Картотека пальчиковых игр
картотека (средняя группа)

Галиева Любовь Анатольевна

Картотека пальчиковых игр 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

 «В детском саду»

Воспитатель помогает (показываем указательными пальцами обеих рук «лист бумаги») (рисуем в воздухе прямоугольник).

Нам картинки рисовать (соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки-держим «кисточку» и делаем произвольные движения – «рисуем»)

С нами в игры он играет (руки перед собой, вращаем кистями).

И укладывает спать (руки под щеку.)

«Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

  Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

"Осень"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

“Капуста”

 Мы капусту рубим – рубим,                          Движения прямы ладонями   вверх, вниз

 Мы капусту солим-солим,                           Пальцы сложить щепотку.      Посолить

Мы морковку трем –трем,               Потереть кулак одной руки, о   кулак другой руки

Мы капусту жмем-жмем,                                        Сжимать и разжимать кулаки

А потом  мы капусту в рот кладем.                    Поочередно подносим ко рту, пальцы                  левой и правой руки, сложенные щепоткой.

 Ам!                             

Овощи

У девочки Зиночки

(дети делают ладошки «корзинкой»)

Овощи в корзиночке.

Вот пузатый кабачок

(сгибают пальчики, начиная с большого)

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(показывают большой палец)

«Фрукты».

Вот на белом блюдце в ряд

Фрукты спелые лежат:

Раз – чудесный апельсин, Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с                   больших   пальцев, на каждое название фрукта.)

Два – душистый мандарин,

Три – в атласном платье слива,

Аппетитна и красива!

А четыре – это груша.

Хочешь эту грушу скушать?

«Лимон»

Жёлтый-жёлтый наш лимон        Одноимённые пальцы соединяются              подушечками –     показываем лимон.

Кислым соком брызжет он.                Пальцы резко разводим в стороны.

В чай его положим            Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной              руки и «опускаем лимон в чай»

Вместе с жёлтой кожей.           Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

«Заяц»

Раз,  два,  три,  четыре,  пять,  ( Пальчики растопырить и на счёт 1,  2,  3,  4,  5 загибать. )

Вышел зайчик погулять. ( Указательный и средний пальцы выпрямлены – «ушки»,  остальные сжаты в кулачок. )

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить! ( Все пальчики «бегут» по столу. )

Снова будем мы считать:

Раз,  два,  три,  четыре,  пять. ( Пальчики сжать в кулак. Разжимать по одному,  начиная с мизинца.)

«Грибы»

Мы съедобные грибы

Долго собирали,

А потом своим друзьям

Вот что рассказали: (дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)

В бору вырос боровик,

А под дубом дубовик,

На пеньке сидят опята –

Очень дружные ребята.

Вырос подосиновик

Под молодой осиною,

Крупный подберезовик –

Под белою березою.

Если с нами в лес пойдете,  («идут» пальчиками по столу)

Много вы грибов найдете.  (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)

«Мухомор»

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем

другой руки   показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Перелетные птицы»

Птицы в небе тают, тают  Машем руками

Птицы к югу улетают. Ладонь «козырьком» ко лбу

Все растаяли вдали                

Аист, цапли, журавли Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы.

«Курочка»
Вышла курочка гулять,
(шагают указательным и средним пальцами каждой руки)
Свежей травки пощипать,
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки)
А за ней ребятки — желтые цыплятки.
(бегут всеми пальцами обеих рук)
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
(хлопают в ладоши)
Не ходите далеко,
(грозят пальцем ведущей руки)
Лапками гребите,
(гребущие движения пальцами обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола)
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой-указательный, большой-средний и т.д.)

«Мой дом»

На горе мы видим дом. (Кистями рук изобразить домик)

Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)

Вот деревья, вот кусты. (Руками «показать» деревья, кусты.)

Вот душистые цветы. (Пальцами «показать» бутон.)

Окружают весь забор. (Пальцами «показать» забор.)

