Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора ГПОУЯНАО
«Надымский профессиональный колледж»
от 20.05.2021 г. № 75-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2021
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 1351 http://www.firo.ru/?page_id=18952 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по 44.02.01 Дошкольное образование.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Доржиева С.В. преподаватель профессиональной дисциплины
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
Дошкольного образования
Протокол № 6
от «18» мая 2021 г.
Председатель УМО:
_____________ (С.В. Доржиева)
ОДОБРЕНА
Научно -методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 6
от «19» мая 2021 г.
Председатель МС:
_____________ (И.Н. Елагина)
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
5. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка, курсы повышения квалификации для воспитателей дошкольных образовательных организаций), также для профессиональной подготовки по специальности СПО 44.02.01. Дошкольное образование по очной форме обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.03 «Возрастная анатомия, физиология, гигиена» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОП.03).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью дисциплины является формирование целостного научного представления об организме ребенка как о многоуровневой динамичной биосоциальной системе, развивающейся в тесной взаимосвязи с внешней средой.
Задачи дисциплины:
- Формирование представлений о закономерностях роста и развития детского организма.
- Формирование представлений о возрастных особенностях функционирования физиологических систем.
- Формирование представлений о физиологической основе режима дня, гигиенических требованиях у организации учебного процесса.
- Формирование навыков создания оптимальных условий для организации учебного процесса.
- Формирование навыков применения мер профилактики нарушений работы физиологических систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У1. определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
У2. применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
У3. оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
У4. проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
У5. обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З1. основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
З2. основные закономерности роста и развития организма человека;
З3. строение и функции систем органов здорового человека;
З4. физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
З5. возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
З6. влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
З7. основы гигиены детей;
З8. гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
З9. основы профилактики инфекционных заболеваний;
З10. гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного учреждения;
З11. периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
З12. особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
З13. особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
З14. этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 105 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 35 часов.
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладении обучающимися общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями, комплексом знаний и умений, в том числе:
Код и наименование | Наименование результата обучения |
ОК 1. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Умеет: - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей.
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
|
ОК 2. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
|
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей в и профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. | Умеет: - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. | Умеет: - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. | Умеет: - определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе
- при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. | Умеет: - оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 2.4. Организовывать общение детей. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). | Умеет: - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
|
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
|
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. | Умеет: - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
|
ПК 4.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
|
ПК 4.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста. |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста. |
3. Структура и содержание дисциплины
3.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебных занятий | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение | 60 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
самостоятельные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: | экзамен 2 курс 4 семестр |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Общие закономерности роста и развития детей и подростков | Содержание | 16 | 1 |
1.Закономерности роста и развития организма ребенка 2.Возрастные периоды развития ребенка. Характеристика возрастных периодов. 3.Здоровье и физическое развитие ребенка | |
Практические занятия «Изучение уровней организации организма и его регуляця» |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентации с иллюстрациями этапами развития организма ребенка, подготовить рефераты о возрастных периодах и их характеристик. | 10 | |
Тема 2. Анатомо- физиологические особенности систем органов | Содержание | 26 | 2 |
1.Опорно-двигательная система 2.Система крови 3.Органы кровообращения 4.Органы дыхания 5.Органы пищеварения Обмен веществ и превращение энергии 6. Кожа. Выделительная Система. 7.Нервная система. Высшая нервная деятельность. 8.Анализаторы 9.Эндокринная система | |
| Практические занятия «Закономерности роста и развития организма человека» «Изучение рефлекторной деятельности мозга» «Нервная система» |
| |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекций, пройденного материала. Доработка практических работ, рефераты и презентации по органам. | 10 |
Тема 3. Гигиенические основы здорового образа жизни | Содержание | 28 |
|
- Гигиена нервной системы.
- Гигиена зрения
- Гигиена органов дыхания и голосового аппарата
- Гигиена органов пищеварения
- Гигиена кожи
- Физкультурные занятия. Подвижные игры
- Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия
- Сущность закаливания. Принципы закаливания
- Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание
10.Смешанное и искусственное вскармливание. Питание детей от года до 7 лет. 11. Назначение одежды. Одежда детей первого года жизни. Одежда и обувь дошкольника. | |
Практические занятия | |
«Эндокринология: влияния эндокринных желез на развитие» «Анализ возрастных особенностей сенсорных систем и составление рекомендаций по гигиене слуха и зрения» «Дыхательная система: составление основных вопросов и ответов по процессу дыхания» «Изучение сердечно-сосудистой системы» «Сравнение детских инфекций» «Эпидемиология и инфекционные заболевания» |
Самостоятельная работа обучающихся: изучение пройденного материала, рефераты по гигиене органов, составления комплекса упражнений для сохранения и поддержки здоровья ребенка, физических упражнений, доклады по формированию и развитию культурно-гигиенических навыков | 15 | |
Итого | 70 | |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия специализированных средств обучения:
наглядные пособия (таблицы и плакаты):
- Изменение пропорций тела с возрастом.
- Схема строения нервной системы.
- Симпатическая и парасимпатическая нервная система.
- Головной мозг человека.
- Эндокринная система.
- Обонятельный и вкусовой анализаторы.
- Двигательный анализатор.
- Слуховой анализатор.
- Зрительный анализатор.
- Кожа и кожный анализатор.
- Схема образования условного рефлекса и внешнего торможения.
- Типы высшей нервной деятельности.
- Скелет человека.
- Скелет человека и кровеносная система.
- Строение костей и типы их соединения.
- Мышцы человека.
- Следите за осанкой.
- Типы осанок.
- Отпечатки стопы.
- Форма ног при рахите.
- Кровеносная система.
- Строение сердца человека.
- Схема кровообращения.
- Гортань и органы дыхания.
- Схема пищеварения.
- Режим питания школьника.
- Выделительная система.
- Схема проведения закаливающих процедур.
- Гигиена одежды и обуви.
Модели:
- Головной мозг человека.
- Полушария головного мозга человека (с цветовым обозначением долей).
- Глаз
- Ухо
- Сердце
- Гортань
- Желудок
Технические средства обучения:
- телевизор
- ПК или ноутбук
- мультимедийный проектор
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. –8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 496 с.
- Сапин М. Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования . Изд. 7-е. М.: Академия, 2016. – 384 с.
Дополнительные источники:
- Ганат С.А. Конспекты лекций по анатомии, физиологии и гигиене ребенка.
М.: Айрис-пресс, 2016. – 208 с.
- Гончарова, Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2018. – 92 с.
- Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие. Новосибирск: АРТА, 2017. – 335 с. (Серия «Безопасность жизнедеятельности»).
- Малафеева С.Н. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие.
С.Н.Малафеева. Екатеринбург, ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т»; Уральское изд-во, 2017. – 646 с.
- Петрухин А.С., Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2015. – 376 с.
- Смирнов. В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е. М.:
Академия, 2007. – 464 с.
- Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник под ред. к.м.н. И.К. Гайнутдинова. Изд. 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 478 с.
Интернет-ресурсы:
- Анатомический атлас человека: http://www.anatomy.tj
- Атлас анатомии человека: http://www.anatomcom.ru
- Словарь анатомии человека http://slovar-anatomy.ru
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем, включает в себя анализ понятий по изученной теме, самостоятельную работу, написание рефератов, практических занятий, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос.
Результаты освоения учебной дисциплины | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ОК 2. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. | Знает: - возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
Умеет: - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 1.4. Осуществлять Педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.4. Организовывать общение детей. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.5. Организовывать Продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. | Знает: - возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
Умеет: - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 4.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. | Знает: - возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
Умеет: - обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 4.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | Умеет: - применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.
Знает: - основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.
- периодизацию индивидуального развития, критические периоды;
- особенности влияния факторов среды на здоровье детей;
- особенности региональных факторов среды и их влияние на здоровье детей дошкольного возраста;
- этиологию и профилактику эндемических заболеваний детей дошкольного возраста.
| Анализ понятий по изученной теме, анализ практических занятий, самостоятельная работа, написание рефератов, устный, письменный фронтальный и индивидуальный опрос |