Рушник
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Петрова Елена Анатольевна

Тема: Рушник

Задачи:

Цель:  Расширять представления детей об истории казаков..

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с особенностями казачьего быта.
  2. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, об одном из видов искусства (декоративно-прикладном искусстве  – вышивке).
  3. Продолжать воспитывать желание познавать казачью культуру.
  4. Закрепить навыки лепки пластилином.
  5. Развивать нравственные чувства (патриотизм), воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: рушник.

Ввести в активный словарь детей слова: казаки,  символ.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с народно-прикладным искусством: вышивка
  2. Посещение мини  музея «Светелка», рассматривание предметов убранства горницы (салфеток, полотенец, подушечек), виртуальный музей по казачеству

Материал:

Рушники, пластилин, картон, нитки; виртуальный музей

Ход занятия:

-    Ребята, мы продолжаем с вами экскурсию по виртуальному музею» Казачьему роду нет переводу». И сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по разделу «Жилище и быт казака»

  -   В давние времена в каждом казачьем хуторе были свои посиделки.  Собирались казаки, чтобы себя показать и на других посмотреть, да умением и мастерством блеснуть.  На посиделки обязательно приходили с работой, чтобы напрясть пряжи, связать носочки. Но также любили и вышивать.  Славились  казаки вышивальщицами. Вышивка один из видов творчества. Из поколения в поколения передавалось это искусство. Казаки говорили: Не учи безделью, учи рукоделью. 

Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

Молодцы, ребята. Вот казачки и рукодельничали - украшали  вышивкой одежду, предметы быта и помещения. Обратите внимание на жилище казака (слайд жилища казака  из виртуального музея). Чем украшена хата? (Ответы детей: полотенце)

Это полотенце, ребята, называется РУШНИК.

 Вышитыми рушниками казачки украшали свое жилище. Рушник для казаков – это оберег.

 

Как вы думаете, что, значит, оберег? (Ответы детей).

Правильно….оберег, значит, оберегать, защищать дом, семью от разных бед, несчастий.

— Посмотрите внимательно на изделия и скажите, какие цвета используются в вышивке?  В вышивке выделяют три цвета: белый, черный, красный. Белый цвет — зарождение жизни. Черный цвет- цвет земли. Красный цвет- цвет любви и жизни. Зелёный - использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир.

 Что можно увидеть на узорах?  (Разные орнаменты из растительного и животного мира, геометрические фигуры).

 — Кто-нибудь знает, как называется техника вышивания?  (Вышивание «крестом» и «гладью»).

 

- Сегодня, дети, мы с вами тоже постараемся украсить рушники, узором

- Сколько краев у полотенца? (Дети: Два)

- Поэтому расписывать полотенца будем с двух сторон. Украшать рушник мы будем с помощью пластилина.

Выставка детских работ.

Ребята, у вас получились прекрасные рушники. Видите, как чудесно получилось, все потому, что вы трудились с душой. У казаков есть пословица «Кто ленится, тот не ценится», а еще говорят «Не сиди, сложа руки, не будет и скуки».

 А наше путешествие по музею не заканчивается  - впереди нас ждет еще много увлекательных открытий из жизни казаков, но об этом мы с вами узнаем чуть позже.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

Интегрированное занятие "Рушник-символ семьи казаков

Цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного возраста...

Рушники в петухах

- познакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой;- дать представление о традициях кубанского быта;- воспитывать интерес к произведениям народного искусства Кубани....

"Полотенце - рушник." "Маленькое дело лучше большого безделия."

Тема: "Полотенце - рушник"."Маленькое дело лучше большого безделия". Программное содержание.1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.2. Продолжать знакомить де...

«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».

Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «По стране Старине.  Рушники и вышивка Курского края»....

Рушники кубанских мастериц. Буклет.

Буклет.  Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от соци...