МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ ДОУ
методическая разработка
Адаптация – это приспособление строения и функций организма к новым условиям среды. Элементы адаптации: физиологическая, психологическая и социальная или личностная (когда у ребенка появляется желание и умение принять новую роль). Многие зарубежные исследователи называют эти изменения «адаптационной болезнью», «адаптационным шоком, стрессом». Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), расстройства стула, обострения кожных высыпаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detskogo_organizma_k_usloviyam_dou.docx | 68.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
Тема: АДАПТАЦИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Выполнила:
преподаватель профессиональных дисциплин, воспитатель,
Доржиева Саглар Владимировна
г. Надым 2021г.
План
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ.
Группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода.
Понятие о дезадаптации и ее причины.
Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ.
Контроль состояния здоровья детей в период адаптации.
Особенности адаптации детей к условиям ДОУ
Поступление ребенка в детский сад – это принципиально новый этап в жизни дошкольника. Появляются новые обязанности, меняется круг общения, режим дня.
Адаптация – это приспособление строения и функций организма к новым условиям среды. Элементы адаптации: физиологическая, психологическая и социальная или личностная (когда у ребенка появляется желание и умение принять новую роль). Многие зарубежные исследователи называют эти изменения «адаптационной болезнью», «адаптационным шоком, стрессом». Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретенных ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна. В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. У часто болеющих детей и у детей с пограничными состояниями период адаптации может сопровождаться проявлениями расстройств в виде энуреза (ночное недержание мочи), энкопреза (недержание кала), расстройства стула, обострения кожных высыпаний.
Степень выраженности указанных выше отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей.
Данные вносятся в лист адаптации воспитателем группы, а контролируются врачом и педагогом для дачи соответствующих назначений. При положительной оценке всех параметров эмоционального состояния и поведения в течение 3-5 дней период острой адаптации считается законченным и ребенку можно проводить необходимые оздоровительные и реабилитационные мероприятия. Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком — особенно ласковым. Адаптация считается завершенной, если восстановлено все, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми. Научные исследования доказали, что можно облегчить трудности адаптации, если придерживаться определенных правил подготовки ребенка и ведения его в период адаптации.
Таблица 1.
Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей
к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей (I и II группы здоровья)
№ п/п | Мероприятия и рекомендации | Семья | Детский сад |
1 | Режим | Возрастной, максимально приближен к детскому саду | Укороченное время пребывания в детском саду |
2 | Питание | Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды | Сохранение привычного способа питания в период адаптации. Не кормить насильно |
3 | Гимнастика и массаж | По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа | Занятия по возрасту. Специальный комплекс дома |
4 | Закаливание | Закаливание по любой методике (I или II группа) | Закаливание по III группе в учреждении. Теплые гидропроцедуры дома |
5 | Воспитательные воздействия | Занятия по возрасту, особое внимание уделить умению занять себя | Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка |
6 | Профилактические прививки | По календарю. Не позднее чем за месяц до поступления | Не раньше окончания адаптации |
7 | Профилактика фоновых состояний | По рекомендации врача | По рекомендации врача |
8 | Диспансеризация | Врачебное наблюдение по возрасту. При необходимости — консультация педагога | При необходимости — консультация врача-педиатра и других специалистов |
9 | Анализы | Анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и кишечную группу | По календарю. Не желательны никакие травматические процедуры до конца адаптации |
10 | Врачебные назначения | Здоровым детям никакие лечебные мероприятия не показаны | Фитопрепараты: шиповник, зверобой, шалфей, пустырник. Комплекс витаминов, массаж и др. |
Таблица 2.
