Русская народная игрушка - матрёшка
проект (старшая группа)
Приобщение детей старшего возраста к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkaya_igrushka_matryoshka.pptx | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Категории участников проекта: Дети старшей группы в возрасте от 5 до 6 лет. Родители детей старшего возраста. Воспитатель Наталья Сергеевна Быкова. Воспитатель Анастасия Павловна Клепайло .
Тип проекта по виду деятельности : познавательно-продуктивный. По числу участников : групповой. По времени проведения : краткосрочный (с 15.11-3.12.2021г.) По форме : интегративный (речевое, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие , физическое развитие).
Актуальность: Патриотическое воспитание младшего поколения – одна из главных задач нашего времени. В наше время очень много всего иностранного в окружающей жизни детей — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину. Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Она любима и популярна во всем мире. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси. Желая поддержать не только познавательный интерес, но и стремление знать и помнить прошлое своего народа как у наших воспитанников, так и у их родителей, мы решили посвятить нашу работу русской матрёшке .
Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми Задачи для педагога: Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки; Развивать умения украшать матрёшку, используя разные техники; Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству; Воспитать чувство патриотизма, уважение к национальным традициям у детей через народную игрушку.
Задачи для родителей: Способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей; Приобщать к истокам русской народной культуры; Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада; Пополнение мини-музея матрёшками, сделанными совместно с детьми.
Задачи для детей: Познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой; Развить умения детей изображать некоторые художественные элементы; В процессе игры с куклами создать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми; Способствовать приобщению детей к народной культуре.
Подготовительный этап: Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта; Подбор методической литературы для реализации проекта; Подбор наглядно - дидактического материала, художественной литературы; Пополнение развивающей среды; Подготовить папку передвижку по теме проекта.
2 . Этап. Организация деятельности: Рассматривание с иллюстрациями народных кукол и беседы по ним «русская народная кукла», «История возникновения русской народной игрушки - матрёшки», «Почему все матрёшки разные?»; НОД «Процесс изготовления матрёшки», «Такие разные матрёшки», «Расскажем о матрёшке»; Чтение Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом». Разучивание стихов, частушек, загадок о матрёшках.
3. Заключительный этап: Анализ результатов проекта; Презентация проекта: выставка народных игрушек - матрёшек изготовленных родителями вместе с детьми в мини – музее русской избы.
Ожидаемый результат: Для педагогов: Овладение знаниями о народных традициях, об истории возникновения народной игрушке - матрёшке; Для родителей: Проявление интереса к проектной деятельности с детьми; Использование знаний о народных традициях. Для детей: Овладение знаниями о русских традициях, об истории возникновения народной куклы матрёшке; Интерес детей к матрёшке; Проявление детей бережного отношения, заботы к русской народной игрушке.
Реализация проекта С родителями была проведена работа : Беседа с родителями направленная на пополнение в развивающей среде (оформление мини – избы). Консультация с родителями «Русская народная игрушка - матрёшка, как необходимый элемент воспитательного процесса».
С детьми была проведена работа по образовательным областям: Познавательное развитие: Рассматривание иллюстраций народных кукол и беседы по ним «русская народная кукла», «История возникновения русской народной игрушки - матрёшки», «Почему все матрёшки разные?». Физическое развитие: «К нам пришла матрешка в гости». подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые игры. «Социально-коммуникативное развитие»: Процесс изготовления матрёшки «Такие разные матрёшки». Художественно – эстетическое развитие: Рисование «Украсим сарафан матрёшке», раскрашивание «Такие разные матрёшки», аппликация «Русская матрешка», слушание аудиозаписей народного фольклора. Речевое развитие: «Расскажем о матрёшке». Разучивание стихов, частушек, загадок о матрёшках.
Результат проекта: У детей повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения. Дети умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки. У детей появился интерес к слушанию и запоминанию литературных произведений, значительно расширился круг узнаваемых произведений; Формируется умение использовать русскую народную игрушку в совместной и самостоятельной деятельностях (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность). Дети бережно относятся к игрушкам.
У родителей и воспитателя установился эмоциональный и деловой контакт в совместной работе по воспитанию и развитию детей. Родители транслируют детям образец бережного отношения к игрушкам. Совместная деятельность с детьми (изготовление русской матрешки). Демонстрируют способы изготовления матрешки (рисунок, поделка, аппликация). На основе совместной деятельности укрепляются детско-родительские отношения.
Мини – музей «Русская матрёшка»
Творчество детей
Вывод: В ходе проекта мы узнали, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства. Матрешка любимая игрушка детей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребёнка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это позволяет говорить о том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная игрушка "Матрёшка" в жизни ребёнка
Консультация для родителей...
Проект «Русская народная игрушка-Матрёшка»
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации , которая может быть ими воспринята , что положительно повлияло на различные виды деяте...
Проект "Русская народная игрушка - Матрёшка"
Творческий проект "Русская народная игрушка- Матрёшка"...
Познавательное развитие "Знакомство с русской народной игрушкой - Матрёшкой"
Организованная образовательная деятельность...
Рекомендация для родителей "Знакомство с русской народной игрушкой. Матрёшка."
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре....
Рекомендация для родителей ,,Знакомство с русской народной игрушкой. Матрёшка"
Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре....