Консультация для воспитателей "Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника".
консультация
Трудовая деятельность несёт в себе богатые воспитательные возможности. В труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон
нравственного воспитания. При условии целенаправленного
педагогического руководства трудовая деятельность детей становится
средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой
деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание.
Когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных
его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение
предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего не
складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться.
Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим
для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и
навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для
воспитания трудолюбия, формировании эмоционально-положительного
отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем
приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и
необходимую основу нравственно- трудового воспитания детей.
Если ребенок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти
способы ее достижения, добиться намеченной цели), то как может стать
средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен
обучить ребенка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям,
научить его достигать цель, добиваться желаемого результата. Без этого труд
как самостоятельная деятельность теряет свой смысл.
Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной
последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку,
деловитость, организованность. Он учит элементарно соотносить результат с
поставленной целью, задачей. (Надо было вымыть игрушечную посуду,
постирать кукольное белье.) Полученный результат (посуда чистая, белье
выстиранное) дает основание судить о целенаправленности действий ребенка
при выполнении работы, о проявлении элементарной ответственности.
Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их
решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые
характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано:
аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и
др. Эти качества не могут быть сформированы без специального
педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на
эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких
средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать
поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от
самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде
должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и
проявляется качественная характеристика начал трудолюбия.
Эффективность воспитания и обучения зависит от того, насколько
эмоционально ребенок относится к обучению, к сложившейся ситуации, как
переживает успехи и неудачи. Благодаря положительным чувствам сам
процесс деятельности начинает восприниматься им как что-то само по себе
положительное. Мы учим детей трудиться и, конечно, воспитываем в
процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического
воздействия на детей, которые не должны разрываться.
Трудовая деятельность подчинена логике, развивается в определенной
последовательности, и в соответствии с нею ставятся и решаются
воспитательные задачи. Представление о труде как целостном процессе
должно включать все его структурные части. Если же мы не обнаруживаем у
детей некоторых его частей, значит, надо полагать, что труд как
самостоятельная деятельность пока не сложился.
Каковы же структурные части (компоненты) трудовой деятельности, по
которым можно судить о становлении и развитии этой деятельности у детей
дошкольного возраста? Как и взрослых, это цель, способы осуществления,
результат и мотивы.
Цель - это представляемый результат деятельности. Способы
осуществления — это необходимые действия для достижения цели,
приобретения навыков и умений. Сюда же входят такие интеллектуальные
действия, как планирование и самоконтроль, во многом определяющие
качество выполнения работы. Результат показывает соответствие
деятельности поставленной цели. Мотив определяет цель деятельности,
является ее побудителем. Все структурные компоненты деятельности тесно
связаны между собой, находятся в определенной зависимости.
Цель. Труд детей дошкольного возраста организуется взрослыми.
Поставленная цель придает определенную направленность поведению
ребенка, ориентирует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее
взрослый в постановке цели. Однако бывают случаи, когда ребенок ставит
перед собой цель и решает простые и понятные ему задачи. Но ребенок
может поставить и такую цель, которую заведомо не сможет выполнить, так
как дошкольник пока не умеет соотносить свои возможности с поставленной
и принятой целью. Поэтому именно взрослому необходимо выбирать для
детей задания. При этом следует избегать непосильных задач, потому что, не
достигнув результата, малыши могут в следующий раз отказаться выполнять
задание.
Дети пятого года жизни в знакомых повседневных делах могут сами
ставить перед собой цель и стремиться достигнуть ее. Особенно активны в
таких ситуациях те, которых раньше учили это делать.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют и самостоятельно ставить
перед собой цель в разных видах труда, и достигать ее. Способность ставить
и достигать цель особенно успешно развивается в тех случаях, когда в итоге
получается материальный результат.
К способам осуществления поставленной перед ребенком цели относятся
навыки и умения, в том числе умение планировать работу, самоконтроль.
Навыки и умения - важнейшее средство для достижения поставленной
цели, для осуществления самой деятельности. Важность их настолько
очевидна, что, вероятно, поэтому другим компонентам труда придается
меньшее значение.
По мере образования навыков уменьшается количество необходимых
упражнений, повышается точность выполнения действий. На процесс
усвоения необходимых трудовых навыков с возрастом все больше влияние
начинает оказывать словесная инструкция взрослого. Усвоение навыков
становится все более осознанным, полным и правильным. Осознание
усваиваемых умений и навыков повышает интерес к деятельности, который
закрепляется использованием в процессе труда различных инструментов,
оборудования, материалов. Взрослый должен следить за тем, чтобы
оборудование и материалы для труда были использованы согласно
назначению, а не превратились в предмет игры, другого занятия.
Обучение детей трудовым навыкам для предстоящей работы — важный и
необходимый этап трудового воспитания дошкольников. Но при каких
условиях трудовые навыки могут стать средством воспитания
положительного отношения к труду? Наблюдения, опыт педагогической
работы в разных возрастных группах детского сада показали, что процесс
овладения необходимыми навыками иногда является механическим, а порой
приобретает яркую эмоциональную окраску. Это прежде всего связано с тем,
как ребенок настроен к деятельности, желает ли научиться тому, что
предстоит сделать, этот момент определяется как готовность к выполнению
работы, готовность к деятельности.
Готовность трудиться во многом зависит от содержания предстоящей
деятельности, от того, один или совместно с кем-либо будет ребенок
выполнять предстоящую работу, от мотива выполнения задания в целом
(насколько высок уровень осознания смысла выполняемой ребенком работы).
