«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа)
Тема самообразования:
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochekunina_plan_samoobr.docx | 57.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Дульдургинский детский сад «Ромашка»
Тема самообразования:
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Воспитатель: Почекунина Е.И.
2021-2022г.
Тема самообразования:
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
План работы на 2021-2022 год
Раздел | Сроки | Форма | Практические |
плана |
| работы | выходы |
|
|
|
|
|
| Н.Ф. Виноградова |
|
|
| «Наша Родина», |
|
|
| А.Д. Жариков |
|
|
| «Растите детей |
|
|
| патриотами», |
|
|
| Е.И. Корнеева |
|
|
| "Фольклорные |
|
|
| праздники и раз- |
|
Изучение |
| влечения в пат- |
|
методической | Сентябрь- | риотическом вос- |
|
литературы | май | питании дошколь- |
|
|
| ников", |
|
|
| Е.Ю. Александро- |
|
|
| ва и др. "Система |
|
|
| патриотического |
|
|
| воспитания в ДОУ: |
|
|
| планирование, пе- |
|
|
| дагогические про- |
|
|
| екты, разработки |
|
|
| тематических за- |
|
|
| нятий и сценарии |
|
|
| мероприятий", |
|
|
| Е.К. Ривина |
|
|
| "Государственная |
|
|
| символика России", |
|
|
| Л.В. Логинова |
|
|
| "Что может герб |
|
|
| нам рассказать?", |
|
|
| Л.А. Кодрикинский |
|
|
| "С чего начинается |
|
|
| Родина?", |
|
|
| Г. Зеленова, |
|
|
| Л. Е. Осипова |
|
|
| "Мы живём в |
|
|
| России!" |
|
|
| Л. С. Куприна и др. |
|
|
| "Знакомство детей |
|
|
| с русским народ- |
|
|
| ным творчеством", |
|
|
| О. Л. Князева, |
|
|
| М. Д. Маханева |
|
|
| "Приобщение детей |
|
|
| к истокам русской |
|
|
| народной культу- |
|
|
| ры", |
|
|
| М. Ф. Литвинова |
|
|
| "Русские народные |
|
|
| подвижные игры |
|
|
| для детей дошколь- |
|
|
| ного и младшего |
|
|
| школьного возрас- |
|
|
| та: практич. посо- |
|
|
| бие", |
|
|
| М. А. Ключева |
|
|
| "Народные под- |
|
|
| вижные детские |
|
|
| игры", |
|
|
| С. В. Чиркова |
|
|
| "Родительские |
|
|
| собрания в детс- |
|
|
| ком саду. |
|
|
|
| |
|
| Беседа по теме | Выставка рисунков |
Работа |
| "СемьЯ" | "Моя семья" |
с | Сентябрь | ОД по теме | Викторина "Моя |
детьми |
| "Москва - столица | Москва" |
|
| нашей Родины" |
|
|
| Подборка дидак- | Картотека игр |
|
| тических игр по |
|
|
| патриотическому |
|
|
| воспитанию. |
|
|
| Беседа по теме | Коллективная работа |
|
| "Моя улица" | "Улица, на которой я |
| Октябрь |
| живу" |
|
| ОД по теме | Составление фотоаль- |
|
| "Экскурсия по | бома "Моя прекрасная |
|
| Чите" с исполь- | Дульдурга" |
|
| зованием ИКТ |
|
|
| Чтение художест- | Просмотр видеофильмов «Символика Москвы, Дульдурги» |
|
| венной литературы Г.Граубин «Почему осенью листопад» | |
|
| Н. Асеев "Москва- | |
|
| Россия", | |
|
| Н. Колпакова "Моя | |
|
| Москва", |
|
|
|
| |
|
|
| |
|
| Знакомство с | Выставка работ |
|
| символикой | детского творчества: |
| Ноябрь | Москвы, Дульдурги и России | коллективная аппли- |
|
|
| кация "Цветы России" |
|
|
| (наш флаг), рисование |
|
|
| "Герб Забайкальского края" |
|
| Оформление угол- | Оформленный уголок |
|
| ка в группе детс- | с символикой России |
|
| кого сада "Моя |
|
|
| Родина - Россия" |
|
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| А. Ишимова |
|
|
| "История России в |
|
|
| рассказах для |
|
|
| детей", |
|
|
| А. Пинчук |
|
|
| "Моя первая книж- |
|
|
| ка о России" |
|
|
| ОД по теме | Выставка рисунков |
|
| "Путешествие по | "Карта России" |
| Декабрь | городам России" |
|
|
| с использованием |
|
|
| ИКТ |
|
|
| Ознакомление с | Выставка работ |
|
| народными празд- | детского творчества |
|
| никами на Руси. | на тему Нового года и |
|
|
| Рождества |
|
| ОД по теме | Выставка рисунков |
|
| "Новый год | "Такой разный Дед |
|
| шагает по планете" | Мороз" |
|
| с использованием |
|
|
| ИКТ |
|
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| В. Одоевский |
|
|
| "Мороз Иванович", |
|
|
| С. Маршак |
|
|
| "Двенадцать |
|
|
| месяцев", |
|
|
| П. Бажов |
|
|
| "Серебряное |
|
|
| копытце", |
|
|
| Прослушивание |
|
|
| музыкальных |
|
|
| произведений: |
|
|
| Р. Шуман "Зимой", |
|
|
| "Дед Мороз", |
|
|
| П. Чайковский |
|
|
| из цикла "Времена |
|
|
| года: "Декабрь. |
|
|
| Святки", из балета |
|
|
| "Щелкунчик": |
|
|
| "Утренняя молит- |
|
|
| ва", "Танец сне- |
|
|
| жинок", "Зимнее |
|
|
| утро", |
|
|
| Ознакомление с | Коллективное оформ- |
|
| обычаями и тради- | ление книги |
| Январь | циями русского | "Русское народное |
|
| народа | творчество" |
|
| ОД по теме | Развлечение |
|
| "Тайна бабушки- | "Игры наших бабушек" |
|
| ного сундука" |
|
|
| Беседа по теме | Совместное создание |
|
| "Русские обычаи - | книжки-малышки |
|
| взаимопомощь и | "Гостепреимство и |
|
| гостепреимство" | взаимопомощь в |
|
|
| пословицах и пого- |
|
|
| ворках" |
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Русские народные |
|
|
| сказки: |
|
|
| "Пузырь, соломин- |
|
|
| ка и лапоть", |
|
|
| "Зимовье зверей", |
|
|
| "Волшебное коль- |
|
|
| цо", "Сивка-бурка" |
|
|
| Знакомство детей | Выставка рисунков |
|
| с русскими народ- | "Сине-голубая Гжель" |
| Февраль | ными промыслами |
|
|
| Экскурсия в мини- | Совместное оформле- |
|
| музей детского | ние уголка в группе |
|
| сада | детского сада |
|
|
| "Изделия народных |
|
|
| мастеров России" |
|
| Подготовка к | Спортивный праздник, |
|
| празнику | посвящённый Дню |
|
| "День защитников | защитников Отечества |
|
| Отечества" |
|
|
| Беседа по теме | Выставка детских |
|
| "Моя мама - луч- | работ "Портрет |
| Март | шая на свете!" | мамы" |
|
| ОД по теме | Выставка детских |
|
| "Дорогая бабушка" | работ "Платочек для |
|
|
| любимой бабушки" |
|
|
| (аппликация) |
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Нанайская сказка |
|
|
| "Айога", |
|
|
| Ненецкая сказка |
|
|
| "Кукушка", |
|
|
| А. Милн |
|
|
| "Непослушная |
|
|
| мама", |
|
|
| Д. Габе "Моя |
|
|
| семья", |
|
|
| Е. Ранневая |
|
|
| "Доброта" |
|
|
| Проект "Большое | Викторина "Что вы |
|
| космическое | знаете о космосе?" |
| Апрель | путешествие" |
|
|
| Знакомство детей | Выставка детских |
|
| с известными | работ "Космос глазами |
|
| людьми | детей" |
|
| "Юрий Гагарин - |
|
|
| первый космонавт" |
|
|
| Беседа по теме | Коллективная аппли- |
|
| "Наш дом во | кация "Космический |
|
| Вселенной" | коллаж" |
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Главы из сказки |
|
|
| Н. Носова "Нез- |
|
|
| найка на Луне", |
|
|
| П. Клушанцев |
|
|
| "О чем рассказал |
|
|
| телескоп?", |
|
|
| В. Медведев |
|
|
| "Звездолёт "Брунь- |
|
|
| ка", |
|
|
| А. Леонов "Шаги |
|
|
| над планетой", |
|
|
| В. Бороздин "Пер- |
|
|
| вый в космосе", |
|
|
| В. Кащенко "Най- |
|
|
| ди созвездия" |
|
|
| Знакомство детей | Досуг, посвящённый |
|
| с главными празд- | Дню Победы |
| Май | никами России |
|
|
| НОД по теме | Создание альбома |
|
| "День Победы, как | "Наши герои" |
|
| он был от нас |
|
|
| далёк!" |
|
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| С. Алексеев |
|
|
| "Первый ночной |
|
|
| таран", "Дом", |
|
|
| М. Исаковский |
|
|
| "Здесь похоронен |
|
|
| красноармеец", |
|
|
| А. Твардовский |
|
|
| "Рассказ танкиста", |
|
|
| А. Митяев |
|
|
| "Мешок овсянки", |
|
|
| С. Баруздин |
|
|
| "Слава", |
|
|
| К. Симонов «Сын |
|
|
| артиллериста" |
|
|
| Посиделки | Выставка совместных |
Работа с |
| "Я - семья - род - | работ детей и роди- |
семьёй | Сентябрь | народ!" | телей |
|
| Консультация | Стенгазета |
|
| "Приобщение детей к музею» | "Как ходили мы в |
|
| музей" | |
|
| Консультация |
|
|
| "Воспитание |
|
| Октябрь | маленького граж- |
|
|
| данина" |
|
|
| Консультация | Сбор фотографий с |
|
| "Прогулки по | прогулок по читинским |
|
| Чите" | улицам |
|
| Оформление аль- | Альбом |
|
| бома "История | "История Читы" |
| Ноябрь | нашего города" |
|
|
| Консультация |
|
|
| "Что почитать с |
|
|
| ребёнком о симво- |
|
|
| лах государства?" |
|
|
| Консультация |
|
|
| "О старинных |
|
| Декабрь | русских обычаях |
|
|
| детям" |
|
|
| Семейный | Выставка ёлочных |
|
| конкурс | игрушек и поделок |
|
| "В мастерской | для украшения группы |
|
| Деда Мороза" | к новогоднему |
|
|
| празднику |
|
|
|
|
|
| Консультация |
|
| Январь | "Как объяснить |
|
|
| ребёнку смысл |
|
|
| пословиц и пого- |
|
|
| ворок" |
|
|
| Подбор иллюстра- | Книга "Русское народ- |
|
| ций для книги | ное творчество" |
|
| "Русское народное |
|
|
| творчество" |
|
|
| Сбор | Уголок в группе |
|
| экспонатов | детского сада |
| Февраль | для оформле- | "Изделия народных |
|
| ния уголка в груп- | мастеров России" |
|
| пе детского сада |
|
|
| Досуг для пап и | Коллаж |
|
| дедушек | "Мой папа (дедушка) |
|
| "День защитников | служил в армии" |
|
| Отечества" |
|
|
| Конкурс | Выставка работ, |
|
| "А ну-ка, | выполненных мамами |
| Март | девочки!" | и бабушками |
|
|
| детей |
|
| Работа по | Акция "Посади |
|
| благоустройству | дерево!" |
| Апрель | территории |
|
|
| детского сада |
|
|
| Консультация | Выставка совместных |
|
| "Читаем детям | работ детей и родите- |
|
| о космосе" | лей "Наша планета - |
|
|
| Земля" |
|
| Консультация |
|
|
| "Воспитание |
|
| Май | патриотических |
|
|
| чувств у дошколь- |
|
|
| ников" |
|
|
| Сбор фотографий | Альбом "Наши герои" |
|
| для оформле- |
|
|
| ния альбома |
|
|
| "Наши герои" |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...
«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...
Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...
План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа
План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности
Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...
«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Ч...
Отчет по самообразованию за 2022-2023 уч. год Тема: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Отчёт по самообразованию на тему : "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности" за 2022-2023 учебный год....