Рабочая программа воспитания ранний возраст 2021-2022
рабочая программа (младшая группа)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_ranniy_vozrast.docx704.84 КБ

Предварительный просмотр:

002.jpg

                                                                                                                                                                  42

Содержание

Пояснительная записка

3

1. Целевой раздел

4

1.1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей программы воспитания. Цель Программы воспитания

4

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

4

1.3. Уклад образовательной организации

4

1.3.1. Воспитывающая среда ДОО

5

1.3.2. Общности (сообщества) ДОО

5

1.3.3. Социокультурный контекст

6

1.3.4. Деятельности и культурные практики в ДОО

6

1.4. Требования к планируемым результатам освоения Рабочей программы воспитания

6

1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет)

6

2. Содержательный раздел

8

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

8

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

8

2.1.2. Социальное направление воспитания

8

2.1.3. Познавательное направление воспитания

9

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания

9

2.1.5. Трудовое направление воспитания

10

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

10

2.2.Особенности реализации воспитательного процесса

11

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

13

3.Организационный раздел

15

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

15

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

15

3.3. Организация предметно-пространственной среды

15

3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

16

3.5. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

17

Пояснительная записка

Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

Рабочая программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.

В основе   процесса   воспитания   детей   в   ДОО лежат   конституционные и национальные ценности российского общества. Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти свое отражение в основных направлениях воспитательной работы ДОО.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального направления воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления воспитания.

Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые коррелируют с       портретом выпускника ДОО и с базовыми духовно-нравственными ценностями.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, ДОО дополняет приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

Реализация Программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений, а также предполагает социальное партнерство с другими организациями.

        

  1. Целевой раздел

  1. Целевой раздел

  1. Целевые ориентиры и планируемые результаты Рабочей программы воспитания.

Цель Программы воспитания

Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

- формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

- овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

- приобретение   первичного    опыта    деятельности    и    поведения    в    соответствии с     базовыми      национальными      ценностями,      нормами      и      правилами,      принятыми в обществе.

Задачи воспитания в МБДОУ «Детский сад им.Ю.А.Гагарина» формируются для каждого возрастного периода (2 года – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере дошкольного образования. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы ДОУ.

1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

Методологической основой  Программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы. Концепция    Программы    основывается на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся в    Федеральном     законе     от     29     декабря     2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи отечественной педагогики и психологии:

- развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;

- духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;

- идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;

- амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».

Программа воспитания руководствуется принципами ДОО, определенными ФГОС ДО.

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,         ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения.

Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.

 Принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина», включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

1.3. Уклад образовательной организации

Уклад – это общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ,    описывающий    предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.

Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).

1.3.1.Воспитывающая среда ДОО

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

1.3.2. Общности (сообщества) ДОО

Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:

- быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;

- мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию;

- поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри группы сверстников принимала общественную направленность;

- заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности;

- содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться,      проявлять внимание к заболевшему товарищу;

- воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);

- учить детей совместной деятельности,        насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли дошкольников;

- воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.

Профессионально - родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.

Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.

Общность   строится    и    задается    системой    связей    и    отношений    ее    участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет   обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно   приобретает   способы   общественного   поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.

Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

Одним из   видов   детских   общностей   являются   разновозрастные   детские   общности. В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми.

Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом   и   образцом   для   подражания,   а   также   пространство   для   воспитания   заботы и ответственности.

Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.

Культура поведения взрослых в МБДОУ «Детский сад им. Ю.А.Гагарина» направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

  • педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
  • улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
  • педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
  • педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
  • тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
  • уважительное отношение к личности воспитанника;
  • умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
  • умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
  • уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
  • умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же  время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
  • умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
  • знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.

        1.3.3. Социокультурный контекст

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы и отражен более подробно в содержательном разделе Программы.

