«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)

Почекунина Екатерина Ивановна

Тема самообразования:

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

 

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

   И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

  • Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
  • Художественную литературу и все виды искусства;
  • Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
  • Привлечение семьи.

       Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochekunina_plan_samoobr.docx57.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

 «Дульдургинский детский сад «Ромашка»

Тема самообразования: 

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Воспитатель: Почекунина Е.И.

2021-2022г.

Тема самообразования:

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

   И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

  • Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
  • Художественную литературу и все виды искусства;
  • Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
  • Привлечение семьи.

       Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

   Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

       Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

План работы на 2021-2022 год

Раздел

Сроки

Форма

Практические

плана

 

работы

выходы

 

 

 

 

 

 

Н.Ф. Виноградова 

 

 

 

 «Наша Родина»,

 

 

 

А.Д. Жариков 

 

 

 

«Растите детей

 

 

 

патриотами»,

 

 

 

Е.И. Корнеева 

 

 

 

"Фольклорные 

 

 

 

праздники и раз-

 

Изучение

 

влечения в пат-

 

методической

Сентябрь-

риотическом вос-

 

литературы

май

питании дошколь-

 

 

 

ников",

 

 

 

Е.Ю. Александро-

 

 

 

ва и др. "Система

 

 

 

патриотического

 

 

 

воспитания в ДОУ:

 

 

 

планирование, пе-

 

 

 

дагогические про-

 

 

 

екты, разработки

 

 

 

тематических за-

 

 

 

нятий и сценарии

 

 

 

мероприятий",

 

 

 

Е.К. Ривина

 

 

 

"Государственная

 

 

 

символика России",

 

 

 

Л.В. Логинова 

 

 

 

"Что может герб

 

 

 

нам рассказать?",

 

 

 

Л.А. Кодрикинский

 

 

 

"С чего начинается

 

 

 

Родина?",

 

 

 

Г. Зеленова, 

 

 

 

Л. Е. Осипова

 

 

 

"Мы живём в

 

 

 

России!"

 

 

 

Л. С. Куприна и др.

 

 

 

"Знакомство детей

 

 

 

с русским народ-

 

 

 

ным творчеством",

 

 

 

О. Л. Князева,

 

 

 

М. Д. Маханева

 

 

 

"Приобщение детей

 

 

 

к истокам русской

 

 

 

народной культу-

 

 

 

ры",

 

 

 

М. Ф. Литвинова

 

 

 

"Русские народные

 

 

 

подвижные игры

 

 

 

для детей дошколь-

 

 

 

ного и младшего

 

 

 

школьного возрас-

 

 

 

та: практич. посо-

 

 

 

бие",

 

 

 

М. А. Ключева

 

 

 

"Народные под-

 

 

 

вижные детские

 

 

 

игры",

 

 

 

С. В. Чиркова

 

 

 

"Родительские

 

 

 

собрания в детс-

 

 

 

ком саду.

 

 

 

 

 

 

Беседа по теме

Выставка рисунков

Работа

 

"СемьЯ"

"Моя семья"

с

Сентябрь

ОД по теме

Викторина "Моя

детьми

 

"Москва - столица

Москва"

 

 

нашей Родины"

 

 

 

Подборка дидак-

Картотека игр

 

 

тических игр по

 

 

 

патриотическому

 

 

 

воспитанию.

 

 

 

Беседа по теме

Коллективная работа

 

 

"Моя улица"

"Улица, на которой я

 

Октябрь

 

живу"

 

 

ОД по теме

Составление фотоаль-

 

 

"Экскурсия по

бома "Моя прекрасная

 

 

Чите" с исполь-

Дульдурга"

 

 

зованием ИКТ

 

 

 

Чтение художест-

Просмотр видеофильмов «Символика Москвы, Дульдурги»

 

 

венной литературы

Г.Граубин «Почему осенью листопад»

 

 

Н. Асеев "Москва-

 

 

Россия",

 

 

Н. Колпакова "Моя

 

 

Москва",

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с

Выставка работ

 

 

символикой

детского творчества:

 

Ноябрь

Москвы, Дульдурги и  России

коллективная аппли-

 

 

 

кация "Цветы России"

 

 

 

(наш флаг), рисование

 

 

 

"Герб Забайкальского края"

 

 

Оформление угол-

Оформленный уголок

 

 

ка в группе детс-

с символикой России

 

 

кого сада "Моя

 

 

 

Родина - Россия"

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

А. Ишимова

 

 

 

"История России в

 

 

 

рассказах для

 

 

 

детей",

 

 

 

А. Пинчук

 

 

 

"Моя первая книж-

 

 

 

ка о России"

 

 

 

ОД по теме

Выставка рисунков

 

 

"Путешествие по

"Карта России"

 

Декабрь

городам России"

 

 

 

с использованием

 

 

 

ИКТ

 

 

 

Ознакомление с

Выставка работ

 

 

народными празд-

детского творчества

 

 

никами на Руси.

на тему Нового года и

 

 

 

Рождества

 

 

ОД по теме

Выставка рисунков

 

 

"Новый год

"Такой разный Дед

 

 

шагает по планете"

Мороз"

 

 

с использованием

 

 

 

ИКТ

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

В. Одоевский

 

 

 

"Мороз Иванович",

 

 

 

С. Маршак

 

 

 

"Двенадцать

 

 

 

месяцев",

 

 

 

П. Бажов

 

 

 

"Серебряное

 

 

 

копытце",

 

 

 

Прослушивание

 

 

 

музыкальных

 

 

 

произведений:

 

 

 

Р. Шуман "Зимой",

 

 

 

"Дед Мороз",

 

 

 

П. Чайковский

 

 

 

из цикла "Времена

 

 

 

года: "Декабрь.

 

 

 

Святки", из балета

 

 

 

"Щелкунчик":

 

 

 

"Утренняя молит-

 

 

 

ва", "Танец сне-

 

 

 

жинок", "Зимнее

 

 

 

утро",

 

 

 

Ознакомление с

Коллективное оформ-

 

 

обычаями и тради-

ление книги

 

Январь

циями русского

"Русское народное

 

 

народа

творчество"

 

 

ОД по теме

Развлечение

 

 

"Тайна бабушки-

"Игры наших бабушек"

 

 

ного сундука"

 

 

 

Беседа по теме

Совместное создание

 

 

"Русские обычаи -

книжки-малышки

 

 

взаимопомощь и

"Гостепреимство и

 

 

гостепреимство"

взаимопомощь в

 

 

 

пословицах и пого-

 

 

 

ворках"

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Русские народные

 

 

 

сказки:

 

 

 

"Пузырь, соломин-

 

 

 

ка и лапоть",

 

 

 

"Зимовье зверей",

 

 

 

"Волшебное коль-

 

 

 

цо", "Сивка-бурка"

 

 

 

Знакомство детей

Выставка рисунков

 

 

с русскими народ-

"Сине-голубая Гжель"

 

Февраль

ными промыслами

 

 

 

Экскурсия в мини-

Совместное оформле-

 

 

музей детского

ние уголка в группе

 

 

сада

детского сада

 

 

 

"Изделия народных

 

 

 

мастеров России"

 

 

Подготовка к

Спортивный праздник,

 

 

празнику

посвящённый Дню

 

 

"День защитников

защитников Отечества

 

 

Отечества"

 

 

 

Беседа по теме

Выставка детских

 

 

"Моя мама - луч-

работ "Портрет

 

Март

шая на свете!"

мамы"

 

 

ОД по теме

Выставка детских

 

 

"Дорогая бабушка"

работ "Платочек для

 

 

 

любимой бабушки"

 

 

 

(аппликация)

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Нанайская сказка

 

 

 

"Айога",

 

 

 

Ненецкая сказка

 

 

 

"Кукушка",

 

 

 

А. Милн

 

 

 

"Непослушная

 

 

 

мама",

 

 

 

Д. Габе "Моя

 

 

 

семья",

 

 

 

Е. Ранневая

 

 

 

"Доброта"

 

 

 

Проект "Большое

Викторина "Что вы

 

 

космическое

знаете о космосе?"

 

Апрель

путешествие"

 

 

 

Знакомство детей

Выставка детских

 

 

с известными

работ "Космос глазами

 

 

людьми

детей"

 

 

"Юрий Гагарин -

 

 

 

первый космонавт"

 

 

 

Беседа по теме

Коллективная аппли-

 

 

"Наш дом во

кация "Космический

 

 

Вселенной"

коллаж"

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Главы из сказки

 

 

 

Н. Носова "Нез-

 

 

 

найка на Луне",

 

 

 

П. Клушанцев

 

 

 

"О чем рассказал

 

 

 

телескоп?",

 

 

 

В. Медведев

 

 

 

"Звездолёт "Брунь-

 

 

 

ка",

 

 

 

А. Леонов "Шаги

 

 

 

над планетой",

 

 

 

В. Бороздин "Пер-

 

 

 

вый в космосе",

 

 

 

В. Кащенко "Най-

 

 

 

ди созвездия"

 

 

 

Знакомство детей

Досуг, посвящённый

 

 

с главными празд-

Дню Победы

 

Май

никами России

 

 

 

НОД по теме

Создание альбома

 

 

"День Победы, как

"Наши герои"

 

 

он был от нас

 

 

 

далёк!"

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

С. Алексеев

 

 

 

"Первый ночной

 

 

 

таран", "Дом",

 

 

 

М. Исаковский

 

 

 

"Здесь похоронен

 

 

 

красноармеец",

 

 

 

А. Твардовский

 

 

 

"Рассказ танкиста",

 

 

 

А. Митяев

 

 

 

"Мешок овсянки",

 

 

 

С. Баруздин

 

 

 

"Слава",

 

 

 

К. Симонов «Сын

 

 

 

артиллериста"

 

 

 

Посиделки

Выставка совместных

Работа с

 

"Я - семья - род -

работ детей и роди-

семьёй

Сентябрь

народ!"

телей

 

 

Консультация

Стенгазета

 

 

"Приобщение детей к музею»

"Как ходили мы в

 

 

музей"

 

 

Консультация

 

 

 

"Воспитание

 

 

Октябрь

маленького граж-

 

 

 

данина"

 

 

 

Консультация

Сбор фотографий с

 

 

"Прогулки по

прогулок по читинским

 

 

Чите"

улицам

 

 

Оформление аль-

Альбом

 

 

бома "История

"История Читы"

 

Ноябрь

нашего города"

 

 

 

Консультация

 

 

 

"Что почитать с

 

 

 

ребёнком о симво-

 

 

 

лах государства?"

 

 

 

Консультация

 

 

 

"О старинных

 

 

Декабрь

русских обычаях

 

 

 

детям"

 

 

 

Семейный

Выставка ёлочных

 

 

конкурс

игрушек и поделок

 

 

"В мастерской

для украшения группы

 

 

Деда Мороза"

к новогоднему

 

 

 

празднику

 

 

 

 

 

 

Консультация

 

 

Январь

"Как объяснить

 

 

 

ребёнку смысл

 

 

 

пословиц и пого-

 

 

 

ворок"

 

 

 

Подбор иллюстра-

Книга "Русское народ-

 

 

ций для книги

ное творчество"

 

 

"Русское народное

 

 

 

творчество"

 

 

 

Сбор

Уголок в группе

 

 

экспонатов

детского сада

 

Февраль

для оформле-

"Изделия народных

 

 

ния уголка в груп-

мастеров России"

 

 

пе детского сада

 

 

 

Досуг для пап и

Коллаж

 

 

дедушек

"Мой папа (дедушка)

 

 

"День защитников

служил в армии"

 

 

Отечества"

 

 

 

Конкурс

Выставка работ,

 

 

"А ну-ка,

выполненных мамами

 

Март

девочки!"

и бабушками

 

 

 

детей

 

 

Работа по

Акция "Посади

 

 

благоустройству

дерево!"

 

Апрель

территории

 

 

 

детского сада

 

 

 

Консультация

Выставка совместных

 

 

"Читаем детям

работ детей и родите-

 

 

о космосе"

лей "Наша планета -

 

 

 

Земля"

 

 

Консультация

 

 

 

"Воспитание

 

 

Май

патриотических

 

 

 

чувств у дошколь-

 

 

 

ников"

 

 

 

Сбор фотографий

Альбом "Наши герои"

 

 

для оформле-

 

 

 

ния альбома

 

 

 

"Наши герои"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"

 Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

 Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа

План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного  учреждения. Ч...

Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»

Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....