За забором - чистый двор. (Погладить ладонями стол.)

Мы ворота открываем. (Кистями «показать», как ворота открываются.)

К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)

В дверь стучимся«Тук-тук-тук!».

(Постучать кулаком по столу.)

Кто-то к нам идет на стук. (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.)

В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)

«Семья»

Правая рука сжата в кулак. Левой рукой разжимают пальцы поочередно.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой Разжимают большой палец

Рядом с папой - наша мама. Разжимают указательный палец

Рядом с мамой – старший брат Разжимают средний палец

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка. Разжимают безымянный палец

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. Разжимают мизинец

«Мебель»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели  квартире.               Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.       Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.        Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим    кулачками.

«Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,                                        Дети загибают или разгибают пальцы на                            руке, перечисляя птиц.

.

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.                  Показывают одной рукой на кормушку.

Дам им булки, пшенной каши, Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,       Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения

Пусть клюет его она.

Животные зимой

Спят зимой барсук и ежик,

И медведь зимой спит тоже.

Спят пчела и муравей,

Ждут весенних теплых дней. Дети загибают пальцы на руке, перечисляя животных и насекомых, впадающих зимой в спячку.

«Одеваюсь сам»

Я надену сапоги, курточку

и шапку.

(Показываем на ноги, туловище,голову.)

И на руку каждую

(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая — проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.

(Смена рук.)

«Шапочки»

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.

В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки

В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.

В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.

В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.

И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.


 «Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. 
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки, 
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки. 
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Посуда»

Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело.

«Новый год»!

Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)

Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)

Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)

В гости ёлку привела.

(Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)

К ёлке все мы подошли,

Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.)

Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.)

Даже чуточку устали.

Дед Мороз скорей приди,

(Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд).

Нам подарки принеси.

«Зима»

Пришла зима.                       Развести руки в стороны, показывая вокруг себя 

Стало холодно.                Обхватить руками себя за плечи и поежиться 

Ударили морозы.       Стукнуть правым кулаком по левой ладони  

Реки покрылись льдом.         Вытянуть руки перед грудью и развести их в      разные стороны 

Пошел снег.      Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными   движениями, не спеша, опускать их вниз                                                                                                 

  Он падал белыми пушистыми хлопьями  на землю,        Изобразить сугробы 

На дома,         Соединить руки у себя над головой так, чтобы    получилась «крыша» 

На деревья,         Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы           растопырить, изобразив ветви дерева 

На людей.                                                          Положить руки себе на голову 

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки).

«Вот какой я!»

(Слушаем стихотворение и указываем

на соответствующие части тела.)

У меня есть голова,

Грудь, живот, а там — спина,

Ножки — чтобы поскакать,

Ручки — чтобы поиграть

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать -

Будем транспорт называть:

(Сжимать и разжимать пальчики)

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

(Поочерёдно разжимать пальчики,

начиная с мизинца)

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

(Сжать пальцы в кулачок, начиная с

большого)

«Машины»

По шоссе идут машины,

(Крутим воображаемый руль)

По асфальту едут шины.

(Локти прижаты к туловищу,

ладони двигаются параллельно

друг другу)

По дороге не беги,

(Погрозили пальцем)

Я скажу тебе: «Би-би».

(Рука сжата в кулак,

большой палец выпрямлен –

«сигналим»)

Пальчиковая гимнастика к теме: «Инструменты».

Мы пилили, (Делают пилящие движения).

Мы рубили, (Делают рубящие движения).

Громко молотком стучали,

Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).

Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).

И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).

«Дорожных правил очень много».

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Комнатные цветы

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

необычной красоты!

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

В комнатах у нас растут,

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Аспарагус, каланхоэ, фиалка, герань, алоэ.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

И цветут, цветут, цветут.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Шевелим пальчиками, лепестками цветка.

Бальзамин, бегония, фиалка, роза, пеларгония.