Общие рекомендации на период адаптации и подготовки
к поступлению в детский сад для детей с отклонениями в состоянии здоровья
(II Б и III группы здоровья)
п/п | Мероприятия и рекомендации | Семья (подготовка) | Детский сад (адаптация) |
1 | Режим | Возрастной, максимально приближен к детскому саду. При наличии выраженных отклонений решается возможность пребывания в детском саду | Максимально укороченное пребывание. Сохранение всех дополнительных воздействий при укладывании на сон и осуществление других режимных процессов |
2 | Питание | То же, что и по режиму | Максимальное сохранение привычного способа питания в период адаптации. Можно привлекать родителей к процессу кормления |
3 | Закаливание | Специальные процедуры для II и III групп | Специальные закаливающие процедуры для III группы (у некоторых — теплые гидропроцедуры) |
4 | Гимнастика и массаж | По возрасту, учитывая назначения специалистов. (Обучение родителей) | При отсутствии специальных противопоказаний — по возрасту |
5 | Воспитательные воздействия | Организация бодрствования в соответствии с возрастом, особенностями состояния здоровья | Максимальное сохранение всех привычек. Очень постепенное привлечение ко всем занятиям с учетом реакции ребенка. Период адаптации облегчается, если ребенок имеет возможность общаться с ранее знакомыми ему детьми (играли вместе раньше, живут в одном подъезде и т. п.) |
Другие рекомендации даются специалистами в зависимости от особенностей течения заболевания у каждого ребенка. Следует учить ребенка преодолевать отрицательные эмоции, воспитывать у него волевые качества и самоорганизованность, упорство в достижении цели, самостоятельность и чувство сопричастности к жизни и работе других людей. Трудовое, психогигиеническое, эстетическое воспитание – одна из необходимых сторон укрепления нервной системы, которая дает возможность объективно оценить обстановку, снижает вероятность возникновения ситуаций, ведущих к появлению отрицательных эмоций и дистрессу.
2. Контроль состояния здоровья детей в период адаптации
Первичная диагностика – это подготовительная работа по сбору информации о ребенке, его семье, уровне его подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка (что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, какие методы поощрения и наказания приемлемы) – анкеты для родителей; карта наблюдения за ребенком в естественной ситуации; индивидуальный лист адаптации, где оценивается психоэмоциональное состояние ребенка. Цель: выявить семьи воспитанников с повышенной тревожностью; грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями (информация и рекомендация).
Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие адаптационных проблем.
Контрольная диагностика (повторное анкетирование родителей; оценка адаптационного периода каждого ребенка и заключение).
По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
3. Группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода
Группы детей в зависимости от продолжительности адаптации.
Адаптируются в течение первых двух месяцев. Таких детей большинство. Они быстро осваиваются, вливаются в коллектив, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны.
Адаптируются до 6 месяцев. У детей этой группы возникают трудности в общении, в усвоении учебной программы. Дети игнорируют замечания, часто плачут, обижаются.
Адаптируются до года. У этих детей проявляются негативные формы поведения, отрицательные эмоции, имеются существенные трудности в усвоении программы.
Не адаптируются вообще (таких детей единицы).
Этапы адаптации
Ориентировочный этап («физиологическая буря», стадия мобилизации) длится 2-3 недели – на комплекс новых воздействий организм отвечает бурной реакцией и значительным перенапряжением практически всех систем организма. в ответ на действие стрессора возникает тревога. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам.
Неустойчивое приспособление (стадия сопротивления) – ещё две недели организм ищет и находит оптимальные варианты реакции на посторонние воздействия. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.
Относительно устойчивое приспособление – на 5-6 неделе адаптационного периода организма более-менее адекватно реагирует на нагрузку, требует меньшего напряжения всех систем. Необходимо помнить, что одновременно наступает Стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии и создает такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает и возможно возникновение различных заболеваний. Таким образом, люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья.
Следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого ребенка индивидуальны и зависят от состояния здоровья, индивидуальных характеристик (способности, особенности эмоциональной сферы, темперамента и т.д.), методов воспитания, культурного и материального уровня семьи и т.д.
4. Понятие о дезадаптации и ее причины
Обратной стороной адаптации ребенка к условиям ДОУ является проблема дезадаптации. Виды проявления дезадаптации
Реакция активного протеста: враждебность, непослушание, нарушения дисциплины, ссоры со сверстниками, вспышки раздражения, гнева.
Реакция пассивного протеста: пассивность, стремление к уединению, отсутствие интереса к общественной деятельности, подавленное настроение, страх, исполнение требований без осмысливания.
Реакция тревожности и неуверенности в себе: пассивность, внутренняя напряженность, скованность, робость, застенчивость, нежелание вступать в контакт, тревожность. Ребенок часто плачет, краснеет, теряется. Возможны тики, заикание, ночное недержание мочи. Учащаются головные боли, тошнота, чувство усталости.
