Интегрированное занятие в подготовительной группе «История русского самовара».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данное занятие будет интересно воспитателям, музыкальным руководителям и педагогам дополнительного образования детских садов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira_integrirovannoe_zanyatie.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной группе
«История русского самовара».
Педагог организатор Богатая И.Н.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательно-речевое, художественно – эстетическое.
Длительность: 30 минут.
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
- Закрепить знание об истории возникновения самовара;
- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Возраст: 6-7лет
Форма организации: групповое
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.
Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).
Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.
Методы:
словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций на слайдах.
практические – дидактические игры, физкультминутка.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,
поощрение, процесс чаепития у самовара.
Программное содержание:
1. Организационный момент
(Дети входят в зал, их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь по-удобнее.
Сюрпризный момент: В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Хозяйка: Да. Это самовар (дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Что есть у самовара»
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься).
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
2. Основная часть
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)
Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными(Слайд 4).
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.(Слайд 5, 6)
В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)
ХОЗЯЙКА:
Самовар гудит и топчет
Топку в небо белый дым.
Где ты ни был, днем иль ночью
Словно дома рядом с ним.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар - душа живая
Друг веселью, сказке брат.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар блестит кипя,
И чаек в нем пенится
Погляди-ка на себя
Ну, и отраженице.
Самовар, самовар
Золотая ножка
Я посеяла горох
Выросла картошка.
ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Песня о чаепитии.
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)
Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.
Театрализованная игра «Самовар».
Цель: развивать силу голоса, имитационные движения, импровизацию.
ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар) (Слайд 12)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода (самовар) (Слайд 14)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон) (Слайд 17)
ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Ребята, приглашаю всех к столу!!!
Танец с самоваром.
Хозяйка : Чайку попили, пора и поработать. Давайте мы с вами превратимся в мастеров и украсим наши самовары.
3. Рефлексия.
Подведение итогов
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
– Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия с детьми. «Лети, лети лепесток!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».
Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....
Интегрированное занятие в подготовительной группе. Занятие объединяет в себе следующие области: Познавательное развитие Развитие речи Социально коммуникативное развитие Физическое развитие
интегрированное занятие в подготовительной группе, задачами которого являются:1)-совершенствовать навыки счета в пределах 10-решать задачи на сложение, пользоваться арифметическими знаками-вычленять в...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»
Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...