Консультация для родителей на тему " Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений"
консультация (средняя группа)

Карпова Мария Олеговна

В данной консультации говорится о том, какую важнейшую  роль играют дидактические игры и упражнения для формирования математических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_oktyabr.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений»

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычно неигровых условиях их не интересуют и на которых очень трудно сосредоточить внимание.

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Математика оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Дети постепенно учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, приобретают навыки измерения, счёта, представления о размере, форме, об ориентировке во времени и пространстве. В ходе обучения детей математике происходит их развитие. Однако, обучая детей математике, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, так как не все дети в равной мере усваивают математические знания, проявляя интерес к ним.

Одним из эффективных средств, пробуждения живого интереса к математике являются дидактические игры.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить дошкольника счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. При этом считать предметы можно «между делом».

Например, на прогулке вы можете попросить ребенка подсчитать встречающиеся вам по дороге предметы.

Можно обучать дошкольника счету во время совместной домашней работы. Например, попросите ребенка принести вам определенное количество каких-либо нужных для дела предметов.

Читая дошкольнику книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине: кто больше — зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть ваш дошкольник сам придумывает сказки с числительными.

А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить словесные портреты и сравнить их.

Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Закрепляя знания детей о цифрах, можно давать такие игры, как

«Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».

Можно загадывать загадки математического содержания, учить стихи о цифрах, знакомить со сказками, в которых присутствуют цифры.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д.

Игры, которые будут способствовать развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров».

Играя в данные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на плоскости и в пространстве.

Наглядность – важный принцип обучения ребенка.

Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Изготавливайте математические пособия, потому что считать лучше какие - то определенные предметы, например цветные кружочки, квадратики, полоски бумаги и т.п. Хорошо, если вы сделаете для занятий математикой геометрические фигуры, если у вас будут игры «Лото» и «Домино», которые также способствуют формированию элементарных навыков счета у дошкольника.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

Интересна детям будет игра: «Пара слов» – например:

Взрослый говорит – круг, а ребенок называет предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: называть предмет, а ребенок называет форму.

Также используются игры: «Какая фигура лишняя?», «Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку», «Геометрическая мозаика». Для развития зрительного внимания игра «Сосчитай, сколько треугольников, кругов».

Занимательные задачи, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки, способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов из специальных наборов геометрических фигур «Танграм», «Колумбово яйцо», «Листик», «Волшебный круг» и других. Они интересны детым и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа разложения фигур с целью создания силуэта.

Используются игры со счетными палочками. Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек.

С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент.

Большой интерес вызывают у ребят задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры.

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач, заключена какая – либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточения, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Например: « Сколько орехов в пустом стакане?», «Сколько лап у двух медвежат?». На клене 5 веток? на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене? И др.

Занимательные задачи с математическим смыслом побуждают детей применять находчивость, смекалку, чувства юмора, приобщают детей к активной умственной деятельности.

Игра – естественный способ развития ребенка.

Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

С помощью развивающих игр ребенок войдет в мир математики легко и обучение не покажется трудным и скучным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Консультация для родителей "Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений"

В представленном материале даны рекомендации родителям как увлечь детей математикой, развить интерес при помощи занимательных игр и упражнений....

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры  и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада»...

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы детского сада».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, ...

Консультация для родителей «Влияние развивающих игр и упражнений на формирование элементарных математических представлений»

В данной консультации говориться о том, что одним из эфективных средств пробуждения живого интереса к математике у ребенка являются дидактические игры....

Консультация для родителей на тему: «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы ».

Формирование элементарных математических представлений у детей – это средство развития их умственных, познавательных способностей.С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов, явлений, в...