Методические рекомендации для работы с авторским пособием "Домашние и дикие животные"
методическая разработка (средняя группа)

Харитонова Евгения Юрьевна

Методические рекомендации для работы с авторским методическим пособием лэпбук "Домашние и дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации249.11 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146» г. Рязани

 

Методические рекомендации

для работы с авторским пособием – Лэпбук

«Домашние и дикие животные»

Воспитатель: Харитонова Е. Ю.

Предисловие

       Экологическое отношение к окружающему миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку увидеть и научиться ценить её. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Природа обогащает ребенка духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Актуальность

       Дети не умеют внимательно, долго наблюдать за животным, делать относительно него какие — либо выводы, обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности отдельно взятого животного. Часто дети имеют неверные представления о причинно - следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни. Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают  дидактические, словесные игры, наглядно - иллюстрированный материал.

        Дидактические игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Словесные игры не требуют наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Словесные игры являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие лэпбук «Домашние и дикие животные» предназначено для детей младшего и среднего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

         Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель: Формировать знания детей о домашних и диких животных.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания детей о диких и домашних животных;

- Формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их названия;

- Расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с новыми животными;

- Помогать  детям, употреблять в речи имена существительные в форме единственного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Развивающие:

- Продолжать расширять и активировать словарный запас детей;

- Развивать: внимание, память, мышление;

- Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

- Воспитывать доброе отношение к диким и домашним животным, желание помочь;

- Продолжать формировать интерес к живой природе;

- Наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда;

- Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Дидактическая игра - лэпбук «Домашние и дикие животные»

      Реализация планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

      В лэпбуке собраны материалы о домашних и диких животных  для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

     В него входит 14 развивающих заданий:

  1. Кармашек с дидактической игрой «Разрезные картинки».
  2. Кармашек с дидактической игрой «Четвертый лишний».
  3. Задание «Помоги животным найти своих детенышей».
  4. Задание «Верю, не верю».
  5. Задание «Покажи без слов»
  6. Раскраски «Животные»
  7. Дидактическая игра «Кто, что ест?»
  8. Дидактическая игра «Найди тень»
  9. Задание «У кого кто?»
  10.  Кармашек «Любимые сказки»
  11.  Задание «Найди животное»
  12.  Кармашек «Загадки»
  13.  Кармашек «День добрых дел»
  14.  Кармашек Мы посадим лес!»

1.Кармашек с дидактической игрой «Разрезные картинки» находиться в левой части вверху и представляет кармашек, в котором лежат части разрезанных картинок домашних и диких животных.

     Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

Ход игры: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых домашних и диких животных. Предлагается сложить картинку из двух частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом.

2.Кармашек с дидактической игрой «Четвертый лишний» находится в левой части лэпбука внизу. В кармашке помещены карточки с изображением домашних и диких животных. На одной карточке изображено четыре животных. Животные подобраны следующим образом: одно дикое животное, три домашних животных; одно домашнее животное, три -  диких.

Цель: совершенствование знаний о диких и домашних животных, развитие словарного запаса, развитие логического мышления, зрительного внимания, умения обобщать, умения дифференцировать диких и домашних животных.

Ход игры: Ребенок внимательно рассматривает животных, изображенных на карточке, и называет их. После чего называет животное, которое, на его взгляд, является лишним, объясняет свой выбор.

3. Кармашек с раскрасками «Животные». Данный раздел находится в центре разворота и представляет раскраски с изображением животных.

     Задачи: формировать представление о внешнем виде домашних и диких животных.

4. Кармашек с дидактической игрой «Кто что ест?». Раздел находится на центральном развороте вверху.

Цель: закрепление первичных представлений о том, какую пищу употребляют домашние и дикие животные.

Ход игры. На подготовительном этапе дидактической игры «Кто, что ест?» воспитатель предлагает детям рассмотреть игровой круг и карточки, рассказать, кого и что они видят. Далее обобщает: на круге - животные, а это их еда.

       Педагог просит воспитанников покормить животных, для этого к каждому животному  на круге необходимо прикрепить соответствующую еду. Игру можно усложнить: прикрепить картинки к секторам круга, но неправильно. Дети должны исправить работу воспитателя, объяснить свои действия.
5. Кармашек с дидактической игрой «Найди тень» находится на центральном развороте внизу.

Цель: формирование зрительной памяти, логического мышление, умения сравнивать и анализировать предмет.

Ход игры: Перед ребенком по очереди выкладываются карточки. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть карточку, назвать животное, которое изображено на карточке. Далее ребенок самостоятельно ищет подходящую тень.

       После того, как ребенок справится с заданием, можно задать дополнительные вопросы: «Это животное дикое или домашнее?», «Какие звуки издает это животное?», «Чем питается это животное?».

6. Кармашек «Любимые сказки» находится на левом развороте. В него входят 8 карточек со сказками: «Рукавичка», «Лиса и журавль», «Курочка Ряба», «Теремок», «Три поросенка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь». На одной стороне карточки изображены герои сказки, на другой стороне текст сказки.

Цель: вспомнить сказки, где главные герои – животные.

Ход занятия. Воспитатель раскладывает карточки на столе иллюстрированной стороной вверх. Дети внимательно рассматривают все карточки, называют животных, изображенных на них. Вспоминают названия сказок. После того, как дети вспомнили названия всех сказок, воспитатель предлагает выбрать одну сказку, которую дети хотели бы послушать. Воспитатель рассказывает сказку.

