«Использование инновационных методик песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»
статья
«Самая лучшая игрушка для детей — куча песка»
К.Д. Ушинский.
Современные дети живут в условиях многочисленных ограничений. Взрослые решают, что можно их ребенку, а что нельзя. Это необходимо для развития личности ребенка, для социальной жизни, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Это приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются и быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те эмоции и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невозможность открыть свой внутренний мир, может стать причиной психосоматических заболеваний, привести к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Самой естественной формой выразить свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты для детей дошкольного возраста является игра. Особая роль в этом может быть предоставлена волшебнице-песочнице. Песочница является маленькой моделью окружающего мира , местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждый раз ребенок создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние маленького человечка.
Песочная терапия известна с 20-х годов прошлого века, благодаря научным работам известных психотерапевтов А. Фрейда и Э. Эриксона.
В нашем ДОУ песочная терапия, как инновационная методика коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, используется с 2019 года. Работа ведется по адаптированной программе А. А. Токарева «Волшебный песок».
Основная цель реализуемой программы – создание условий для коррекции эмоциональной сферы воспитанников с РАС посредством использования песочной терапии.
Основные задачи коррекционной работы в рамках программы:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей с РАС: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей с РАС: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей с РАС: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС проводится индивидуально, 3 раза в неделю.
Песочная терапия это:
- способ расслабиться,
- погрузится в приятное текучее состояние спокойного творчества,
- соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.
- песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять внутреннее напряжение,
- развить возможности ребенка занимательно и весело.
Песок удобен в работе, потому что:
- это один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости.
- это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения.
Занятия проводятся на специальном световом столе.
Способы использования песка:
1) Игры и игровые упражнения в песочнице, которые имеют большое значение для развития и коррекции психо-эмоционального здоровья ребенка.
2) Игры и лепка кинетическим песком, Кинетический песок - «живой песок», представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный и рассыпчатый, отлично лепится, никогда не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам, развивает фантазию и творческое воображение, не боится воды.
3) Изобразительная деятельность детей - метод рисования песком. Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. Рисование песком даёт возможность трансформации. Рисуя под музыку, задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы. Техника рисования помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, дает новые ощущения. Успокаивает и расслабляет.
4) Создание игровых ситуаций при помощи мелких игрушек и предметов.
Развивает фантазию и мелкую моторику, развивает речь. Развивает творческий потенциал. Способствует развитию интереса и приобщению к деятельности,
Все занятия имеют общую структуру: Вводная часть (настраиваем детей на работу) — Основная часть (упражнения и игры) — Завершающая часть (подведение итогов, рефлексия).
Рабочая программа включает в себя групповые консультации для педагогов и родителей по теме «Игры с песком и водой для детей с РАС». Для родителей также предлагаются буклеты о возможностях игры с песком и водой в домашних условиях.
Реализация всех мероприятий, предусмотренных программой позволяет:
1) Стабилизировать положительную динамику состояния эмоциональной сферы детей с РАС.
2) Развить коммуникативную сферы воспитанников с РАС.
3)Способствовать развитию творческих способностей детей с РАС.
Литература:
1. Гребенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - Спб.: Речь, 2005.
3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007.
4. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_ras_statya_zavadskaya_yu.n.odt | 12.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование инновационных методик песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»
Автор: Завадская
Юлия Николаевна
Педагог-психолог
МБДОУ№54 г. Южно-Сахалинск
Адрес: проспект Мира, 195А
Телефон:43-27-60
e-mail: julifi@yandex.ru
«Самая лучшая игрушка для детей — куча песка»
К.Д. Ушинский.
Современные дети живут в условиях многочисленных ограничений. Взрослые решают, что можно их ребенку, а что нельзя. Это необходимо для развития личности ребенка, для социальной жизни, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Это приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что чудеса случаются и быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те эмоции и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невозможность открыть свой внутренний мир, может стать причиной психосоматических заболеваний, привести к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Самой естественной формой выразить свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты для детей дошкольного возраста является игра. Особая роль в этом может быть предоставлена волшебнице-песочнице. Песочница является маленькой моделью окружающего мира , местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждый раз ребенок создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый, благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние маленького человечка.
Песочная терапия известна с 20-х годов прошлого века, благодаря научным работам известных психотерапевтов А. Фрейда и Э. Эриксона.
В нашем ДОУ песочная терапия, как инновационная методика коррекции эмоциональной сферы детей с РАС, используется с 2019 года. Работа ведется по адаптированной программе А. А. Токарева «Волшебный песок».
Основная цель реализуемой программы – создание условий для коррекции эмоциональной сферы воспитанников с РАС посредством использования песочной терапии.
Основные задачи коррекционной работы в рамках программы:
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей с РАС: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.
2. Развитие коммуникативной сферы детей с РАС: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики детей с РАС: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС проводится индивидуально, 3 раза в неделю.
Песочная терапия это:
- способ расслабиться,
- погрузится в приятное текучее состояние спокойного творчества,
- соприкосновение с природной материей снимает стресс, напряжение, страхи.
- песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять внутреннее напряжение,
- развить возможности ребенка занимательно и весело.
Песок удобен в работе, потому что:
- это один из первых материалов, который ребёнок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости.
- это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения.
Занятия проводятся на специальном световом столе.
Способы использования песка:
1) Игры и игровые упражнения в песочнице, которые имеют большое значение для развития и коррекции психо-эмоционального здоровья ребенка.
2) Игры и лепка кинетическим песком, Кинетический песок - «живой песок», представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный и рассыпчатый, отлично лепится, никогда не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам, развивает фантазию и творческое воображение, не боится воды.
3) Изобразительная деятельность детей - метод рисования песком. Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. Рисование песком даёт возможность трансформации. Рисуя под музыку, задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы. Техника рисования помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей. Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, дает новые ощущения. Успокаивает и расслабляет.
4) Создание игровых ситуаций при помощи мелких игрушек и предметов.
Развивает фантазию и мелкую моторику, развивает речь. Развивает творческий потенциал. Способствует развитию интереса и приобщению к деятельности,
Все занятия имеют общую структуру: Вводная часть (настраиваем детей на работу) — Основная часть (упражнения и игры) — Завершающая часть (подведение итогов, рефлексия).
Рабочая программа включает в себя групповые консультации для педагогов и родителей по теме «Игры с песком и водой для детей с РАС». Для родителей также предлагаются буклеты о возможностях игры с песком и водой в домашних условиях.
Реализация всех мероприятий, предусмотренных программой позволяет:
1) Стабилизировать положительную динамику состояния эмоциональной сферы детей с РАС.
2) Развить коммуникативную сферы воспитанников с РАС.
3)Способствовать развитию творческих способностей детей с РАС.
Литература:
1. Гребенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. - Спб.: Речь, 2005.
3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007.
4. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Песочная терапия - как средство коррекции эмоциональной сферы младших дошкольников.
Коррекционная педагогика...
Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"
Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...
Мастер –класс на тему «Песочная терапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, детей «группы риска»
Мастер-класс для педагогов...
«Использование песочной терапии, в процессе коррекции эмоциональной сферы детей с РАС»
Игры и упражнения применяющиеся для коррекции эмоциональной сферы детей с РАС...
"Песочная терапия -как метод коррекции эмоциональной сферы детей"
Песочная терапия - как метод коррекции эмоциональной сферы детей»Цель: Познакомить педагогов с техниками работы с песком и методом песочной терапии.Возможность использовать песочницу не только п...
Мастер-класс для педагогов: Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений
Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений Тема нашего выступления «Использование песочной терапии, как средство коррекции речевых нарушений»....
развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, сгладить проявл
Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии....