РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
рабочая программа

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

         ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка, курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций), также для профессиональной подготовки по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование по очной форме обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОП.03).

1.3. Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.

Задачи дисциплины:

  1. Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.
  2. Формирование представлений о возрастных особенностях функционирования физиологических систем.
  3. Формирование представлений о физиологической основе режима дня, гигиенических требованиях у организации учебного процесса.
  4. Формирование навыков создания оптимальных условий для организации учебного процесса.
  5. Формирование навыков применения мер профилактики нарушений работы физиологических систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

У2. применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных     модулей и в профессиональной деятельности;

У3. оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

У4. проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

У5. обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж»

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора ГПОУЯНАО

                                                                                            «Надымский профессиональный колледж»

от 20.05.2021 г. № 75-од

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена

 

 

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надым, 2021

         

Программа разработана в соответствии с примерной программой  общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена  для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный  институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 1351 http://www.firo.ru/?page_id=18952 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов  и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по 44.02.01 Дошкольное образование.

 Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)

Составитель:

Доржиева С.В.  преподаватель профессиональной дисциплины

РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

Дошкольного образования

Протокол № 6

от «18» мая 2021 г.

Председатель УМО:

_____________ (С.В. Доржиева)

ОДОБРЕНА

Научно -методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 6

от «19» мая 2021 г.

Председатель МС:

_____________ (И.Н. Елагина)

        СОДЕРЖАНИЕ         

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

5.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

19

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

         ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка, курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций), также для профессиональной подготовки по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование по очной форме обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОП.03).

 

1.3. Цели и задачи дисциплины  требования к результатам освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.

Задачи дисциплины:

  1. Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.
  2. Формирование представлений о возрастных особенностях функционирования физиологических систем.
  3. Формирование представлений о физиологической основе режима дня, гигиенических требованиях у организации учебного процесса.
  4. Формирование навыков создания оптимальных условий для организации учебного процесса.
  5. Формирование навыков применения мер профилактики нарушений работы физиологических систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1. определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

У2. применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных     модулей и в профессиональной деятельности;

У3. оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

У4. проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

У5. обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

З1. основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

З2. основные закономерности роста и развития организма человека;

З3. строение и функции систем органов здорового человека;

З4. физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

З5. возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

З6. влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

З7. основы гигиены детей;

З8. гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

З9. основы профилактики инфекционных заболеваний;

З10. гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного учреждения;

З11. периодизацию индивидуального развития, критические периоды;

З12. особенности влияния факторов среды на здоровье детей;

З13. особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;

З14. этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.

 

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладении обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, комплексом знаний и умений, в том числе:

Код и

наименование

Наименование результата обучения

ОК 1. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Умеет:

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при   организации   обучения   и   воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей.
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

ОК 2. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

ПК 1.1.

Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей в и профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

Умеет:

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

Умеет:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе   при   организации   обучения   и   воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Умеет:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе
  • при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Умеет:

  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Умеет:

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

Умеет:

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

ПК 4.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

ПК 4.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;

этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;

этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

3. Структура и содержание дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид учебных занятий

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

теоретическое обучение

60

лабораторные занятия

-

практические занятия

10

самостоятельные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Форма промежуточной аттестации по дисциплине:

экзамен 2 курс 4 семестр

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

 

 Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объём часов

 

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Общие закономерности роста и развития детей и

подростков

 

Содержание 

16

1

 

1.Закономерности роста и развития организма ребенка

2.Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов.

3.Здоровье и физическое развитие ребенка

           

Практические занятия

«Изучение уровней организации организма и его регуляця»

Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентации с иллюстрациями этапами развития организма ребенка, подготовить рефераты о возрастных периодах и их характеристик.  

10

 

Тема 2.  Анатомо- физиологические особенности систем органов

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

26

2

 

 

 

 

 

1.Опорно-двигательная система

2.Система крови

3.Органы кровообращения

4.Органы дыхания

5.Органы пищеварения

Обмен веществ и превращение энергии

6. Кожа. Выделительная Система.  

7.Нервная система. Высшая нервная деятельность.

8.Анализаторы

9.Эндокринная система

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

«Закономерности роста и развития организма человека»

«Изучение рефлекторной деятельности мозга»  

«Нервная система»

 

 

Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекций, пройденного материала. Доработка практических работ, рефераты и презентации по органам. 

10

Тема 3.  Гигиенические основы здорового

образа жизни

 

 

 

Содержание

28

  1. Гигиена нервной системы.
  2. Гигиена зрения
  3. Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
  4. Гигиена органов пищеварения
  5. Гигиена кожи
  6. Физкультурные занятия. Подвижные игры
  7. Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
  8. Сущность закаливания. Принципы закаливания
  9. Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание

10.Смешанное и искусственное вскармливание. Питание детей от года до 7 лет.

11. Назначение одежды. Одежда детей первого года жизни. Одежда и обувь дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические занятия

 

«Эндокринология: влияния эндокринных желез на развитие»

«Анализ возрастных особенностей сенсорных систем и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения»

«Дыхательная система: составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания»

«Изучение сердечно-сосудистой системы»

«Сравнение детских инфекций»

«Эпидемиология и инфекционные заболевания»

Самостоятельная работа обучающихся: изучение пройденного материала, рефераты по гигиене органов, составления комплекса упражнений для сохранения и поддержки здоровья ребенка, физических упражнений, доклады по формированию и развитию культурно-гигиенических навыков 

15

 

Итого

70

 

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы дисциплины требует наличия специализированных средств обучения:

наглядные пособия (таблицы и плакаты): 

  1. Изменение пропорций тела с возрастом.
  2. Схема строения нервной системы.
  3. Симпатическая и парасимпатическая нервная система.
  4. Головной мозг человека.
  5. Эндокринная система.
  6. Обонятельный и вкусовой анализаторы.
  7. Двигательный анализатор.
  8. Слуховой анализатор.
  9. Зрительный анализатор.
  10. Кожа и кожный анализатор.
  11. Схема образования условного рефлекса и внешнего торможения.
  12. Типы высшей нервной деятельности.
  13. Скелет человека.
  14. Скелет человека и кровеносная система.  
  15. Строение костей и типы их соединения.  
  16. Мышцы человека.
  17. Следите за осанкой.
  18. Типы осанок.
  19. Отпечатки стопы.
  20. Форма ног при рахите.  
  21. Кровеносная система.
  22. Строение сердца человека.  
  23. Схема кровообращения.  
  24. Гортань и органы дыхания.  
  25. Схема пищеварения.
  26. Режим питания школьника.  
  27. Выделительная система.
  28. Схема проведения закаливающих процедур.  
  29. Гигиена одежды и обуви.

Модели: 

  1. Головной мозг человека.
  2. Полушария головного мозга человека (с цветовым обозначением долей).  
  3. Глаз
  4. Ухо
  5. Сердце  
  6. Гортань  
  7. Желудок

 

Технические средства обучения: 

  1. телевизор
  2. ПК или ноутбук
  3. мультимедийный проектор

   

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

  1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. –8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.
  2. Сапин М. Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования . Изд. 7-е. М.: Академия, 2016. – 384 с.

Дополнительные источники: 

  1. Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка.

М.: Айрис-пресс, 2016. – 208 с.

  1. Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2018. – 92 с.
  2. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2017. – 335 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).
  3. Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие.

С.Н.Малафеева. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Уральское изд-во, 2017. – 646 с.

  1. Петрухин А.С., Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2015. – 376 с.
  2. Смирнов. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. М.:

Академия, 2007. – 464 с.

  1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник под ред. к.м.н. И.К. Гайнутдинова. Изд. 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 478 с.

 Интернет-ресурсы: 

  1. Анатомический атлас человека: http://www.anatomy.tj
  2. Атлас анатомии человека: http://www.anatomcom.ru
  3. Словарь анатомии человека http://slovar-anatomy.ru

 

 

 

 

 

 

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем, включает в себя анализ понятий по изученной теме, самостоятельную работу, написание рефератов, практических занятий, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос.

Результаты освоения

учебной дисциплины

Основные показатели оценки

результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1.

Оценивать риски и

принимать решения в

нестандартных ситуациях.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния  на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить  под  руководством  медицинского  работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ОК 2. Осуществлять

профилактику травматизма,

обеспечивать охрану жизни

и здоровья детей.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 1.1. Планировать

мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения

двигательного режима.

Знает:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

Умеет:

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 1.4. Осуществлять

Педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.1. Планировать

различные виды

деятельности и общения

детей в течение дня.

 Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.2. Организовывать

различные игры с детьми

раннего и дошкольного

возраста.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.3. Организовывать

посильный труд и

самообслуживание.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.4. Организовывать

общение детей.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.5. Организовывать

Продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 2.6. Организовывать и

проводить праздники и

развлечения для детей

раннего и дошкольного

возраста.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

Знает:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

Умеет:

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 3.3. Осуществлять

педагогический контроль,

оценивать процесс и

результаты обучения

дошкольников.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 4.1. Разрабатывать

методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

Знает:

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

Умеет:

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 4.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический

опыт и образовательные

технологии в области

дошкольного образования

на основе изучения

профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности

других педагогов.

Умеет:

  • применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
  • оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

Знает:

  • основные закономерности роста и развития организма человека;
  • строение и функции систем органов здорового человека;
  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
  • основы гигиены детей;
  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
  • основы профилактики инфекционных заболеваний;
  • гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
  • периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
  • особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
  • особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
  • этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.

Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»

ВведениеДолголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности

Оценочный лист рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплин (модуля), курса внеурочной деятельности...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

ВВЕДЕНИЕНастоящие методические указания по дисциплине ОП.3 Возрастная анатомия, физиология и гигиена по освоению программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольн...

Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольного образования 2023-2024

Рабочая программа группы № _______общеразвивающей направленности детей до 3 лет жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учѐтом основной образовательной программы дошкольн...