Чем ближе и понятнее цель работы, тем выше ее результативность.
К способам осуществления поставленной перед ребенком цели относятся
также умение планировать работу и самому контролировать ее.
Умение планировать работу относится к обще-трудовым умениям и
является необходимым для любого вида деятельности.
Планирование — это сложный процесс, связанный с анализом,
обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу.
В условиях коллективной работы и усвоения навыков коллективного
планирования появляется необходимость руководствоваться определенными
нравственными нормами взаимоотношений: надо уметь справедливо
распределять работу, определить оптимальные пути достижения общей цели,
научиться уступать более правильному решению, более удачному
предложению товарища, быть вежливым, суметь защитить свою точку
зрения или уступить и т.д. Бесспорно, эти качества имеют прямую связь с
решением задач нравственного воспитания и данное общетрудовое умение в
условиях коллективной деятельности, как бы наполняется нравственным
содержанием.
С умением планировать работу тесно связано умение контролировать себя,
т.е. самоконтроль. Он способствует повышению качества планирования и
всей деятельности в целом.
Самоконтроль как бы обеспечивает процесс управления собственным
поведением и в какой-то мере определяет уровень произвольного поведения
в целом. Развитие произвольного поведения способствует воспитанию у
детей таких качеств, как инициатива, творчество, активизирует становление
процесса саморегуляции поведения в целом. А это одно из существенных,
значимых условий для решения задач нравственного воспитания
дошкольников.
Результат - показатель завершения работы. Это то, ради чего была
задумана работа, ставилась цель деятельности, подбирались средства ее
достижения. Результат деятельности становится важным в воспитательном
плане, если к нему формируется правильное отношение, объясняется его
необходимость. Чтобы результат стал для детей значимым, в процессе
оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и как
сделано, т. е. сам процесс работы, меру приложения усилий. Только в этом
случае наиболее успешно формируется положительное отношение к
деятельности. Достижение результата в труде имеет значение прежде всего
как педагогический фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к
труду.
Мотивы — важнейший компонент деятельности и формирования
отношения к ней. У детей дошкольного возраста уже имеют место
общественно значимые мотивы в своей простейшей форме — стремление
сделать что-то полезное, порадовать другого человека. Именно мотивы
определяют уровень осознанности выполняемой работы — то, ради чего и
ради кого она выполняется. Для дошкольника должна быть обязательно
установлена непосредственная зависимость между мотивом и продуктом
деятельности, между тем, что делать и для чего делать. Важно, чтобы эта
связь нашла опору в его жизненном опыте. Ребенку небезразлично, как
может быть использован достигнутый им результат. Стремление малыша
быть полезным окружающим побуждает его не ко всякой работе, а только к
такой, в которой он может сделать что-то полезное.
Таким образом, при организации работы по трудовому воспитанию надо в
той или иной мере оценивать значение различных компонентов трудовой
деятельности. Учет их особенностей на каждой возрастной ступени
позволяет дать характеристику трудовой деятельности как целостной, а это
важно и необходимо для решения задач нравственного воспитания детей
дошкольного возраста в труде.
Какие же компоненты оказывают непосредственное влияние на
формирование личности ребенка, на воспитание у него нравственных и
нравственно-волевых качеств? Прежде всего это цель и мотив трудовой
деятельности, именно они определяют ее личностный смысл. Другие
компоненты труда могут оставаться нейтральными при воспитательном
воздействии на личность, если педагог не использует их для этой цели
специально.
Стержнем формирования личности в процессе становления всех указанных
выше компонентов трудовой деятельности является отношение. Отношение к
поставленной цели, к процессу ее реализации, к достигнутому результату
определяет отношение к трудовому процессу в целом. Поэтому надо иметь в
виду, что в процессе формирования трудовой деятельности не все ее
структурные компоненты прямо влияют на формирование эмоционально-
положительного отношения к труду. Их воспитательное воздействие на
личность ребенка может быть лишь при определенных условиях,
позволяющих наполнять их нравственным содержанием. Тем самым будет
создаваться и поддерживаться эмоционально-положительная основа на всех
этапах трудового процесса, а не только на тех, когда воспитательное
воздействие на личность того или иного компонента труда очевидно.
Список использованной литературы.
1. Н. В. Алёшина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. — М.., 2003 г.
2. Л.В.Куцакова. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. — М.:
Мозаика-Синтез, 2007-2010 г.
3. Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. Трудовое воспитание в детском
саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010 г.
4. Н.М.Метенова. Родителям о детях. — Ярославль, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. "Народный фольклор в трудовой деятельности дошкольников"
Пословицы и потешки для работы с дошкольниками в трудовой деятельности....
Хезмәт эшчәнлеген оештыру процессында балаларның танып белү активлыгын үстерү / Развитие познавательной активности в процессе организации трудовой деятельности дошкольников
Хезмәт эшчәнлеген оештырганда, тәрбияче, балаларның төрле яклап үсешен тәэмин итә, үз көчләренә ышанырга, тормышта һәрвакыт кирәкле осталык һәм күнекмәләр формалаштырырга булыша, җаваплылык һәм мөстәк...
развитие трудовой деятельности дошкольников
Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой,...
Консультация для родителей «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольника»
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания...
Сообщение для педагогов "Развитие трудовой деятельности дошкольников".
Сообщение для педагогов....
Консультация для родителей "Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников".
Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с р...
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников.
Консультация для родителей. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников....