Кружковая работа, планирование
методическая разработка (средняя группа)
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковая работа) для детей среднего дошкольного возраста на 2021 – 2022 учебный год «Улыбка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulybka.docx | 61.86 КБ |
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Центр развития ребенка – детский сад № 38»
Принята На заседании педагогического совета БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» Протокол № ______ От «_____» _____________ 20_____г | Утверждаю Заведующий БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 38» ________________Михайлина О. П. Приказ № _______от «_____» _______________ 20_____г. . |
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковая работа)
для детей среднего дошкольного возраста
на 2021 – 2022 учебный год
«Улыбка»
Составила
педагог-психолог Федораева О. И.
Омск, 2021
Пояснительная записка.
Дети проводят в ДОУ значительную часть дня, сохранение и укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.
Индивидуальный подход к ребенку, использование современных программ и технологий, создание безопасной среды – условия сохранения и укрепления здоровья детей.
Такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической, психопрофилактической работы с детьми.
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, выделяют следующие положения: основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды развития.
Рассматривая проблему комплексного обеспечения психологического здоровья, очень перспективным является подход опережающего психопрофилактического сопровождения жизнедеятельности детей, обеспечивающий сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.
Психопрофилактическое воздействие может быть направлено на: профилактику функциональной недостаточности (внимания, памяти); личностно-эмоциональные, коммуникативные, поведенческие реакции; возрастную компетентность; произвольную регуляцию с задачами адаптации к ДОУ; стабилизацию эмоционально-личностных состояний; регуляцию психомоторных функций.
Профилактика психических нарушений осуществляется коллективными усилиями воспитателей и педагога-психолога в форме совместной деятельности, а именно, через кружковую работу. При проведении данных занятий (встреч) используются разнообразные варианты психолого-педагогического воздействия через речь, музыку, игры.
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Задачи:
- повышение психоэмоциональной устойчивости;
- стабилизация и структурирование психического развития детей дошкольного возраста;
- развитие активности, работоспособности, саморегуляции;
- формирование базовых качеств интеллектуальной продуктивности;
- формирование у детей адекватной Я-концепции, осознанной мотивации своих действий, снижение агрессивной, возбудительной тенденции в поведении.
Ожидаемые результаты работы.
- развитие мелкой моторики рук и координации движений;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- появление навыков сотрудничества;
- развитие у детей ВПФ;
- умение подчиняться правилам игры, согласовывать свои действия с действиями других детей;
- снижение агрессивности.
Количество занятий – 1 раз в неделю
Продолжительность занятия - 20 минут
Количество раз в месяц - 4 занятия
Количество детей – вся группа
Возраст детей – 4 – 5 лет
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первой половине дня 11:50 - 12:15.
Срок реализации программы – 1 год.
Основные принципы проведения игровых встреч:
- Принцип свободного участия.
- Принцип взаимного уважения.
- Принцип осознанности.
- Принцип рефлексии.
Результаты освоения программы: диагностическое сопровождение программы состоит их двух этапов: вводный и итоговый скрининг.
I этап (вводный): специалистами ДОУ (психологом, воспитателем, музыкальным руководителем и др.) проводится интегрированный скрининг с целью выявления детей, нуждающихся в профилактических занятиях.
II этап (итоговый): на основе результатов скрининга проводится анализ эффективности профилактической работы с детьми.
Проводится наблюдение за активностью ребенка в игре, в предметной деятельности, в физических упражнениях, в свободном поведении.
Шкала оценки:
- часто – 3 балла;
- редко – 2 балла;
- очень редко – 1 балл;
- не проявляется – 0 баллов.
Интерпретация результатов:
0-4 балла: ребенок нуждается в психологическом сопровождении, в форме коррекционно-развивающих занятий;
5-8 баллов: ребенок нуждается в психологическом сопровождении, в форме психопрофилактических и развивающих занятий;
8-12 баллов: ребенок нуждается в психологическом сопровождении, в форме психопрофилактических занятий.
Сводная таблица
Экспертная педагогическая оценка, дата _____________, группа средняя № ___
№ | Фамилия, имя ребенка | В игре | В предметной деятельности | В физических упражнениях | В свободном поведении | Общее кол-во баллов |
Сводная таблица
Экспертная педагогическая оценка, дата _____________, группа средняя № ___
№ | Фамилия, имя ребенка | В игре | В предметной деятельности | В физических упражнениях | В свободном поведении | Общее кол-во баллов |
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Цель | Вспомогательные материалы | Ход встречи |
Сентябрь | Встреча 1. «Солнышко и тучка» |
| Музыкальное сопровождение, заготовки разноцветных солнышек, разрезанных на две половинки (по количеству детей в группе), разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Сентябрь | Встреча 2. «Мишка и зайчишка» |
| Музыкальное сопровождение, мягкие игрушки: заяц, мишка; разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Сентябрь | Встреча 3. «Веселые лягушата» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Сентябрь | Встреча 4. «Божья коровка» |
| Музыкальное сопровождение, цифровые пазлы «божья коровка» (от 1 до 5), разноцветный шарфики, мешочки. |
|
Октябрь | Встреча 5. «Мы гуляли по дорожке» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, кубики, обручи, стаканчики. |
|
Октябрь | Встреча 6. «Мяу-мяу, я кис-кис» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, мягкие игрушки: котята; мяч, стаканчики. |
|
Октябрь | Встреча 7. «Колобок» |
| Музыкальное сопровождение, мяч, разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Октябрь | Встреча 8. «В гостях у курочки» |
| Музыкальное сопровождение, пластмассовые шарики желтого и зеленого цветов, две корзинки, разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Ноябрь | Встреча 9. «Музыканты» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, мешочки. |
|
Ноябрь | Встреча 10. «Слоненок Шуша и его семья» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, семья слонов (картонные заготовки), мешочки. |
|
Ноябрь | Встреча 11. «Хрюшка Нюша» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, мешочки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Хрюшка Нюша умывается» [7, с. 40]. 3. Игра «Хвостик, ушки, пятачок» [7, с. 41]. 4. Музыкальная импровизация с шарфиками «Осень». 5. Упражнение «Веселые поросята» [7, с.41]. 6. Музыкальная игра-забава с мешочками [2]. 7. Игра «Вот такие!» [6, с. 5]. 8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Ноябрь | Встреча 12. «Мячик» |
| Музыкальное сопровождение, разноцветные шарфики, мешочки, мячики разных размеров (большой, средний, маленький), кубы или воротца. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Гусь и мячик» [7, с. 42]. 3. Игра «Прокати мяч» [7, с. 43]. 4. Музыкальная импровизация с шарфиками «Осень». 5. Игра «Танец мячиков» [7, с.43]. 6. Музыкальная игра-забава с мешочками [2]. 7. Игра «Вот такие!» [6, с. 5]. 8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Декабрь | Встреча 13. «Букашка по имени Степашка» |
| Музыкальное сопровождение, новогодние шапки-колпаки, различные предметы бижутерии и галантереи, газеты или бумага (А4). | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Букашка и ромашка» [7, с. 44]. 3. Игра «Жужа» [7, с. 45]. 4. Музыкальная игра-забава с газетами [2а]. 5. Игра «Одеваемся на праздник» [7, с.45]. 6. Музыкальная импровизация с новогодними шапками-колпаками «Здравствуй, Дедушка Мороз!» 7. Игра «Капелька, льдинка, снежинка» [8, с. 12]. 8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Декабрь | Встреча 14. «Прыг-скок команда» |
| Музыкальное сопровождение, мячики, тематические игрушки, газеты или бумага (А4), новогодние шапки-колпаки. |
|
Декабрь | Встреча 15. «Кастрюля-чистюля и ее друзья» |
| Музыкальное сопровождение, газеты или бумага (А4), новогодние шапки-колпаки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Варим суп» [7, с. 49]. 3. Игра «В гостях у кастрюли» [7, с. 50]. 4. Музыкальная игра-забава с газетами [2а]. 4. Игра «Фруктово-овощная игра» [7, с.50]. 5. Музыкальная импровизация с новогодними шапками-колпаками «Здравствуй, Дедушка Мороз!». 6. Игра «Капелька, льдинка, снежинка» [8, с. 12]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Январь | Встреча 16. «Лисичка на прогулке» |
| Музыкальное сопровождение, ленточки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Лисичка и лисята» [7, с. 51]. 3. Игра «Дорожка для лисички» [7, с. 52]. 4. Игра «Лисята и зайчата» [7, с.52]. 5. Музыкальная игра-забава с ленточками [2]. 6. Игра «Капелька, льдинка, снежинка» [8, с. 12]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Январь | Встреча 17. «Помогу маме» |
| Музыкальное сопровождение, ленточки, прищепки, игрушки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Стирка» [7, с. 53]. 3. Игра «Уборка» [7, с. 54]. 4. Игра «Песенка для мамы» [7, с. 54]. 5. Музыкальная игра-забава с ленточками [2]. 6. Игра «Капелька, льдинка, снежинка» [8, с.12]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Январь | Встреча 18. «Пирожки и плюшки» |
| Музыкальное сопровождение, ленточки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Печем пирог» [7, с. 55]. 3. Игра «Пирожки и плюшки» [7, с. 56]. 4. Игра «Пирожки на зарядке» [7, с.56]. 5. Музыкальная игра-забава с ленточками [2]. 6. Игра «Капелька, льдинка, снежинка» [8, с. 12]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Февраль | Встреча 19. «Мышонок и его друзья» |
