

7.Практические советы психолога.

«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества : ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».

Что могут сделать родители:

-Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

-Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

-Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

-Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

-Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

-Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

-Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка....). «А что это там за окном ворона делает» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»

8.Заключительный этап.

В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки и советы психолога:

- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

9. Обратная связь (рефлексия)

От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.

Решение родительского собрания

  1. Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности.
  2. Побольше играйте и разговаривайте с ребенком – подобные маневры отвлекут его от капризов.
  3. Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость.

ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ!

10. Минута благодарности.

Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.

Памятка для родителей –

«Поведение в период кризиса 3 лет»

Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.

1. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

3. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.

4. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

5. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.

6. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку Вы видели на прогулке.

7. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

8. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди – ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание...

9. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

10. Важно помнить – этот кризис порожден тем, что ребенок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и от взрослых, человека. Дети, проходящие кризис, требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важно, чтобы взрослые положительно их оценивали.

11. Часто трехлетки обязаны своей репутацией «ужасных» бесконечным заявлениям, связанным со словом «нет». «Ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?» - «Нет». «Мы сейчас поспим немножко?» - «Нет». Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительность, отклоняя просьбы взрослых, - и именно от этого получают удовлетворение.

12. Не задавайте детям вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу. Просто сообщите ему, что вы идете и, что там его ждет, что-то хорошее. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, то придумайте что-нибудь.

13. Требования взрослых должны в ряде случаев проводиться в жизнь независимо от мнения детей. Не вступайте с детьми в конфронтацию. Нужно просто переориентировать их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. «Ты знаешь, что мы сейчас собираемся делать? Мы пойдем в группу и будем…» В то время как маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

14. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Кризис трех лет" (вторая младшая группа)

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе все должно развиваться и быть в непрестанном движении. Кризис трех лет у детей тоже является знаком развития...

Родительское собрание на тему "Формирование родительской компетентности по вопросам кризиса трех лет с использованием коуч-технологий"

Консультация для родителей об эффективном взаимодействии с детьми в период кризиса трех лет...

Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию

Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию...

Родительское собрание на тему: "Как преодолеть кризис трёхлетнего возраста"

Что происхдит с ребёнком в трёхлетнем возрасте, симптомы? Чем родители могут помочь ребёнку в этот период? Практические советы психолога....

Родительское собрание на тему: «Будем знакомы. Кризис детей 3-4 лет. Основные задачи воспитания».

Тема собрания: «Будем знакомы. Кризис детей 3-4 лет.  Основные задачи воспитания». Вопросы:Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Кризис 3 лет.Задачи детского сад...

Протокол родительского собрания на тему: "Кризис 7 лет или кризис первоклашки"

Протокол родительского собрания в подготовительной группе...