Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
презентация
Доклад и презентация на тему "Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 19.24 КБ |
Презентация | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование регионального компонента в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
(слайд 1) Своё выступление я хочу начать с фразы «Всё начинается с детства». Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Система духовно-нравственного воспитания ребёнка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа.
( слайд 2) Цели воспитания – развитие интереса у детей к изучению мордовской культуры, развитие нравственных качеств личности ребёнка.
( слайд 3) Задачи воспитания:
образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды;
развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление;
воспитательные: способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.
(слайд 4) Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности, досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.
(слайд 5) Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям:
- создание и обновление предметно-развивающей среды;
- инновационная или экспериментальная работа;
- формы сотрудничества с семьей;
- взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
(слайд 6) Первое направление - создание и обновление предметно-развивающей среды. Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации регионального компонента. ( слайд 7) Для реализации регионального компонента в каждой возрастной группе оборудованы краеведческие уголки. Использование экспонатов и краеведческого материала способствует формированию знаний о родном крае, развитию познавательных интересов, духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
(слайд 8) Второе направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.
Проектная деятельность или метод проектирования выступает как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников.
(слайд 9) Третье направление формы сотрудничества с семьей
Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.
(слайд 10, 11) Четверное направление. Работа в рамках регионального компонента предполагает взаимодействие с другими организациями. В нашем селе это школа, районная детская библиотека, районный краеведческий музей и храм Михаила Архангела.
Посещение музеев - одно из основных средств развития эмоционально- чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются. Посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка, его познавательной активности.
Особую роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых совместными действиями и общими переживаниями.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является, проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень», «День матери», «Михайлов день»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Международный женский день», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом - «Троица» и др.
Дети с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в игровой, продуктивной деятельности. Знакомство ребёнка с мордовской культурой развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданными предшествующими поколениями.
( слайд 12) На посиделках дети знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством.
Педагоги и родители организуют прогулки по улицам села. Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребёнок, не перегружаясь излишней информацией, получают яркие представления о достопримечательностях села. В дальнейшем дети сравнивают современные и старые здания, отмечают своеобразие резьбы, находят в современных украшениях домов те элементы, которые были у предков. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
( слайд 13) На протяжении всего периода дошкольного детства воспитатели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей мордовской национальности. На посиделках и праздниках дети совместно с взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определённую роль. По окончании праздничного периода педагоги с детьми организуют итоговые беседы. Познавательные беседы развивают мышление ребёнка. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Таким образом введение инновационных площадок в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени, помогает подготовить их к следующим ступеням жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – развитие интереса у детей к изучению мордовской культуры, развитие нравственных качеств личности ребёнка.
Задачи : образовательные: познакомить детей с материальной и духовной культурой мордовского народа; показать характерные изменения в культуре мордвы; научить различать характерные черты мордовской национальной одежды; развивающие: развивать слуховую и зрительную память детей; развивать непроизвольное запоминание; развивать логическое мышление; воспитательные: способствовать формированию понимания детьми целостности русской и мордовской культуры; воспитывать толерантность, уважение к другой культуре; формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей.
Задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса: непосредственно организованной деятельности, кружковой деятельности , досугов и развлечений, экскурсий, конкурсов и выставок, познавательных бесед.
Региональный компонент в условиях ДОУ реализуется по следующим направлениям : создание и обновление предметно-развивающей среды; инновационная или экспериментальная работа; формы сотрудничества с семьей; взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Первое направление - создание и обновление предметно-развивающей среды Обогащение развивающей среды является одним из важных условий реализации регионального компонента.
Для реализации регионального компонента в каждой возрастной группе оборудованы краеведческие уголки
Второе направление - инновационная или экспериментальная работа. Детское экспериментирование развивает продуктивные формы интеллекта и претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Необходимыми условиями для успешного экспериментирования являются развивающая среда, уровень общения со сверстниками, способность к сотрудничеству, профессионализм педагога, потребность родителей, опора на собственный опыт ребенка, обучение в действии, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование индивидуальных и групповых проектов.
Третье направление - формы сотрудничества с семьей Взаимодействие с родителями происходит через педагогическое просвещение: консультации, родительские собрания, анкетирование; совместные мероприятия родителей с детьми: тематические, интегрированные занятия и праздники, конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.
Четвертое направление - взаимодействие ДОУ с другими учреждениями Работа в рамках регионального компонента предполагает взаимодействие с другими организациями. В нашем селе это школа, районная детская библиотека, районный краеведческий музей и храм Михаила Архангела.
Творчество детей
Национальная одежда
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабатыв...
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...