Консультация для педагогов " Организация и планирование занятий по ФЭМП в детском саду"
консультация (младшая группа)
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Сказка»
Консультация
«Организация и планирование занятий по ФЭМП в детском саду»
Воспитатель: Овчинникова Н.Г.
2021 г.
«Организация и планирование занятий по ФЭМП в детском саду»
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Основы математических знаний, необходимых ребенку в школе закладываются в дошкольном возрасте. Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность его влияет не только содержание предлагаемого материала, но так же форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
В любом возрасте очень важно создать у дошкольников мотивацию на решение учебных задач, чтобы познавательная деятельность приносила им радость. Начало занятия по математике должно быть эмоциональным и интригующим. Педагог должен создать какую-то проблемную ситуацию, задействовав при этом игровые и сказочные мотивы. Например, детям демонстрируется изображение сказочного города, где поселился злой волшебник Ноль — мастер загадок, который запер всех жителей в домах, чтобы они не могли погреться на солнышке и погулять по зелёной травке. Чтобы освободить жителей, ребята должны выполнить все задания волшебника.
-Волшебник приготовил для ребят математические загадки, отгадав которые дошкольники смогут освободить жителей сказочного города
-Другой пример — мудрый филин пишет, что он живёт в лесу в большом доме, приглашает детей в гости. Выполнив задания героя, ребята смогут узнать, кто соседи филина.
Хороший мотив для будущих школьников — предложение проверить свои знания, испытание на сообразительность. Например, в группе появляется воздушный шарик, к нему привязано письмо от королевы страны Математики. Она приглашает к себе в гости умных и находчивых, которым всё по плечу и т.д.
К занятиям необходимо тщательно готовиться:- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т. д.)
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких занятиях.
При переходе от одной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала. Различают типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр,
2) занятия в форме дидактических упражнений,
3) занятия в форме дидактических игр и упражнений одновременно.
Выделение этих типов условно и зависит от того, что является ведущим на занятии: д/и, дид. материал и деятельность с ним или сочетание того и другого.
Занятия в виде дидактических игр проводится в младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность, сказочные герои, связь между всеми дидактическими играми.
Вид занятия зависит от программных задач:
1) занятие полностью посвящено изучению нового материала,
2) занятие полностью посвящено повторению,
3) занятие смешанного типа (используются наиболее часто),
4) итогово-проверочные занятия (новый материал не даётся!).
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: Какие? (Высказывания педагогов). Предлагаю разобраться в этих задачах.
(слайд)
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
Таким образом, второе колечко модели успешного занятия – Готовность воспитателя к занятию.
Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП? (Ответы воспитателей)
(Слайд)
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практические методы – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Таким образом, третье колечко Пирамидки успешного занятия – Выбор оптимальных методов и приёмов.
Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал. Материал должен быть различным на каждом занятии. Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой). Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Итак, пятое колечко – Грамотная речь воспитателя
Вот так выглядит модель успешного занятия по ФЭМП.
И только при наличии всех этих компонентов, занятие будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.
В конце скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодого педагога «Организация и планирование занятий по ФЭМП в детском саду»
Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими в детском саду, готовятся переступить порог школы. Воспитатель же, в свою очередь, должен воспитывать в де...
Консультация для педагогов. "Организация и планирование прогулок в зимнее время". Январь 2020г
Консультация для педагогов «Организация и планирование прогулок в зимний период»...
Консультация для педагогов "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
как правильно организовать театрализованную деятельность в ДОУ...
Консультация для педагогов "Организация и планирование режимных моментов в детском саду"
quot;Организация и планирование режимных моментов в детском саду"...
Консультация для педагогов "Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду".
Роль воспитателя на занятиях физической культурой в детском саду....
Семинар практикум для педагогов: "Организация и методика проведения театрализованной деятельности в детском саду"
Для приобщения и развития артистизма, творчества, активности детей, помочь педагогам использовать разнообразные формы организации театрализованной деятельности, методы и приемы....