7. Кармашек с дидактической игрой «Найди животное» находится на левом развороте. На игровом поле изображены домашние и дикие животные. На левой стороне карточки расположен образец - животные, которых нужно найти на игровом поле.

Цель: формирование зрительной памяти, логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

Ход игры. Воспитатель предлагает рассмотреть животных, изображенных на карточке и назвать их. Затем указывает на левую часть игрового поля и объясняет, что это животные, которых необходимо найти. Обращает внимание на то, что животных на игровом поле очень много, а на образце нет.

8. Кармашек с загадками. Раздел находится на левой стороне лэпбука вверху. В кармашке находится 12 загадок на тему «Домашние и дикие животные».

Цель: формировать умение узнавать животное по описание.

Воспитатель раскладывает на столе все загадки. Каждый ребенок выбирает одну загадку, воспитатель ее зачитывает. Ребенок, выбравший загадку, дает ответ. Если ребенок затрудняется дать ответ, другие дети группы подсказывают.

9. Раздел «День Добрых Дел» расположен на правом развороте внизу.

Цель: формирование бережного, ответственного отношения к окружающей природе – растительному и животному миру.

        В кармашке находятся карточки с заданиями. Раз в неделю - в пятницу дети достают одну карточку. Воспитатель зачитывает задание. Дети совместно с родителем или воспитателем должны выполнить задание на выходных. После того, как ребенок выполнил задание, он рассказывает остальным детям, что он сделал на выходных. Задания: покормит птиц в парке, полить цветы в доме, вместе с родителями сделать кормушку для птиц, вместе с родителями собрать мусор у подъезда, покормить бездомных животных и т.д.

10. Раздел «Мы посадим лес».

Цель: формирование ответственного отношения к природе.

Задачи:

Учить создавать композицию из готовых деталей,

Учить сравнивать: большой – маленький,

Закрепить знание о величине, форме, цвете.

Ход занятия: воспитатель проводит беседу о том, что важно беречь природу. Побуждает детей помогать и делать хорошие дела окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, недавно я гуляла в лесу. Сколько там разных деревьев. Но одно дерево мне понравилось больше всего. Показывает картинку с изображением елки. Ребята, вы знаете, как называется это дерево? Все деревья очень полезные. Они очищают наш воздух. А еще на деревьях живут птицы и некоторые животные. На елках растут шишки – это лакомство для белочек. Давайте поможем белочкам и посадим елочки. Воспитатель показывает образец елочки, состоящий из двух треугольников – большого и маленького. Воспитатель спрашивает: «Из каких фигур состоит елочка?», «Какой размер у этих фигур?», «Какой цвет у этих фигур?». Далее дети по образцу выкладывают на плоскости образ елочки. Воспитатель подводит итог: Ребята, вы молодцы, как много елочек посадили. Теперь на них вырастет много-много шишек, и у белочек будет много еды.

11. Задание «Помоги животным найти своих детенышей»

Цель: формирование представлений о домашних животных и их детенышах.

Ход игры: Дети рассматривают картинки с взрослыми животными, называют их. Затем дети вспоминают, как называются их детеныши. Находят детенышей на картинке.

12. Задание «Верю, не верю».

Цель: закрепление представлений о домашних и диких животных.

Ход игры: Каждый ребенок достает одну карточку, на которой написана информация о домашних и диких животных. Воспитатель зачитывает, ребенок говорит: «Верю, не верю». Собака любит малину (не верю), Лиса рыжая (верю), Собака – друг человека (верю), зайцы спят зимой (не верю), волк спит в берлоге (не верю), заяц зимой белый (верю), ежик очень быстрый (не верю) и т.д.

13. Задание «Покажи без слов»

Цель: формирование умения изображать мимикой, жестами характерные особенности животных.

Ход игры: Ребенок выбирает одну карточку с изображением животного. Шепотом говорит воспитателю, какое животное он выбрал. Вместе с воспитателем изображает это животное. Остальные дети внимательно смотрят и называют изображаемое животное.

14.Заданик «У кого кто?»

Цель: упражнять в словообразовании, закреплять названия животных, детенышей.

Ход игры: Воспитатель называет взрослое животное, дети – их детенышей.

У собаки – щенок; у кошки – котенок; у коровы – теленок; у козы – козленок и т.д.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации в родительский уголок .Закрепляем дома тема: "Дикие животные".

Рекомендации для закрепления темы  "Дикие животные"....

Рекомендации для родителей воспитанников для изучения темы «Дикие животные и их детеныши». Первая младшая группа.

Формировать умение детей называть и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных. Воспитывать интерес к п...

Методические рекомендации для работы с авторским пособием "Богатыри"

Методические рекомендации можно использовать в работе с детьми старших групп....

Рекомендации логопеда для родителей по теме "Детеныши диких животных"

Рекомендации для закрепления речевого материала по теме: Детеныши диких животных" для детей старшего возраста...

Методические рекомендации для родителей по закреплению лексической темы «Дикие животные»

Набор дидактических игр и упражнений для проработки лексической темы "Дикие животные". Может быть использовано как педагогами во время занятий в детском саду, так и родителями дома. Предназн...

Рекомендации воспитателям по работе с детьми. Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»

Рекомендации воспитателям по работе с детьми. Лексическая тема «Дикие животные и их детеныши»...

Авторские видео-викторины: "Дикие животные", "Что я знаю о Байкале?"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПодготовила: Карцева Елена Юрьевна,воспитательФедеральный государственный стандарт дошкольного образования призывает нас регулярно пов...