Права сказочных героев
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида № 12»
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «ПРАВА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»
Выполнила: | Доронина Надежда Анатольевна, воспитатель МБДОУ №12 г.Сорочинск, Оренбургская область |
Сорочинск
2021
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей: | |
1) | организационно-методическая информация; | 4 |
2) | примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; | 6 |
3) | Дальнейшая разработка темы | 12 |
III. | Список литературы | 13 |
IV | Приложение | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.
Зачем же ребёнку знать свои права? В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Известно, что дети – самая зависимая и незащищенная категория социума. Не зная своих прав, ребёнок может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если ребёнок заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Кроме того, ребёнок должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни.
Если ребёнок не знает свои права, то, по сути, это означает, что у него их просто нет. При этом следует не просто знать список своих прав, но и иметь чёткое и ясное представление о том, где и как они применяются. Ребёнок является полноценным членом общества и заниматься его правовым воспитанием следует как можно раньше, в детских садах, но, конечно же, в игровой форме.
У прав ребёнка есть свои враги – нарушения прав. К сожалению, права и свободы ребёнка нарушаются нередко и видов этих нарушений немало
Итак, каждый ребёнок должен знать свои права. Это позволит ему узнать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.
Данное занятие проводится в старшей группе в рамках месячника правовых знаний «Знать законы – значит вместе защищать свои права».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | Права сказочных героев | |||||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | |||||||
2. | Виды деятельности детей | Двигательная, речевая, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы, творческая активность. | |||||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||||||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы | Практические: пальчиковая гимнастика «Семья», подвижная игра «Три поросёнка». Наглядные: тематические иллюстрации к сказкам, карточки с пиктограммами по правам ребёнка, показ образа действий воспитателем пальчиковой игры, подвижной игры, инсценировка с героями сказок; Словесные: чтение отрывок из сказок. | |||||||
3. | Интеграция образовательных областей | социально-коммуникативное развитие: умение определять права ребёнка на примере нарушения прав животных художественно-эстетическое развитие: инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”, из сказки «Маша и медведь». физическое развитие: подвижная игра «Три поросёнка» речевое развитие: создание рассказа по картине (монологическая речь) на основе пиктограмм. | |||||||
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) | |||||||
5. | Цель | способствовать правовому воспитанию дошкольников на примере сказочных героев, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”. | |||||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | |||||||
6.1 | Способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок. | Знает документ, защищающий их права и свободу. Называет основные права ребёнка и называет их. | |||||||
6.2 | Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. | Анализирует поступки сказочных героев, называет нарушенные в сказках права героев. | |||||||
6.3 | Развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно. | Охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу прав ребёнка, умеет рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение. Умеет работать в коллективе, выслушивает мнение товарищей, не перебивает | |||||||
6.4 | Воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права. | Уважает права других, их мнение, несёт ответственность за свои поступки. | |||||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||||||||
Затруднения | Способы преодоления | ||||||||
Выделение вида нарушения прав сказочных героев | Использование пиктограмм для наглядности | ||||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбук, проектор, обручи, маска волка. Музыкальный ряд: музыка «В гостях у сказки», музыка из мультфильма “Три поросенка”. Литературный ряд: фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”, сказка А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”, русская народная сказка “Снегурочка”, сказка “Гуси-лебеди”, сказки “Маша и медведь”. | |||||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам). |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | Воспитатель. Собрались все дети в круг. - Надеюсь, настроение у вас стало хорошее! Мы с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать. - Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка | Презентация 1 1 слайд - Конвенция прав ребенка 1 ребенок читает стихотворение (прил 1) | |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок. | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Давайте вспомним, какие права мы уже знаем. Ребёнок имеет право:
Молодцы! Все права мы с вами вспомнили. | Дети перечисляют права | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? Тогда отправляемся. Внимание на экран. - Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро. - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого. Маша выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску. А сейчас, снова внимание. Воспитатель зачитывает отрывок из сказки: ... Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу. “Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...” - Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
- Бывает обидно и неприятно. Итак, Маша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя. У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей) Ребята, а к нам спешат гости. Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть. Три братца дружно строят дом, - Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей) – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка” Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”. - Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку? Например: Раз, два, три, четыре, пять. Нам друзей не сосчитать, А без друга в жизни туго, Выходи скорей из круга. Дети поют: Мы маленькие поросятки, Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк! Условие игры: когда поросят в домике трое, волк трогать их не может. Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики. - Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища). Проходите и снова внимание. …Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься. - Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей) Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей) - У Снегурочки появилась семья.
Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей) Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей) У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей) - А сейчас я предлагаю вам послушать загадку? Птицы страшные летали, - О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди) Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей) - Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей) Данил, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями. А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье. Это пальчик – дедушка, Это пальчик – бабушка, На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском. Игорь, какой язык для тебя родной, а для тебя, Амелия? Ева, а какой твой родной язык? Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке. - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке. К нам снова спешат сказочные герои. Инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”. Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет. (Ответы детей). Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Миша нарушил права Маши. - Снова прошу вашего внимания. ...Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой. ...Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным. “Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу. В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей) “Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей) - Каждый человек имеет Право на образование. Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей). Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей). А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее). Совсем скоро и вы отправитесь в школу. | Звучит музыка “В гостях у сказки” 2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка” 3 слайд 4 слайд – Право на жизнь. 5 слайд 6 слайд 7 слайд - Право на имя 8 слайд Приложение 2 10 слайд Проводится подвижная игра “Три поросенка”.Звучит музыка из мульт “Три поросенка”. 11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. 12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”. 13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”. 14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями. Пальчиковая гимнастика “Семья” 15 слайд 16 слайд Приложение 3 17 слайд 18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”: 19 слайд –иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик” 20 слайд | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Сейчас я предлагаю вам закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля. Приступаем. | Презентация 2 | |
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям. (Дети перечисляют права детей) Всем спасибо, до свидания. | 21 слайд - Я ребенок. Я имею право ... |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Рассматривание серии сюжетных картинок | сюжетные картинки ,связанны с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: "взрослый-ребенок", "ребенок-ребенок","ребенок - окружающий мир". | Выполняется в детском саду |
1.2 | |||
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Рассматривает набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка". Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.). | Выполняется в семье |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога |
Графа «Примечание» необходима для указания длительности этапов занятия, перемещения детей в процессе образовательной деятельности, указания программ, пособий и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.
- Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
- Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. - М.: Советская Россия, 1988 г.
- Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014
- Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-pravomu-vospitaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-podgotovitelnoy-gruppe-s-ispolzovaniem-ikt-prava-skazochn-2187820.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 ребёнок читает стихотворение:
В Конвенции каждый найдет
На важный вопрос ответ:
Ребенком считается тот,
Кто не достиг 18 лет.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель: подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель. Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса. Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель. А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права сказочных героев"
Викторина, которая в занимательной форме знакомит детей старшего возраста с правами детей....
конспект занятия по правовому и духовно-нравственному воспитанию "Права сказочных героев"
ü В интересной и занимательной форме дать детям общее представление об их правах.ü Развивать способность анализировать действия, поступки людей и создавать ситуации для развития умений применять получ...
"Защита прав сказочных героев"
Формировать у детей представление о праве на личную собственность, на неприкосновенность жилья.Строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия.Воспитывать самоуважение и уважение к окружающи...
Викторина по правовому воспитанию старших дошкольников "Права сказочных героев"
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнения. Правовое воспитание детей является одним из наиболее важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения ч...
Методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Права сказочных героев».
Данная методическая разработка занятия направленна на формирование у детей дошкольного возраста основ социально-правового сознания. Во время занятия раскрываются основные права и обязанности ребенка, ...
Досуг «Права сказочных героев»
Досуг по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему "Права сказочных героев"...
Сказочное путешествие для детей средней группы «О правах сказочных героев»
laquo;О правах сказочных героев»...