        

        1.3.4. Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики:

- предметно-целевая (виды деятельности,    организуемые    взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

- культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального   и   ценностного    содержаний,    полученных   от    взрослого,   и    способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

- свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

1.4. Требования к планируемым результатам освоения Рабочей программы воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя   нацелена   на   перспективу   развития   и   становления   личности    ребенка. Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.

На   уровне ДОО не осуществляется оценка результатов    воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

1.4.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет).

Таблица 1. «Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)»

Направление воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким, окружающему миру.

Социальное

Семья, человек, дружба, сотрудничество

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.

Испытывающий        чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.

Способный общаться с другими людьми с помощью вербальных и невербальных средств общения.

Познавательное

Знания

Проявляющий интерес к окружающему миру и активность в поведении и деятельности.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет руки,       самостоятельно ест, ложится спать и т.д.

Стремящийся быть опрятным.

Проявляющий интерес к физической активности.

Соблюдающий        элементарные правила безопасности в быту, в ДОО, на природе.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок  в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать взрослому        в доступных действиях.

Стремящийся к самостоятельности  в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Эмоционально отзывчивый к красоте.

Проявляющий        интерес и желание заниматься  продуктивными видами деятельности.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.

2.1.1. Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства,   которое вырастает из   культуры   человеческого   бытия, особенностей образа   жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия «патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:

- когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края, духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;

- эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением к своему народу, народу России в целом;

- регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и будущее своего народа, России.

Задачи патриотического воспитания:

- формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

- воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

- воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;

- организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;

- формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

        2.1.2. Социальное направление воспитания

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания.

В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления.

Основная   цель    социального    направления    воспитания    дошкольника    заключается в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия, создания условий для реализации в обществе.

Выделяются следующие основные задачи социального направления воспитания:

- формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях;

- формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения договариваться, умения соблюдать правила;

- развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма.

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами, традиционные народные игры и пр.;

- воспитывать у детей навыки поведения в обществе;

- учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах деятельности;

- учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;

- организовывать коллективные проекты заботы и помощи;

- создавать доброжелательный психологический климат в группе.

2.1.3.        Познавательное направление воспитания

Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания.

Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Задачи познавательного направления воспитания:

1)        развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;

2)        формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;

3)        приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники, дискуссии и др.).

Направления деятельности воспитателя:

- совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения, проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;

- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;

- организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4.        Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа жизни, где   безопасность   жизнедеятельности   лежит   в   основе   всего.   Физическое   развитие и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.

Задачи по формированию здорового образа жизни:

- обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка;

- закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;

- укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям;

- формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни;

- организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;

- воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.

Направления деятельности воспитателя:

- организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр, дворовых игр на территории детского сада;

- создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;

- введение оздоровительных традиций в ДОО.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.

Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.

Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;

- формировать        у        ребенка        представления        о        ценности        здоровья,        красоте и чистоте тела;

- формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;

- включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.

Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись в тесном контакте с семьей.

2.1.5. Трудовое направление воспитания

Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие     в      труде,      и      те      несложные      обязанности,      которые      он      выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и         подготавливает их к осознанию его нравственной стороны.

Основная цель трудового воспитания дошкольников заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Можно выделить основные задачи трудового воспитания.

- Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых и труда самих детей.

- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.

- Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).

При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:

- показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

- воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания родителей,   воспитателя,    сверстников),    так    как    данная    черта    непременно    сопряжена с трудолюбием;

- предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои действия;

- собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее настроение, формировать стремление к полезной деятельности;

- связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания

Ценности – культура и красота.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о   культуре   поведения   усваиваются   ребенком   вместе   с   опытом   поведения, с накоплением нравственных представлений.

Выделяют следующие основные задачи этико-эстетического воспитания:

- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

- воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

- воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:

- учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;

- воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;

- воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;

- воспитывать    культуру    деятельности,     что     подразумевает     умение     обращаться с    игрушками,     книгами,    личными    вещами,    имуществом    ДОО;    умение    подготовиться к   предстоящей   деятельности,   четко   и   последовательно   выполнять   и   заканчивать   ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в порядок свою одежду.

