Проект "Тайна северная лиственницы"
проект (подготовительная группа)
Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Тайна северной лиственницы» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Тайна северной лиственницы»
(для подготовительного дошкольного возраста)
Выполнила:
воспитатель
Машкалева Мария Алексеевна
- 2021 г –
Возраст детей: 6-7 лет.
Участники реализации проектной деятельности
Педагог: Машкалева Мария Алексеевна
Воспитанники: дети подготовительной группы
Родители: подготовительной группы
Срок реализации: ноябрь 2021 (месяц)
Проблема:
Актуальность:
Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Тайна северной лиственницы» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.
Цель: Формировать представления о жизнедеятельности хвойного дерева на примере лиственницы, его взаимосвязи с окружающей средой, значении для экосистемы.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о дереве лиственнице, об образе жизни в разные времена года, о роли в экосистеме;
2. Привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней;
3. Развитие творческих способностей ребенка в продуктивной деятельности.
Образовательная область:
речевое развитие
познавательное развитие
художественно-эстетическое развитие
социально-коммуникативное развитие
физическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Сформировать представлений о лиственнице и знаний экологии лесов родного края.
2. Проявление осознанного, бережного отношения к природе родного края;
3. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).
Этапы исследовательской деятельности
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Проведение мониторинга знаний воспитанника о хвойных деревьях. В ходе работы над проектом были организованы пешие прогулки по городу, где ребенок нашел и смог сравнить лиственницу в городе и на дачном участке. Просмотр фильмов о лиственнице и художественное творчество по изготовлению книжки, где он смог придумать игры Подобрать и проанализировать литературу о лиственнице. | Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок. Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду. Поиск лиственницы по городу. | |
Деятельностный | Исследование, эксперементирование | -Беседы: «Хвойные деревья в нашем лесу», «Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?», «Особенности лиственницы в строительстве», «Использование лиственницы в медицине». -Наблюдение за лиственницей в течение года; -Просмотр документальных фильмов о лиственнице: «Лес и его значение», «Морёная лиственница со дна Байкала превосходит мореный дуб» -Рассматривание иллюстраций и изучение лиственницы; - Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке; -Подвижные игры: «Деревья и ветер» -Дидактические игры: «Найди лиственницу», «Найди ветку лиственницы» -Изготовление книжки о лиственнице и листовок о сохранение лиственницы и развешивание в городе, рядом с самой лиственницей; -Изготовление книжки в технике рисования, аппликации «Хвойная красавица», дневника наблюдений за лиственницей и листовок. -Чтение и беседа о прочитанных произведениях: Шаламонова Елена «Лиственница», Бекки Сквиррел «У лиственниц жёлтые иглы», Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю!», рассказ М. Скребцова «Солнечное дерево». -Деятельность ребёнка и родителей: -Посещение библиотеки для изучения литературы о лиственнице; -Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке; -Изготовление дневника наблюдений и книжки «Хвойная красавица»; |
|
Завершающий | Книжка «Хвойная красавица» | Подведение итогов по проекту |
|
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный | |||
Понедельник | |||||||
Беседа | «Хвойные деревья в нашем лесу» | Дать представление о хвойных деревьях | Иллюстрация | Воспитатель | |||
Дидактическая игра | «Найди лиственницу» | Научить быть внимательным при выполнении задания | Карточки | Воспитатель | |||
Консультация для родителей | «Лиственные и хвойные деревья» | Продолжать знакомить родителей с лиственными и хвойными деревьями | Папка-передвижка | Воспитатель | |||
Вторник | |||||||
Беседа | "Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев" | Правильно отвечать на поставленные вопросы | Иллюстрации видео | Воспитатель | |||
Дидактическая игра | «Найди ветку лиственницы" | Сделать все правильно | Карточки | Воспитатель | |||
