ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья
Представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в рамках Дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sbornika.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МДОУ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕНСИРУЮЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Т.В. Жигалова,
МДОУ «Детский сад №18»
г. Богданович
tatyana.jigalova2016@yandex.ru
Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие их сверстники, имеют способности и стремление к творческой деятельности. Но для развития их требуется дополнительная помощь.
И вот здесь открываются большие возможности дополнительного образования, которое включает в себя разнообразие направлений, обеспечивающих интересы таких детей и предоставляет им возможность реализовать свой потенциал.
Развивая компенсирующие способности, мы создаем условия для успешной адаптации детей в социуме, равные возможности для дальнейшего существования в нем.
Работа по дополнительному образованию детей в нашем дошкольном учреждении направлена на реализацию этой цели через решение целого ряда задач: определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися, с учетом их возраста, возможностей здоровья.
Мы работаем в рамках дополнительного персонифицированного образования, которое обеспечивает:
- участие в дополнительных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, что имеет особое значение применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам;
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ с учетом особенностей ребенка.
Наши воспитанники имеют возможность посещать кружки по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей:
- Физкультурно-оздоровительная направленность:
Кружок «Школа мяча»
Целью занятий по данной программе является расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.
- Социально-педагогическая направленность:
К социально-педагогической направленности в нашем детском саду относится программа «Говорим красиво», которая направлена на коррекцию речевого развития детей и включает индивидуальные занятия с воспитанниками.
Результатом работы по программе стали призовые места в районных и областных конкурсах для детей, имеющих отклонения в речевом развитии.
В это же направление входит программа «Песочная страна чудес», которая направлена предупреждение возможных недостатков развития . Занятия по программе включают упражнения на развитие мелкой моторики, познавательных психических процессов, в частности развития речи детей. Преимущество данной программы в том, что она разработана на младший дошкольный возраст, когда, как правило, логопедами еще не проводится работа с детьми такого возраста.
В рамках дополнительного образования большое внимание уделяем «Детской журналистике», ведь работа по сбору журналистских материалов невозможна без взаимодействия с людьми, без расширения социальных контактов.
Журналистика побуждает ребят с ограниченными возможностями здоровья выходить за рамки привычного окружения. Юные корреспонденты учатся общаться, собирать информацию, анализировать и выбирать самое важное.
Реализуется совместный проект нашего детского сада и радио «Клен-ФМ». Ежемесячно наши ребята готовят и записывают радио-выпуски на различные темы, которые затем транслируются в Свердловской области и за ее пределами. Так же, в нашем детском саду, существует собственная радиоточка. Так в одной из рубрик под названием «Детский микрофон» дети с ОВЗ наравне с остальными имеют возможность делиться своими новостями, высказывать свои мысли.
В результате систематической работы по данному направлению мы видим что наши дети становятся более раскрепощенными, уверенными в себе. Дети овладевают диалогической и монологической речью.
- Научно-техническая направленность:
Научно- техническая направленность реализуется через программы «Роботенок» и « Лего- умная игра».
Во время сборки моделей включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение «ЛЕГО»-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Работа по данной программе включает в себя и успешное участие детей с ограниченными возможностями здоровья в конкурсах, семинарах, конференциях технической направленности.
- Художественно - эстетическая направленность реализуется
через программу дополнительного образования «Серебристый голосок». Программа является оригинальной и интересной для детей, которая помогает детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья получить опыт победы и успешности. Призовые места в музыкальных конкурсах доказывают успешность реализации данной программы
Ребята могут себя попробовать во всех видах творческой деятельности без ограничения, главное желание и интерес.
Адаптация к данным программам у детей облегчается за счет использования индивидуально-личностного подхода и технологий личностно-ориентированного характера.
В системе дополнительного образования нами используются формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья такие как:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
4) детские научно-практические конференции и семинары.
Особенностью программ дополнительного образования реализуемых в нашем детском саду является то, что родители могут быть включены в систему сопровождения как активные ее участники через совместные творческие занятия, проекты.
Использование ресурса дополнительного образования в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, в нашем ДОУ, направлено на помощь ребенку легко войти в социум, успешно продвинуться в условиях дифференцированного образования, реализоваться в нынешней и будущей жизни.
Татьяна Владимировна Жигалова, педагог дополнительного образования, МДОУ «Детский сад №18», г. Богданович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....
Развитие интеллектуальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством дидактических игр
В дошкольном возрасте происходит общее развитие ребёнка и закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. Определенное направление развития полу...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир...
Индивидуализация образования в процессе логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается вопрос индивидуализации образовательного процесса в логопедической работе с учетом требований ФГОС. Раскрыта структура и этапы построения индивидуального образовательного марш...
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация для родителей...
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерант...
"Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"
В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...