Цель эстетического   воспитания   –   становление   у   ребенка   ценностного   отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:

- выстраивание взаимосвязи художественно-творческой    деятельности    самих детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

- уважительное отношение к результатам   творчества   детей,   широкое   включение их произведений в жизнь ДОО;

- организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;

- формирование чувства прекрасного   на основе восприятия   художественного   слова на русском и родном языке;

- реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

        2.2. Особенности реализации воспитательного процесса.

Весь воспитательный процесс в ДОУ условно подразделен на:

- воспитательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- воспитательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации Рабочей программы воспитания.

Основными формами воспитательной работы являются:

1. Проектная деятельность. В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений, в том числе связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.

2. Совместные игры. Это одна из основных форм воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий, в том числе с участием детей с ОВЗ и инвалидностью. Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые, творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, игры–путешествия, интерактивные викторины, квест-игры.

3. Творческие мастерские. В мастерских воспитанники, в том числе с участием детей с ОВЗ и инвалидностью, занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, пополняют коллекции мини-музея ДОУ. Делают различные макеты, поделки для выставок, социальных акций. Совместно с воспитателями и родителями изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.

4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства, экологические, социальные.

5. Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по всем направлениям развития дошкольников, в том числе с участием детей с ОВЗ и инвалидностью.

6. Музыкально-театрализованные представления. Данные представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений, в том числе с участием детей с ОВЗ и инвалидностью.

7. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности (спортивные праздники, досуги и развлечения, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту, в том числе с участием детей с ОВЗ и инвалидностью.

Региональный компонент содержания Рабочей программы воспитания

В целях совершенствования содержания образования с учетом географических, природно-климатических, культурных, исторических и экономических особенностей региона в содержание дошкольного образования введены воспитательные задачи по ознакомлению детей с историей, культурой, традициями, бытом, природой, административной символикой родного края – Смоленской области и Гагаринского района.

Основная цель – формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках через приобщение к историко-культурному наследию Смоленской области и Гагаринского района.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Смоленской области в целом, и города Гагарин в частности. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Участие группы раннего возраста «Пчелки» в инновационной деятельности.

Инновационная деятельность по апробации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги».

С 1 сентября 2021 года группа раннего возраста «Пчелки» является инновационной площадкой по апробации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги».        

Программа «Первые шаги» является комплексной и охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО. Цель программы – развитие целостной личности ребёнка: его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. Программа предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет. В программе представлены характеристика особенностей развития детей раннего возраста, подробный инструментарий  по  педагогической диагностике и сопровождению детей в период адаптации, по планированию образовательной деятельности и организации предметно-пространственной среды. 

Участники пилотной площадки: педагоги и семьи воспитанников группы раннего возраста ДОУ.  Для апробации программы в группе с сентября 2021 года созданы следующие условия: подобрано и разработано нормативно – правовое обеспечение для воспитания и развития детей раннего возраста, продумано календарное планирование, образовательная деятельность с воспитанниками; обновлена образовательно – развивающая среда, в соответствии с ФГОС ДО, способствующей воспитанию и развитию детей раннего возраста.

Проведены ряд теоретических семинаров с использованием презентаций предоставленных для педагогов издательством ООО «Русское слово»; продумано календарное планирование, образовательная деятельность с воспитанниками. Родители группы ознакомлены с особенностями работы с воспитанниками по программно-методическому комплексу.

Для повышения уровня компетенции и погружения в реализацию программы, педагоги принимали участие в вебинарах издательства «Русское слово».

 

Работа с социальными партнерами.

Работа с социальными партнерами строится на договорной основе.

Цель: создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании детей дошкольного возраста.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство - это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад - семья - социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.

Сотрудничество ДОУ с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.

