Интегрированное занятие в подготовительной группе «История русского самовара».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Богатая Ирина Николаевна

Данное занятие будет интересно воспитателям, музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ira_integrirovannoe_zanyatie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в подготовительной группе

«История  русского самовара».

Педагог организатор Богатая И.Н.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое.

Длительность: 30 минут.

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;

- Закрепить знание об истории возникновения самовара;

- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.

Развивающие:

- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.

- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).

- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Возраст: 6-7лет

Форма организации: групповое

Предварительная работа:

- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.

- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.

Оборудование:

Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры, физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение, процесс чаепития у самовара.

Программное содержание:

1.        Организационный момент

(Дети входят в зал, их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь по-удобнее.

Сюрпризный момент: В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: - Это самовар.

Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).

Дидактическая игра «Что есть у самовара»

Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься).

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара

(четыре ножки).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

2.        Основная часть

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)

Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)

Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными(Слайд 4).

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.(Слайд 5, 6)

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)

ХОЗЯЙКА:

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был, днем иль ночью

Словно дома рядом с ним.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая

Друг веселью, сказке брат.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

Самовар блестит кипя,

И чаек в нем пенится

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженице.

Самовар, самовар

Золотая ножка

Я посеяла горох

Выросла картошка.

ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Песня о чаепитии.

Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)

Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)

Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?

Дети: - Чай пить – до ста лет жить.

- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

- Где есть чай, там под елью рай.

Театрализованная игра «Самовар».

Цель: развивать силу голоса, имитационные движения, импровизацию.

ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал (сахар) (Слайд 12)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода (самовар) (Слайд 14)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон) (Слайд 17)

ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Баранки жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Ребята, приглашаю всех к столу!!!

Танец с самоваром.

Хозяйка : Чайку попили, пора и поработать. Давайте мы с вами превратимся в  мастеров  и украсим наши самовары.

3.        Рефлексия.

Подведение итогов

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Где родина самовара?

- Как на Руси пили чай?

Ответы детей.

ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Интегрированное занятие в подготовительной группе. Занятие объединяет в себе следующие области: Познавательное развитие Развитие речи Социально коммуникативное развитие Физическое развитие

интегрированное занятие в подготовительной группе, задачами которого являются:1)-совершенствовать навыки счета в пределах 10-решать задачи на сложение, пользоваться арифметическими знаками-вычленять в...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...