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

Комнатные нежные цветы,

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Лето посреди зимы.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

«23 февраля»

Подарите мне фуражку,

/Ритмичное касание одинаковых пальцев

обеих рук, начиная с большого/

Сапоги и автомат.

/Разводить одинаковые пальцы, начиная

с больших/

Стану воином отважным

/Сжимание рук в кулаки/

Защищать вас буду рад.

/Пальцы сцепить в замок/

«Весна»

Туча, туча улетай

(подуть, одновременно сделав движение руками вперед и в стороны, как бы отодвигая тучи)

Небо солнцу отдавай!

Небо стало чистое

(Поднять руки вверх и опустить через стороны вниз)

От солнышка лучистое,

Снег повсюду тает

(согнутые в локтях руки поднести к груди, а затем волнообразными движениями развести их в стороны)

И водою убегает.

«Мамин День»

Мне сегодня просыпаться,        щепотки рук на уровне глаз резко раскрываются и закрываются

Подметать и улыбаться,                         одна рука "держит" совок, вторая "подметает"

Чашки мыть - совсем не лень                                                                              трём руки

Потому что мамин день!       хлопаем в ладоши, зажимаем пальцы в кулачок, а большой оттопыриваем

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять

пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Пылесос.

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)

Ты куда суёшь свой нос? то же, но ладони обращены друг к другу.

Я жужжу, я жужжу, Соприкосновение кончиков пальцев

Я порядок навожу.

Птицы прилетают.

С наступлением весны,

Птицы прилетают. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).

А грачи у лужицы

(Ладони раскрыты, соединены чашечкой.)

Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук).

Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты).

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть

    Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка

Рыбка, рыбка, озорница,

    Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать

    Медленно сжимают ладони

Рыбка спину изогнула

    Снова изображают, как плывёт рыбка

Крошку хлебную взяла

     Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплылаь   Снова «плывут»

«Солнечная система».

           По порядку все планеты

           Назовёт любой из нас:(загибаем пальцы)

           Раз — Меркурий,

           Два — Венера,

           Три — Земля,

           Четыре — Марс.

           Пять — Юпитер,

           Шесть — Сатурн,

           Семь — Уран,

           За ним — Нептун.

           Он восьмым идёт по счёту.

           А за ним уже, потом,

           И девятая планета

           Под названием Плутон.

Пальчиковая гимнастика «Книжки»

Мы на полочке лежим                руки «полочкой»

Сказку рассказать хотим.                разводят руки в стороны

В руки нас быстрей возьми                руки в «замок» перед собой

И читать скорей начни:                соединяют ладошки вместе «книжечкой»

Про колобок-румяный бок,           соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар

Про зайку,        ушки над головой (или из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»)

И про теремок.        ладони «домиком» над головой или перед собой

Книжек много есть на свете!  соединяют пальцы рук по одному пальчику начиная с мизинца

Почитать хотите, дети?        потёрли ладошки перед собой

«Цветы»

Утром рано он закрыт,              Кисти рук находятся в исходном положении.

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки –              Ладони отходят друг от друга, подушечки больших

                                                         пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук

                                                         напоминают полураскрытый бутон.

Красоту их вижу.                         Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно

                                                         расходятся в разные стороны, напоминая

                                                         раскрывшийся цветок.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.                      Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.                 Кисти рук кладут под щеку – имитация сна. 

«Ромашка»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

«Жук»

Жук  жужжит,

(дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

«Солдатская каша»

Мы крупу в ковше варили,

Левую ладонь сложить в виде пригоршни (ковш,указательным пальцем правой руки (ложкой) «помешать кашу», остальные пальцы прижаты к ладони.

Хорошенько посолили.

Пальцы правой руки сложить щепоткой и показать, как солят кашу.

Здесь уже и ложка наша,

Правую руку положить на стол ладонью вверх; ладонь сложить в виде пригоршни (ложка).

Так вкусна солдата каша!

Руки согнуть в локтях, сжать кулаки, большой палец на правой и левой руке поднять вверх.

«Лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...