Благодаря этим связям становится возможным параллельно с образовательной деятельностью осуществлять комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий; мероприятий, направленных на развитие кругозора ребенка, его творческих способностей, интереса к различным видам деятельности, к профессиям, к путешествиям и пешим прогулкам.

Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнёрами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.

     

Особенности ДОУ, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью

Работа педагогического коллектива направлена на создание специальной развивающей образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества.

Для детей с ОВЗ разработаны индивидуальные программы обучения на основе карт здоровья, диагноза и диагностических данных специалистов, направленные на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорно-перцептивной деятельности с учётом актуального уровня развития.

Разработаны специальные адаптированные образовательные программы, которые являются нормативно-управленческими документами образовательного учреждения, характеризующими специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.

Создана специальная развивающая предметно-пространственная среда, учитывающая особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ; способствующая их включению в социальную жизнь, позволяющая им быть успешными и ощущать собственную безопасность.          Созданы условия для совместной деятельности детей с ОВЗ и взрослого и самостоятельной деятельности детей с учетом особенностей их развития, коррекции недостатков, индивидуальности, склонностей, интересов и уровня активности, а также, с учетом интеграции образовательных областей, ФГОС ДО.

        2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

        Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

        Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родителям;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

        Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями. 

Данная работа строится на основе планов работы с родителями и рабочей программы педагога ДОУ, которые разрабатывают воспитатели для каждой возрастной группы.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создается атмосфера взаимоуважения; позиция родителей принимает более гибкий характер, они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания детей.

3. Организационный раздел.

3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания.

Программа воспитания реализуется через формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад ДОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:

- Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения.

- Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.

- Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.

- Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

Для реализации Программы воспитания в ДОУ должен целенаправленно проектироваться уклад, который принимается всеми участниками образовательных отношений.

Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО.

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые   ориентиры. Воспитывающая   среда – это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности, степень его вариативности и уникальности.

        Воспитывающая среда строится по трем линиям:

  • «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию необходимых качеств;
  • «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
  • «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности, в особенности – игровой.

3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО

Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.

Воспитательное событие – это   спроектированная взрослым образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);

- проектирование   встреч,   общения   детей   со    старшими,    младшими,    ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;

- создание    творческих     детско-взрослых     проектов     (празднование     Дня     Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.

3.3. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда – часть воспитательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста) в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметно-пространственная среда группы раннего возраста:

- включает знаки и символы России, Смоленской области, Гагаринского района, МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»;

- отражает региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОУ;

- экологична, природосообразна и безопасна;

- обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности;

- отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;

- обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину мира;

- обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде;

- обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;

- предоставляет ребенку  возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями Смоленской культурной традиции. Вся среда группы гармонична и эстетически привлекательна.

Таблица 3. «Центры воспитания» в группе раннего возраста

Направление

 воспитания

Ценность

Название центра

Патриотическое

Родина и природа

Уголок природы

Социальное

Семья

Человек

Дружба

Сотрудничество

Центр ПДД

Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)

Игровой модуль «Моя семья»

Познавательное

Знания

Центр сенсорного развития

Центр конструктивной деятельности

Центр экспериментирования

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Центр физического развития

Игровой модуль «Поликлиника»

Трудовое

Труд

Центр «Помогай-ка»

Этико-эстетическое

Культура и красота

Центр «Здравствуй, книжка!»

Центр  рисования «Каляки-маляки»

Центр музыкально-театрализованной деятельности

3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания.

Основой разработки Рабочей программы воспитания являются положения следующих документов:

- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками);

- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

- Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;

- Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от «01» июля 2021 № 2/21).

Перечень локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения в части организации воспитательного процесса:

  1. Устав МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  2. Положение о педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  3. Положение об управляющем совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  4. Правила приема обучающихся в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  5. Положение о музыкально-физкультурном зале МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  6. Положение о консультационном пункте в МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения города Гагарин
  7. Положение о профессиональной этике МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  8. Правила внутреннего распорядка для воспитанников МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»
  9.  Положение о мониторинге МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»

Разработана «Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад им. Ю.А. Гагарина» на 2016-2021 г.г. (полный текст программы представлен на официальном сайте МБДОУ «Детский сад им. Ю.А. Гагарина»).