Раскраски | «Наша лиственница» | Научить правильно закрашивать деревья | Раскраски, карандаши | Воспитатель | |||
Консультация для родителей | «Хвойные деревья» | Дать представления о словесных играх для хвойных деревьев | Папка-передвижка | Воспитатель | |||
Среда | |||||||
Беседа | «Особенности лиственницы в строительстве» | Внимательно послушать, а потом рассказать | Иллюстрации | Воспитатель | |||
Подвижная игра | "Деревья и ветер» | Развитие быстроты | Картинки | Воспитатель | |||
Наблюдение | «Наблюдение за лиственницей в нашем городе» | Быть внимательным, что происходит с лиственницей | Лиственница | Воспитатель | |||
Рассматривание | «Иллюстрации изучение лиственницы» | Научиться рассказывать, что видим на иллюстрации | Иллюстрации | Воспитатель | |||
Просмотр фильма | «Лес и его значение» | Внимательно слушать и смотреть, что происходит в лесу | Видео | Воспитатель | |||
Четверг | |||||||
Беседа | «Использование лиственницы в медицине» | Дать понять, что лиственница не просто дерево, а оно полезное для здоровья | Иллюстрации видео | Воспитатель | |||
НОД аппликация | "Хвойная красавица» | Научить выполнять аккуратно | Бумага А4, цветная бумага, клей. | Воспитатель | |||
Чтение | Шаламонова Елена «Лиственница» | Научить слышать, что написано в стихотворении о лиственнице | Картины | Воспитатель | |||
Пятница | |||||||
Фильм | «Морёная лиственница со дня Байкала превосходит мореный дуб» | Закрепление знаний о лиственнице | Видео | Воспитатель | |||
Чтение | "Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю» | Слушать внимательно | Иллюстрации | Родители |
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
Иллюстрированная книжка – «Хвойная красавица» была изготовлена. Она была сделана самим ребенком совместно с родителями. Она представляет собой сборник сведений о лиственнице и ее особенностях с иллюстрациями, аппликациями - результатами продуктивной деятельности ребёнка. Также в книжке представлен материал о медицинской пользе лиственницы. Интересным для ребенка оказалось, что лиственница является самым крепким строительным материалом.
Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.
Используемые интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-leksicheskoy-teme;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/12/13/rekomendatsii-dlya-roditeley-na-temu-hvoynye-derevya;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обзор литературы по вопросу исследования.
Лиственница - хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое, растет повсюду в Северном полушарии нашей планеты. Лиственные леса выдерживают температуры до -60 °C, деревья хорошо растут и в горах, на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря.
Лиственницапринадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет. Ученые насчитывают около 20 видов этой породы.
Зимой на веточках хорошо видны маленькие бугорки - почки. Из самой верхней на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками. Из боковых почек появляются укороченные побеги - пучок из множества хвоинок.
Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские - овальной формы и размером с ягоду малины. Под каждой чешуйкой спрятаны по два мешочка с пыльцой. Женские шишки - цилиндрические, раза в три крупнее мужских. Под каждой толстой чешуйкой сидят по две семяпочки - зачатки будущих семян. Толстая семенная чешуйка непременно покрыта тонкой, кроющей. Когда пыльца из мужских шишек высыпается, они засыхают. К осени женские шишки разрастаются, их чешуйки деревенеют. Крылатые семена осенью выпадают из шишек, чтобы прорасти, им нужна обязательно влага и холод. Пролежавшие зимой в тепле, семена весной не дадут всходов.
Лиственница сбрасывая хвоинки экономит энергию и спасается от обморожения, ведь в суровых северных условиях невозможно противостоять жгучему морозу.
Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей. В условиях переувлажнённых почв, а также при неглубоком залегании вечной мерзлоты корневая система поверхностная. При этом деревья страдают от ветровала.
Стойкостью к гниению сибирская лиственница обязана смоле, которая буквально пропитывает ствол дерева. Предположительно, само название этого дерева переводится с латинского как 'смола'. Смола лиственницы, живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.
Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.
