Мастер-класс для педагогов "Волшебные картинки".
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Мастер-класс для педагогов
«Волшебные картинки»
Составитель:
Тимирбаева Елена Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Аша, 2020
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Перед вами черный ящик. Угадайте, что находится в этом ящике? Красочные, образные, логически последовательные, сюжетные. Что это?
(Картинки)
Звучит музыка. Открывает ящик, достает их.
Правильно! Да, это картинки. Но непростые, а волшебные. С их помощью можно научить детей составлять связные описательные рассказы. Сегодня я покажу и расскажу, как это сделать.
В современных исследованиях отмечается, что умение и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигаются того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется при ОНР.
Всем детям с ОНР необходима работа по развитию связной речи. Дети имеют скудный словарный запас, аграмматизмы в речи, не умеют формулировать связные высказывания, нарушена логическая последовательность изложения информации.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Вопрос аудитории: «Как вы считаете, нужно ли развивать связную речь?»
«Какие вы используете методы по развитию связной речи у своих детей?»
(ответы)
Я хочу показать вам, как с помощью этих волшебных картинок можно обучать детей составлению рассказов цепной и параллельной организации. Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, я разработала картотеку картинок для составления рассказов цепной и параллельной организации по лексическим темам.
Цепной рассказ представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке, такой тип связи предложений чаще всего относится к повествовательному рассказу, который представлен в виде схемы на слайде. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, изображены на иллюстрациях. Стрелки, расположенные между картинками, обозначают слова-действия, раскрывающие то, что произошло с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении.
Цепной рассказ устроен так, что каждое следующее предложение вытекает из предыдущего. В 2-х предложениях мы думаем об одном и том же предмете.
Пример: схема на слайде (Медведь и мед)
А теперь, уважаемые коллеги, попробуем составить рассказ цепной организации.
Медведь любит мед.
Мед собирают пчелы.
Пчелы живут в ульях.
Улья находятся в лесу.
Молодцы! Теперь, давайте попробуем повторить рассказ хором, все вместе.
Следующая методика - РАССКАЗ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Рассказ параллельной организации не имеет четкой программы, как рассказ цепной организации. Сам рассказ характеризуется параллельным расположением предложений.
Такой рассказ включает 3 этапа.
1. Представляет перечень символики, с помощью которых выделяются признаки (ухо, глаз, рука, рот).
2.Обеспечивает выделение признаков предмета (форма, цвет, вкус, размер).
3. Описывает предмет.
Например, попробуем рассказать про яблоко, используя схемы символы, которые предлагаются детям. Я предлагаю первый вариант: план-схему. Попробуем. Составим описательный рассказ про яблоко.
Второй вариант: составляем рассказ, используя контейнеры с символикой. Давайте попробуем.
Вопросы: Как вы считаете, эффективны ли эти методики в работе с детьми?
Назовите, пожалуйста, анализаторы, через которые ребенок исследует предмет? (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
Правильно, коллеги. Кто ответил на вопрос и получил карточки, приглашаю вас в фокус-группу.
Фокус-группа (2 задания): составить рассказ цепной и параллельной организации.
Вопрос аудитории:
Как вы считаете, развитие связной речи актуально в наше время?
Может ли у ребенка с ОНР самостоятельно сформироваться связная речь?
Как вы считаете, кто может использовать эти методики в работе по развитию речи?
Кого заинтересовали эти методы?
Теперь предлагаю слово фокус-группе.
Молодцы, коллеги! Спасибо!
Вывод:
Хочу закончить свой мастер-класс словами К.Д.Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».
Я рекомендую вам использовать в своей работе методики обучения составлению рассказа параллельной и цепной организации.
На память о нашем мероприятии предлагаю вам буклеты.
Благодарю за работу аудиторию и фокус-группу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по созданию интеллект -карт.
Работа с детьми....
Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....
Мастер - класс на тему: Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по сказке "Колобок".
Мастер - классна тему: Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по сказке « Колобок».В мир дошкольных технологий, ментальная – карты пришли благода...
Мастер класс по использованию интеллект карт в ДОУ
Интеллект карта...
Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»
Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....
Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Мастер - класс для педагогов "Живые картинки"
Мастер - класс для педагогов: один из методов в нетрадиционной технике рисования для детей старших групп "Живые картинки" с использованием маркера для белой доски и воды...