        

        3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей.

Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.

Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.

На уровне уклада ДОО: инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании   развиваются   на   принципах заботы,   взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной   деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе детей и взрослых.

Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:

- полноценное проживание   ребенком   всех этапов   детства   (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических,   интеллектуальных,    физических   качеств,    инициативности,   самостоятельности и ответственности;

- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;

- обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;

- расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений об окружающем мире;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

- охрана и   укрепление   физического   и психического   здоровья   детей, в   том числе их эмоционального благополучия;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

        3.7. Примерный календарный план воспитательной работы

На основании Программы воспитания рабочей группой ДОУ был разработан примерный календарный план воспитательной работы для группы раннего возраста в форме Матрицы воспитательных событий.

Данная модель содержит основные направления воспитания, ценности, которые должны быть сформированы у детей раннего возраста, мероприятия, привязанные к определенным датам России и мирового сообщества (Приложение 3)

Приложение 3

Матрица воспитательных событий

в группе раннего возраста «Пчелки»

Направления воспитания

Культура

 здоровья

Гражданско-патриотическое воспитание. Приобщение к культурному наследию. Фольклорные праздники.

Духовно-нравственное воспитание

Трудовое воспитание

Воспитание основ экологической культуры

Воспитание основ безопасности и жизнедеятельности

Воспитание основ информационно-коммуникативной культуры

Доп. образование

СЕНТЯБРЬ

1 сентября

Развлечение для детей адаптационных групп «Добро пожаловать в детский сад!»

2-4 неделя

Акция «Сдай макулатуру, спаси дерево»

ОКТЯБРЬ

Игровая программа «Осенние радости»

1 неделя

Акция «Большая помощь маленькому другу»

2-3 неделя

«Краски осени» (выставка

семейных творческих работ)

НОЯБРЬ

13 ноября Всемирный день доброты

3 неделя

Акция

«Кормушка для пичужки»

30 ноября Всемирный день домашних животных

ДЕКАБРЬ

4 неделя

Новогодний утренник

2 неделя

 «Хорошо зимой в саду»

1 неделя

«Безопасная зима»

ЯНВАРЬ

3 неделя

Неделя здоровья

11 января

Всемирный день «Спасибо»

2-4 неделя 

Акция «Покормим птиц зимой»

«Жили-были сказки…»

«Курочка Ряба»

ФЕВРАЛЬ

4 неделя

«Если добрый ты – это хорошо»

1-2 неделя

«Веселый светофор»

«Жили-были сказки…» «Колобок»

МАРТ

1 неделя

«Масленица»

 

3 марта «Международный день спички»

«Жили-были сказки…»

«Репка»

АПРЕЛЬ

1 неделя

«Знакомство с космосом»

2 апреля

Международный день

детской книги

4 неделя

«В гостях у насекомых»

1 апреля

«Добрым смехом смеются дети»

«Жили-были сказки…» «Теремок»

МАЙ

Акция по благоустройству и

озеленению территории ДОУ

«Жили-были сказки…» «Козлятки и волк»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога на 2021-2022 учебный год

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской...

Рабочая программа музыкального руководителя на 2021-2022 год

Рабочая прогамма включает в себя описание задач и целей освоения музыкальной программы дошкольниками по возрастам , психологические особенности детей дошкольного возраста по группам,список музыкальных...

Рабочая программа вторая группа раннего возраста 2021-2022

рабочая программа для работы с детьми 2-3 лет в соответсвии с ФГОС...

Календарный план воспитательной работы к модулю рабочей программы Воспитания «Ранняя профориентация» на 2021-2022 учебный год

Цель: создание условий для ранней профессиональной ориентации удетей дошкольного возраста.Задачи:Формировать максимально разнообразные представления детей опрофессиях.Формировать умение воссоздавать п...