Консультация для родителей «Лиственные и хвойные деревья»
Предметный словарь: дерево, береза, рябина, клен, дуб, липа, сосна, ель, осина, лес, ветка, ствол, лист, корень, куст, хвоя, крона, шишка, ягода, семена, желудь, плоды.
Качественный словарь: дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, сосновый, осиновый, липовый, высокое, низкое, длинные, короткие, большой, маленький, толстый, тонкий, светлый, темный, красный, зеленый, желтый.
Глагольный словарь: растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.
Задание для родителей.
Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветки, листья, иголки, плоды и т.д.)
Рассмотреть вместе с ребенком деревья. Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».
Напомнить какие деревья относятся к хвойным, а какие к лиственным.
Дети должны усвоить:
Понятие лиственное и хвойное дерево,
Особенности строения дерева.
Обобщающее понятие дерево.
Уметь согласовывать числительные с существительными.
Уметь составлять предложение со значением противопоставления с союзом а.
Практическое употребление относительных прилагательных.
Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Уметь составлять рассказ-описание по плану.
Лексико-грамматические игры и упражнения.
«С какого дерева лист, веточка»
Лист березы – березовый.
Лист дуба - ….
Лист клена - …..
Лист осины - …..
Лист рябины - ….
Ветка ели - ….
Ветка сосны - ….
«Скажи наоборот»
Сосна высокая, а рябина низкая.
У сосны иглы длинные, а у ели … .
У клена листья большие, а у березы … .
У дуба ствол толстый, а у березы … .
У березы ствол светлый, а у клена … .
«Посчитай до пяти»
Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.
Одна ветка, две … , три … , четыре … , пять … .
Один ствол, два … , три … , четыре … , пять … .
Одно дерево, два … , три … , четыре … , пять … .
Одна шишка, две … , три … , четыре … , пять … .
«Назови ласково»
Лист – листик,
Дерево - … ,
Ствол - … ,
Ветка - … ,
Лес - … ,
Дуб - … ,
Шишка - … .
Составьте рассказ-описание по схеме.
Что это? | Высокое или низкое? | Какой ствол? | Какие ветки? | Какие листья? |
? |
Консультация для родителей «Хвойные деревья»
Родителям рекомендуется:
— во время прогулки в зимнем лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;
— внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;
— на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья;
— объяснить ребенку, почему лес — наше богатство.
Задание 2. Вспомнить стихи и загадки о хвойных деревьях.
Задание 3. Подобрать родственные слова: ель — елка елочка, еловый, ельник (сосна).
Задание 4. Дидактическая игра «Назови — какой» (образование относительных прилагательных).
Лес (какой?) — еловый, сосновый, кедровый ... .
Шишка (какая?) — еловая ... .
Иголки (какие?) — сосновые ....
Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: ель (какая?) — ..., сосна (какая?) — ..., кедр (какой?) — ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.
Задание 7. Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.
Задание 8. Составить сравнительный рассказ о ели и сосне по плану:
Что это?
Где растет?
Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки)?
В каких целях человек их использует?
Задание 9. Составить предложения из слов.
Заяц, елка, сидить, под.
Белка, сидить, сосна, на.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдение за деревьями. Сравнение лиственницы и липы.
Мы не просто наблюдаем, а ещё и придумываем загадки о деревьях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-328685-1383418034.jpg)
Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"
Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-497065-1414173704.jpg)
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада "Зелёные паруса лиственниц".
Данный материал позволяет закрепить знания детей о растениях родного края, расширяет кругозор детей, развивает наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение детей, воспитывает уважен...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1210787-1607626778.jpg)
Познавательно-исследовательский проект на тему: «ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»
laquo;Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу родного края».Л. Н.Толстой....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-796715-1465458045.jpg)
проект "Почему лиственница?"
проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Почему лиственница?"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-1323087-1616158665.jpg)
Исследовательский проект "Загадочное дерево-лиственница" ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/beqU/e7B1JDy2t
В ходе реализации проекта и с помощью проведенных опытов и наблюдений дети приходят к выводу почему хвойное растение лиственница так называется....