«Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей»
консультация
Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya.docx | 95.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Песочная терапия
как метод развития
мелкой моторики рук детей»
Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.
Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка.
Между тем, как показывает практика педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников не всегда приводит к высоким результатам. В первую очередь, потому, что прогрессивная деятельность по развитию речи у детей не может и должна быть ограничена рамками календарного плана по проведению дидактических игр. В работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.
Особым интересом у дошкольников пользуются речевые игры, сказкотерапия и особенно — песочная терапия.
Какой ребёнок не любит возиться в песке? Структура песка состоит из мельчайших крупинок - символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром М. Ловенфельд.
Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальфф. Она училась у Ловенфельд и дополнила технику юнгианским подходом и глубоким знанием восточной философии. Кальфф стремилась создать для своих клиентов свободное и защищенное пространство, где те, играя с песочницей, чувствовали себя свободно. Основную идею песочной терапии Кальфф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребенку избавиться от психологических травм с помощью фантазий и ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями».
Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода песочной терапии и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком.
Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины – словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Занятия песочной терапией помогают:
- развивает мелкую моторику;
- открывает широкий простор для проявления фантазии;
- помогают регулировать механизмы мышления.
- лучше выражать свои мысли, объясняя песочные творения;
- научиться отвечать за свои поступки и действия;
- полагаться на собственные силы;
- развивать самооценку;
- преодолевать последствия психологических травм.
Игры с песком разнообразны:
- рисование на песочных столах (рисование песком, песочная анимация)
- обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);
- познавательные игры (о многообразии окружающего мира);
- проективные игры (развитие творчества и фантазии).
Занятия с песком – это всегда совместное творчество педагога и детей.
Упражнение "Волшебный песок"
Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения.
"Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка). Опусти руки в песок; расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками, чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделится ими. Ты стоишь на пороге открытий. Сейчас мы вместе пойдем по ней. А помогут нам игры".
Упражнения на восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения:
• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);
• выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;
• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);
• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.)
• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;
• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф;
• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Игра «Найди отличие»
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение «Змейки»
Цель: снять эмоциональное напряжение, развивать мелкую моторику.
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
Игра «Строители»
Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки, теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия, развивать мелкую моторику. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игровое упражнение «Создаем лес и его обитателей»
Цель: развивать тактильные ощущения, слуховую память, креативность, расширять и уточнять знания детей о лесе и его обитателях.
Ход упражнения:
Педагог обращается к ребенку от имени Песчинки: «Сегодня ты превратишься в маленького волшебника, который может создать что-либо, скажем, лес с его жителями. Но чтобы осуществить волшебство, следует сказать волшебные слова: «Елки, березки, боровички». Ты должен закрыть глаза. (Ребенок закрывает глаза. В это время педагог «засаживает» песок деревьями, цветами, грибами.) Открой глаза и посмотри - как хорошо и интересно все получилось!».
Педагог обращает внимание ребенка на то, что у Песчинки есть замечательные помощники - пальчики «Попроси свои пальчики помочь тебе в волшебстве. (Педагог сжимает и разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, вырывает ямки, ребенок делает то же сам.) А теперь скажи те же волшебные слова, что и Песчинка, и с помощью волшебства создай другой лес. Вспомни, какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неверно сказал «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет. Ребенок снова повторяет волшебные слова. После «высадки леса» педагог вводит для запоминания еще несколько слов, связанных с сюжетом. Например: названия деревьев, цветов, грибов и т. д.
Примечание: в других упражнениях, задача та же, что и в первом упражнении. Меняются только персонажи, способы создания ландшафта и «волшебные слова». Количество и сложность слов, которые имеют возможность запомнить дети, следует подбирать в соответствии с возрастом детей. Тему построения целесообразно подбирать так, чтобы она соответствовала теме занятия, которое проводит педагог в группе.
Таким образом, песочное рисование являются здоровьесберегающей и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...
Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей.
Игры с песком в условиях группы....
Проект «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Песок - состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаим...
Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей
Песочная терапия, как метод организации совместной деятельности детей и родителей...
Приложение 1. «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
laquo;Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»...
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей.
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей....
Мастер –класс на тему «Песочная терапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, детей «группы риска»
Мастер-класс для педагогов...
- Мне нравится (1)