Стресс – это не что-то происходящее с человеком, а то, как человек реагирует на происходящее. Стрессовый фактор или стрессор - это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров, например: перемены в жизни (каникулы, брак, развод, новая работа, те. То, что мы можем назвать адаптацией); эмоциональный конфликт; любая сильная эмоция; страх, усталость, физическая травма, операция, резкие изменения температуры, шум, скученность, болезнетворные агенты, заболевания. Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.
Дистресс - это стресс, оказывающий вредное воздействие. Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать. Стресс также становится дистрессом, если ведет к заболеванию. Многие люди, не научившиеся эффективно управлять своей психикой, долгие годы живут в состоянии сильного стресса.
5. Организация жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ
Готовить ребенка к посещению ДОУ необходимо заранее (не менее чем за год до поступления). Подготовительные мероприятия предусматривают:
- комплексное медико-психолого-логопедическое обследование
- проведение лабораторных исследований (УЗИ органов брюшной полости и почек, ЭКГ, анализы крови и мочи; при необходимости эхоэнцефалография, исследование иммунного статуса, анализ кала и т.д.)
- детям с поражением ЦНС необходима консультация невролога о необходимости лекарственной поддержки в период привыкания к ДОУ
- часто болеющим – прием препаратов, повышающих иммунитет
- комплексные оздоровительно-реабилитационные воздействия, направленные на повышение иммунитета, коррекцию выявленных отклонений в состоянии здоровья и развития, уменьшение тяжести адаптационного синдрома
- за 4-6 месяцев до поступления в ДОУ посетить с ребенком детский сад, ознакомиться с режимными моментами и требованиями, получить квалифицированные рекомендации по воспитанию и оздоровлению малыша в период подготовки и привыкания к ДОУ
Мероприятия, направленные на уменьшение контакта с возбудителями инфекций:
- обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе
- сократить время пребывания в ДОУ
- полоскать или орошать зев 2-3 раза в день теплой кипяченой, слегка подсоленной водой, настоями бактерицидных или противовоспалительных трав
- делать частую влажную уборку помещений
Мероприятия, оказывающие антистрессовое воздействие:
- укороченное время пребывания ребенка в ДУ (возможно, вместе с одним из родителей); время пребывания в группе увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день
- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ)
- использование музыкальных занятий в качестве фактора, улучшающего эмоциональное состояние и самочувствие ребенка
- ежедневные водные процедуры (температура воды 36-37), возможно использование настоев трав (ромашка, мята, валериана и т.д.) в ваннах и внутрь
- общий расслабляющий массаж
- спокойная доброжелательная атмосфера в семье
- исключение насильственное кормление, принуждение, травмирующие процедуры
Мероприятия, направленные на повышение иммунитета:
- точечный массаж
- фиточаи с иммуностимулирующим действием
- витаминотерапия
Контрольные вопросы
- Дайте понятие адаптации детей к условиям ДОУ.
- Какие выделяют группы детей в зависимости от сроков адаптационного периода?
- Дайте понятие дезадаптации и назовите ее причины.
- Каковы особенности организации жизнедеятельности детей в период адаптации к ДОУ?
- Каковы методы контроля состояния здоровья детей в период адаптации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Двигательная активность, как фактор формирования полноценного развития детского организма в условиях ДУ»
Задачи: •Воспитать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни. •Создать условия для удовлетворения биологической потребности ребёнка в движении. •Выявить интересы...
Рациональное питание дошкольников - основа правильного функционирования детского организма
Питание детей дошкольного возраста должно быть правильным и качественным. Неправильное питание может привести к серьёзным последствиям в бкдущем....
«Актуальность воспитательно-образовательного потенциала семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
. Главными воспитателями своих детей являются родители. Цель работы ДОУ с семьей: создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образов...
Статья на тему: «Воспитательно-образовательный потенциал семьи как основа благоприятной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада»
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных зад...
Лекции «Медико биологические и социальные основы здоровья»
Лекции по предмету «Медикобиологическиеи социальные основыздоровья»...
Опыт работы «Двигательная активность, как фактор формирования полноценного развития детского организма в условиях ДОУ"
Опыт работы «Двигательная активность, как фактор формирования полноценного развития детского организма в условиях ДОУ"...