| Музыкальное сопровождение, мяч, мешочки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Подарки для мышонка» [7, с. 57]. 3. Игра «Мышонок-барабанщик» [7, с. 57]. 4. Игра «Мышки-шалунишки» [7, с.58]. 5. Музыкальная игра-забава с мешочками [2]. 6. Игра «Я очень хороший» [8, с. 14]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Февраль | Встреча 20. «Рыбка» |
| Музыкальное сопровождение, мешочки, ленты для взрослых, ленточки для детей. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Упражнение «Рыбка» [7, с. 59]. 3. Игра «Помоги маме-рыбке отыскать своих деток» [7, с. 60]. 4. Игра «Плавают рыбки» [7, с.60]. 5. Музыкальная игра-забава с мешочками [2]. 6. Игра «Я очень хороший» [8, с. 14]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Февраль | Встреча 21. |
| Музыкальное сопровождение, мешочки. |
|
Февраль | Встреча 22. |
| Музыкальное сопровождение, мешочки. |
|
Март | Встреча 23. |
| Музыкальное сопровождение, стулья, покрывало, веревки, стаканчики. |
|
Март | Встреча 24. |
| Музыкальное сопровождение, стаканчики, обручи. |
|
Март | Встреча 25. |
| Музыкальное сопровождение, стаканчики. |
|
Март | Встреча 26. |
| Музыкальное сопровождение, стаканчики. |
8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Апрель | Встреча 27. |
| Музыкальное сопровождение. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Слалом-гигант» [9, с. 170]. 3. Игра «Море волнуется…» [9, с. 172]. 4. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки» [9, с. 174]. 5. Музыкальная игра-забава с обувью [2]. 7. Игра «Вот такие!» [6, с. 5]. 8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Апрель | Встреча 28. |
| Музыкальное сопровождение. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Плавает, летает, рычит…» [9, с. 175]. 3. Игра «Минута шалости» [9, с. 178]. 4. Игра «Буря» [9, с. 180]. 5. Игра «Волшебные превращения» [9, с.180]. 6. Музыкальная игра-забава с обувью [2]. 7. Игра «Вот такие!» [6, с. 5]. 8. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Апрель | Встреча 29. |
| Музыкальное сопровождение, нарезанная бумага. |
|
Апрель | Встреча 30. |
| Музыкальное сопровождение. |
|
Май | Встреча 31. |
| Музыкальное сопровождение, ленты. |
|
Май | Встреча 32. | 1. Развитие двигательных навыков. Снижение телесного и психоэмоционального напряжения. 2. Активизация восприятия. 3. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, правилами игры. | Музыкальное сопровождение, ленты. |
|
Май | Встреча 33. | 1. Способствовать созданию положительного эмоционального фона в группе. 2. Развивать ловкость, умение преодолевать препятствия. 3. Способствовать снижению уровня негативной энергии (агрессии). | Музыкальное сопровождение, ленты, мячи и мешочки. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Бусинки и пуговички» [7а, с. 35]. 3. Упражнение «Лягушачий вальс» [7а, с. 47]. 4. Упражнение «Волшебный дождь» [3, с. 101]. 5. Музыкальная игра-забава с лентами [2]. 6. Игра «Деревце» [4, с. 11]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Май | Встреча 34. |
| Музыкальное сопровождение, ленты. | 1. Ритуал начала встречи. Упражнение-приветствие «Доброе животное» (как дышит наше доброе животное) [1, с. 8]. 2. Игра «Пчелкины песни» [7а, с. 68]. 3. Игра «Злые и добрые кошки» [7а, с. 62]. 4. Игра «Поймай рыбку» [7а, с.32]. 5. Музыкальная игра-забава с лентами [2]. 6. Игра «Деревце» [4, с. 11]. 7. Ритуал окончания встречи. Упражнение «Доброе животное» (как стучит сердце) [1, с. 8]. |
Источники:
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Музыкальные игры, упражнения, забавы. https://www.youtube.com/watch?v=_kLZUXQvS6o
2а. Музыкальные игры, упражнения, забавы https://www.youtube.com/watch?v=-v3t0Ks0dQk
- Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия/ под ред. Е. В. Свистуновой. – М.: Форум, 2012. Игротерапия, стр. 92-124. Музыкотерапия, стр. 128-179.
- Расслабляющие и успокаивающие игры для детей от 3-х до 6-ти лет/ А.И. Лучинкина [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2016.
- Сборник игр «Игры с парашютом». https://pedsovet.org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/sbornik-igr--igry-s-parashyutom
- Трясорукова Т. П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
- Трясорукова Т. П. Программа «Солнышко»: психопрофилактические занятия с детьми дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
7а. Трясорукова Т. П. Солнечный лучик: коррекция и развитие ребенка в игре. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2011.
- Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...
Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...
Планирование кружковой работы по изобразительной деятельности.
подробное планирование кружковой работы по изобразительной деятельности в средней группе....
Перспективное планирование по кружковой работе "Радуга красок". Разработала Новосёлова Ольга Анатольевна
Перспективное планирование по кружковой работе в подготовительной группе МДОУ «Детский сад № 52 «Медвежонок» общеразвивающего вида» г.Кандалакша «Радуга красок», разработан Новосёловой О. А.Ма...
Планирование кружковой работы по "Оригами" старшая группа.
Планирование кружковой работы с детьми старшей группы.Пояснительная записка.Планирование на год по четыре занятия в месяц....
планирование кружковой работы в ДОУ
планирование по месяцам в кружке Нескучай-ка.-пение и разучивание народных кубанских песен и прибауток....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...